Крауд: Павел Леонов "Вражеские уроки"

Nov 18, 2023 16:37

Я тут смотрю, парни взяли уже 75% сбора. Это хорошо. Ведь всегда хочется, чтобы что-то хорошее сбывалось. Для тех же, кто еще размышляет - дам еще один отрывок из будущей книги.

Между 1940 и 1960-м годом было 4 поколения активных сонаров для эсминцев. QHB был первым сонаром, работающим на частоте 25 кГц, используя 48 сантиметровый излучатель под корпусом корабля, обеспечивающий дальность в 1,64 километра при скорости 20 узлов. К 1959 году SQS-4, работающий на частоте 15 кГц, требовал излучатель диаметром уже 150 сантиметров, но обеспечивал дальность работы в 7,3 километра. А SQS-23 (30 тонн), впервые размещенный на кораблях в 1958 году, требовал излучателя в 2,4 метра (частота 5 кГц), обеспечивая дальность работы уже в 9,1 километра. Проблема была в том, что оружие эсминца в тот момент было бесполезно на дальности обнаружения дизельной лодки, а сама гидроакустическая аппаратура слишком велика для установки на любой эсминец. С развитием установки SQS-26, которая для работы на частоте 3,5 кГц требовала еще больший диаметр излучателя (и весила 26 тонн), и предъявляла еще большие требования к энергоснабжению, стало понятно, что требуется новый носитель средств гидроакустического обнаружения. К 1960-м годам было установлено 75 станций (2 - фрегаты «Бронштейн», 10 - фрегаты «Брук», 10 - фрегаты «Гарсия», 46 - фрегатов «Нокс», 11 - на разных крейсерах, в том числе 9 «Белкнапов»).
Однако ограниченные дальностью обнаружения этих установок (даже не упоминая о многочисленных недоработках и сбоях, которые будут исправлены к 1970-м годам) эсминцы практически не обладали оружием для уничтожения быстроходной цели на дистанции. У эсминцев на тот момент было два способа разрешения этих проблем: АСРОК (ASROCK) и ДЭШ (DASH).
Первая система представляла собой установку запуска твердотопливной ракеты, несущей малую противолодочную торпеду Мк44 (позже Мк46), или атомную глубинную бомбу с боеголовкой W34 на дистанцию от 0,8 до 9 километров. Эффективность работы этой ракетной установки была ограничена торпедами которая она несла (низкая эффективность по мнению самих американцев, которую мы увидим в цитате о торпедах ниже), либо 10 килотонным зарядом, подрывать который вблизи корабля было бы не очень разумно. Получалось что в случае конфликта с применением ядерного оружия лодке стоило сближаться с кораблями эскорта на максимальной скорости для нанесения им удара, а в случае неядерного конфликта просто уходить на максимальной скорости на максимальной глубине от акустически наводящихся торпед со скоростью хода 30 узлов и глубиной хода максимум 300 метров.
ДЭШ (DASH, drone anti-submarine helicopter, беспилотный противолодочный вертолет) - появился у флота США в 1958 году, когда 31 декабря был подписан контракт с «Гиродайн Компани» на поставку 12 противолодочных беспилотных вертолетов двух типов. 12 августа 1960 года вертолет соосной схемы[1] совершил первый полет с испытательной площадки в Мэриленде, и с 1960 по 1962 проходил обкатку и избавление от детских болезней, пока 1 июля 1963 года было получено одобрение на закупку 3 машин на каждый из 240 модернизируемых эсминцев по программе FRAM 1 и 2.
Это были программы, утвержденные флотом в 1958 году, предназначенные чтобы выжать максимум противолодочных возможностей из старых корпусов. FRAM1 (Fleet Rehabilitation And Modernization, флотская реконструкция и модернизация) устанавливал систему SQS-23, АСРОК/ДЭШ, и систему управления огнем Мк.111 (учитывает скорость и курс корабля носителя, вырабатывает исходные данные для стрельбы с учетом направления и скорости ветра, плотности воздуха, которые вводятся в ПУ и бортовую систему ракеты) для 79 эсминцев класса «Гиринг», в то время как FRAM2 устанавливал более простую систему SQS-4, ДЭШ и погружной сонар (изменяемой глубины, VDS) SQS-9 на 52 эсминцах Самнер/Флетчер.
Активная акустика не была лучшим способом чтобы засечь лодку под шноркелем, но была единственным возможным способом засечь лодку XXI типа идущую на батареях. Это было развитие тактики преследования, используемой группами Охотник-Убийца, когда самолеты засекали лодку под шноркелем, заставляли ее погрузиться и преследовали до исчерпания батарей. Но тактика сдерживания активным сонаром не работала для подводных лодок с ядерной силовой установкой. Из-за их способности перемещаться в трех измерениях с большой скоростью, атомные подводные лодки могли просто избегать носителя активного сонара на надводной платформе (или просто атаковать и уничтожить его).
Это породило огромный парадокс в противолодочной борьбе США к середине 1960х годов. Получалось что пассивная акустика стала ключом к борьбе с атомными подводными лодками, особенно с носителями баллистических ракет, борьба с которыми стала делом национальной важности и обеспечила приток внимания и денег в начале 1950-х годов. . Активная же акустика стала просто одним из последних барьеров на пути лодки к атаке ценных целей, неважно наземных или надводных, но практически бесполезным инструментом для поиска лодок в океане и заградительных операций. Понятно, что в борьбе с малошумными дизельными подводными лодками активная акустика не переставала играть важную роль, но силы ВМС США сконцентрировались на борьбе с атомной угрозой, оставляя дизельные лодки своим союзникам (как их строительство, так и борьбу со вражескими). Получалось что эсминцы флота работали с активной акустикой (обделенной вниманием и бюджетом), в то время как подводники и летчики - с пассивной.

[1] У вертолета два винта, вращающиеся в противоположных направлениях, хвостовой винт не требуется

Кто решит поддержать или поучаствовать в проекте - ссылка - «Вражеские уроки (1945-1972)»


Холодная Война

Previous post Next post
Up