Госпитальеры на Балтике

Jan 21, 2023 18:25

Госпитальеры, ну или рыцари Св. Иоанна, кому как удобнее, появились на Балтике в 1219 году, тогда же они приняли участие в походах против эстов с датскими контингентами. Причем, не знаю, байка или нет, но то ли датский флаг произошел из флага Ордена, то ли наоборот, флаг Ордена почти скопировал флаг Дании.
В 1266 году был образован приорат Ордена Св. Иоанна в Дании (Дакийский приорат), который включал в себя девять командорств - шесть из них находились на территории Дании и Гольштейна, два в Швеции, и одно в Норвегии. Однако вскоре приорат сильно обеднел, и его сначала отдали на поруки Родосскому представительству, которое сплавило приорат Тевтонскому Ордену в обмен на владения немцев в Сицилии. С тех пор основаня деятельность госпитальеров была сосредоточена на Средиземном море, но балтийские страны о них не забывали и умения рыцарей понадобились после того, как страны Балтийского моря стали строить регулярные флоты.
Началось наверное все с любви нового шведского короля Густава Вазы к галерам. Ваза просто обожал их, и только на галерах путешествовал морем. Понятно, что после завоевания независимости Швеции король Густав обратился за помощью в строительстве прибрежного флота к мальтийским рыцарям, которые построили королю 20 мелких галер, защищавших Стокгольмский архипелаг.
Продолжение истории наступило в 1629 году, когда царствовал Густав-Адольф. По истории по кораблю «Васа» можно понять, что дядька страдал манией величия и гигантомании, и в 1629 году мальтийским рыцарем Джозефом Фруттенбахом былапереведена на немецкий и шведский знаменитая мальтийская книга «Architectura Navalis», по которой Густав-Адольф и повелел строить шведский флот. Однако с галерами произошла та же история, что и с «Васой» - несмотря на протесты корабельных дел мастеров с Мальты король приказал директивно увеличить размеры галер до 90, а то и 100 метров, и до 30 весел на борт. В результате вела были толь длинными и тяжелыми, что ими с трудом ворочали семеро гребцов, причем на банке трое гребцов сидели, а четверо - работали стоя.
Карл XI продолжил подобное же строительство, но оказалось, что большое - не всегда значит хорошее. Такие громоздкие галеры было трудно водить по шхерам Балтики, плюс - стоимость их была очень высокой, в результате к концу правления XI-го от них стали просто… отказываться.
Чем, как вы понимаете, потом сполна воспользовался некто Петр I, по совместительству - царь всея Руси. Он просто затерроризировал берега Швеции набегами своих маленьких галерок, в ответ на что… шведы с упорством продолжали строить большие неповоротливые галеры, если в 1712 году у Швеции было 12 больших галер, то в 1719-м - уже 30. Все они стояли без дела в архипелаге Стокгольма.
Только в середине XVIII века шведы задумались о модернизации прибрежного флота. В 1749 году король Фредерик пишет гроссмейстеру Ордена де Фонсеке с просьбой о помощи в постройке в Швеции дивизиона галер мальтийского типа. Министр обороны Швеции барон Андрес Йохан де Хопкен просит своего друга, кавалера де Поластрона, прислать в Стокгольм кораблестроителей, которые смогли бы обучать местных мастеров строить галеры, и т.д. Понятно, что на Мальту на учебу засылаются шведские офицеры, в том числе и в 1751 году внебрачный сын короля, Фредерик фон Гесенштайн. И результатом становится осознание создания отдельного галерного флота - под управлением армии.
Когда же госпитальеров изгнали с Мальты, то король Карл-Густав IV предложил из в подарок остров Готланд, однако те уже выбрали покровительство русского царя Павла I. С Мальты в Россию бежали до 100 рыцарей-госпитальеров, в том числе и главный судостроитель острова Юлиус Литте, которого царь Павел нанял на русскую службу во флот. Павел планировал создать на Балтике большой гребной флот, который бы сделал его безусловным господином региона, и в перспективе мог бы помочь завоевать Финляндию, однако удар табакеркой нарушил эти планы. Ах да, именно Литте впервые предложил ставить на малоразмерные гребные суда одну-две большие пушки, то есть предвосхитил спираль развития датских канонерок, доставивших потом столько проблем англичанам в войне 1806-1813 годов.

По данным статьи Данные из статьи Order of St. John in the Baltic Sea. Participation of the Order in the struggle for supremacy in the Baltic Sea, автор Stanisław Lipiec.


шведский флот, русский флот, датский флот, Балтика

Previous post Next post
Up