Трое в лодке, не считая Тали. День второй - Мижони, лодка, первые шлюзы и первая ночевка на воде.
Aug 25, 2022 20:01
В этот день мы проснулись в предвкушении рынка. Рынок в провинции путешествует по самым крупным городкам, день там - день сям, и как раз сегодня мы с ним ненадолго встретились (вторая встреча произошла в другом месте, но она была, увы, еще более краткой). Фермеры привозят продукты, а мелкие бизнесы - одежду и прочее. Мы торопились в Мижони - взять лодку и начать уже отдыхать, поэтому вещевую часть пропустили, зато продуктов накупили от души. Или от пуза? как правильно?
В одной из лавок мы так затарились, что продавец выдал Алику симпатичный ящичек, который тусовался с нами до конца путешествия. Целлофановых пакетов у продавцов почти нет, есть бумажные без ручек, так что тару все носят с собой.
Сыры, которые воняли тухлятиной в холодильнике еще неделю. Но вкусные! Почему такое вкусное так воняет?
Алиса снимает продукты для своего стори.
Позавтракав и снова упихнувшись с чемоданами в машину, мы двинулись в сторону порта Le Boat в Мижони. Лодка уже ждала, привязанная, заправленная водой и топливом. Одна из этих:
Алик выбрал самую маленькую из самых дорогих - Horison 1 (лодка премиум класса). В ней две спальни (нормальная и "детская"), санузел и кубрик. В кубрике есть еще одно спальное место, которое днем превращается в обеденный уголок.
Серия "Horison" была разработана специально для Le Boat. Большой кубрик, просторная верхняя палуба, кухня с плитой, духовкой, раковиной и микроволновкой. Их таких 5 моделей - самая большая, Horison 5, на 5 спален, и в каждой есть санузел. Плюс 2 места в кубрике. Можно ехать большой компанией! Мы этот 5й потом осмотрели вживую, он впечатляет, конечно. Наш Horison 1 был в самый раз для нас четверых, хотя Алиса в первый момент, увидев крошечную спальню на 2 кровати, впала в шок. Кровати узкие, у одной в ногах еще кусок стены, а расстояние между ними такое, что Тали, вместо того, чтобы падать на пол, перекатывалась на кровать Алисы. Наша спальня побольше, в кроватях есть выемки для чемоданов, но в общем, как и на всех кораблях (ну, кроме Титаника), в спальню, кроме кровати, больше особо ничего не влазит.
Есть лодки попроще. У них, например, нет джойстика для точного маневрирования. Мы наблюдали, как они входят в узкие шлюзы - по синусоиде. Внутри в таких мы не были, но на верхней палубе им ставят обычную пластиковую мебель, которую может снести ветром. Не все лодки оборудованы охлаждающей системой (в Horison она есть, это не кондиционер, а просто вентилятор с небольшим охлаждением, но все равно это лучше, чем ничего), и не у всех есть навес над верхней палубой (мы всё равно ехали без него, чтобы не думать, проедем ли мы под мостом - мостов мноооого, но на стоянках пользовались).
Вот план нижней - жилой - палубы. Верхняя дублирует рулевую часть, а остальное - чисто для отдыха: скамейки, лежаки, газовый мангал и раковина.
Вот тут есть панорама, там всё отлично показано, по принципу Google Street View можно виртуально погулять по всем палубам и комнаткам.
За отдельную плату можно заказать набор для мытья всего, кроме посуды (не особо понадобился), лампочку с антимоскитным элементом (лампочка совсем не нужна, темнеет в 11 вечера, а вот от москитов мы ее включали, когда ложились спать, ибо налетают внутрь толпами. На окнах-то сетки, но на двери нет, летят на свет прямо тучей), и велосипеды, которыми мы тоже не воспользовались, но пару раз рассматривали такую возможность. Есть ведро, метла, совок, тряпки для мытья пола, полотенца для кухни и людей, постельное белье, пакеты для мусора. Посуда на любой случай, вообще на любой, включая штопор и бокалы :) Очень хорошую, богатую опломбированную аптечку и навигационные карты выдают в оффисе.
Нужно было купить в местном лабазе: мыло и губку для посуды; спички (была зажигалка, и плита с электроподжигом, но на всякий пожарный надо); прищепки и веревку, чтобы сушить одежду (купальники, например, и то, что намокло, если вы упали за борт или попали под дождь. Без прищепок всё унесет, а в кабине ничего не сохнет толком), мыло для рук, головы и тушки; туалетную бумагу, и еще пакеты для мусора, их всегда не хватает. Мусор тщательно сортируется, по цвету пакетов, и, как я поняла, просто выставляется на улицу.
С собой обязательно взять одежду на все случаи жизни (жарко, холодно, дождь, ветер), кепки, крем от солнца и плащи от дождя. Перемещаться по лодке желательно в обуви, необязательно закрытой, но не в шлепках - чтобы спокойно перебираться на берег, не уронив их в воду. И не скользкой, палуба рифленая, но когда мокрая - все равно скользко.
Прыгать на берег, если лодка не привязана, желательно двумя ногами сразу, иначе одна нога может внезапно отъехать, а вторая остаться на берегу. Это неприятно :) Прыгать иногда приходится, без этого никак.
Швартоваться лучше всего к специальным швартовочным тумбам (по-моему, на корабельном языке это называется "пал"). Вот таким:
К сожалению, палы есть только на пристанях, и то бывает, что их на всех не хватает. Деревья тоже вполне годятся, только если они не через дорогу - веревка не должна мешать прохожим. Если совсем ничего нет, а встать нужно, в багаже лодки имеются специальные металлические гвозди, и к ним кувалда. Гвозди забиваются в землю и служат палами. Но спать так не рекомендуется, на ночь нужно хотя бы один канат примотать к чему-нибудь стационарному. Мы ставили так на несколько часов - уходили погулять. Они вполне сносно держат, но в первый раз было стремно. Однажды на пристани, где мы хотели переночевать, нам достался только один пал, - тогда вместо второго мы вбили оба гвоздя и придумали свой узел. Ночь продержался :)
Инструктор быстро показал нам, как швартоваться, шлюзоваться, крутить руль и маневрировать с помощью джойстика. С ним мы прошли первый шлюз, а дальше уже пришлось самим.
Река Йонна зарождается в горах Морван и впадает в Сену. Мы плыли против течения, то есть удаляясь от Сены, и поэтому всё время поднимались в шлюзах. БОльшая часть маршрута пролегала не по реке, а по отводным каналам - река слишком мелкая для судоходства, каналы делают более узкими, так что воды в них хватает для довольно крупных судов. Сейчас засуха, и поэтому шлюзы экономят воду - стараются за один проход пропустить как можно больше судов. В одном из шлюзов мы ждали вторую лодку больше получаса - из предыдущего шлюза сообщили, что она в дороге, а ее капитан, видимо, внезапно решил отдохнуть. Расстояние между шлюзами обычно от километра до двух, это 10-15 минут. Лодка объявилась, когда ворота уже начали закрывать.
Шлюзы зовутся локами, а люди, работающие на них - лок киперами. Киперы такие разные! Где-то совсем юные мальчики и девочки, где-то бородатые дядьки, в паре мест были совсем пожилые бабушки. Многие кое-как говорят на английском, парочка даже совсем хорошо, но в основном мы общались с помощью жестов и восклицаний. Они спрашивают, идем ли мы в следующий шлюз, если нет - советуют, где пристать. Предупреждают, если до следующего шлюза мы дойти не успеем (система работает с 9 утра до 7 вечера, с перерывом на обед).
В шлюзе нужно закрепить лодку, чтобы ее не болтало, пока поднимается или опускается вода. Привязывать нельзя - если лодка поднимается, канаты надо подтягивать, а если опускается - вытравливать, поэтому нужен хотя бы один человек, кроме шкипера, чтобы их регулировать. А лучше двое. У нас как раз было двое. Тут даже трое, Тали помогает Алисе:
А вот Тали держит одна - на самом деле, когда лодка уже пришвартована, сил там много не надо, но выпускать нельзя.
Поначалу мы кидали канат лок киперам, а те обвивали его вокруг швартовочной тумбы, потому что, когда лодка въезжает в шлюз, идущий на подъем, канат просто невозможно на нее закинуть - ее попросту не видно из шахты. На второй день мы научились действовать сами, чтобы не ждать, пока к нам подойдут - в каждом шлюзе есть лесенка наверх, по ней можно подняться и обвить канат вокруг пала. Чаще всего мы распределялись так, что на корме канат держал Алик, на носу - Алиса, а я помогала лок киперу открывать ворота. Как-то так:
Иногда, если шлюз автоматический и помогать не нужно, я держала канат на корме, а Алик отдыхал, поскольку остальное время он был за рулем. Но бывало, что он поднимался по лесенке и открывал ворота на пару с лок кипером. Они всегда благодарят, если им помогаешь :) Порой ведут светскую беседу.
Некоторые киперы обслуживают два шлюза - расстояние между шлюзами обычно не больше двух километров, и они курсируют на велосипедах.
Я всерьез обдумываю уйти с работы в лок киперы. Живешь на природе. Домики (прелестные совершенно) у них чаще всего прямо рядом со шлюзом - а вокруг лес. Работа с 9 до 19, перерыв на обед, приятный спорт, свежий воздух. Рай!
В наш первый шлюз без инструктора мы входили боком :) и то не сразу :) сначала при выравнивании перестарались, и лодка просто развернулась и поехала в обратную сторону от шлюза. И так дважды. Девочка-кипер, открывавшая нам ворота, в первый раз удивилась, но когда мы повторили этот трюк снова, просто устроилась поудобнее, опершись на уже открытые ворота, и с интересом наблюдала за представлением. Хорошо, что у лодки со всех сторон резиновые отбойники - постепенно, отталкиваясь от стен, в шлюз все же зашли, а потом кипер, потянув за носовой канат, лодку выровняла. Из руля от усердного верчения аж потекла красная жидкость, техник нам потом сказал - не обращайте внимание, это излишки масла, но вначале было ощущение, что мы его поранили и течет кровь.
Дальше Алик приноровился, и в остальные шлюзы (ворота у них чаще всего на одну лодку) входил точно и лихо. Мы с Алисой согласованно швартовались, и в результате большинство шлюзов проходили не за усредненные 20 минут, а за 10-15 (но это уже в последующие дни). Сильно облегчает обучение то, что можно стукаться о стены, и ничего плохого не происходит.
В первую ночь мы остановились в совершенно волшебном месте - Bassou (Бассу), а гулять никуда не пошли - так было хорошо на воде. Бассу славится своими улитками! (бррр). Мы так их тут и не попробовали, хотя Алик вообще-то намеревался.