Геннадий Жуков."Заозерная школа" ,Танаис.(для греческого еженедельника)

Feb 24, 2010 12:36

из архива Геннадия Жукова.Машинописная распечатка с рукописными правками автора.
*(курсив) - зачернуто,правки от руки.

"Нас называют "Заозерная школа".Название это было дано случайно, по ассоциации с английской "Озёрной школой", поэты которой тоже, как известно, ушли из города и так сказать,"воспели красоты природы". Но со временем это название преобрело другой смысл: за - Меотидой, за Озером, за Азовским морем.
Заозерная школа - это поэтическая колония, поселение поэтов, которое возникло на берегах Меотиды на месте древнего греческого города Танаис.Сейчас здесь музей- заповедник....
Колония поэтов возникла случайно,как альтернатива "заорганизованному" бюрократическому процессу в поэзии.Танаис исторически сложившееся,скажем так- сложное место (смешение многих народностей,смешение кровей)*.Смешение исторических судеб,пересечение исторических путей в этой точке создали своеобразный образ этого места.Я называю его -Котел кровей.Здесь сошлись и существовали два, казалось бы взаимоисключающих друг друга мира.Античный (мир) космос и варварская вселенная.В поздние, более близкие к нам времена, на реке Танаис, которая стала именоваться рекой Дон, появились вольные люди - донские казаки, и этот вольный народ пополнялся беглыми и гонимыми волнодумцами всей России.Танаис сложное место.Но так, на мой взляд, и должны существовать культуры на планете Земля - переплетаясь и смешиваясь, обогащая друг друга.Это хорошая сложность,она ведет к простоте.Так существует и наша поэтическая школа и вся сложность взаимноотношений между поэтами приводит все к тем же человеческим чувствам.
И вот главное - любовь, любовь, любовь...
Но так видимо бывает только с поэтами, ибо Идущие - приходят.
Таким образом поэтическая колония, поэтическое поселение в форме поэтической школы предоставило прекрасную возможность для любого неформального общения и совместной жизни,которая, как известно гораздо вожнее каких бы то ни было процессов литературы.Это дало свои хорошие всходы, и хочется надеяться, даст свои хорошие плоды, когда эти всходы окрепнут.ЗАОЗЕРНАЯ ШКОЛА это попытка осмыслить мир не только глядя на него глазами человека, который только что родился, но и глазами прошедших до нас.

Нас много,но идем мы друг за другом,
Мы как быки,увязанные цугом, проходим
по эпохам и векам.
(Г.Жуков)

И великие фигуры античных мыслителей и поэтов Греции впереди м выше, но в этой же связке.
У этого города почти не осталось стен, как сказал поэт Виталий Калашников,один из поэтов Заозерной школы:

"Танаис - это айсберг, две трети которого находятся под землей....
но очищая от пыльного времени очередную находку, а раскопки здесь ведутся с 1955 года, убеждаешся в том, что мы всегда жили одним и тем же. И еще разное приходит в голову.
Что есть культура и имеет ли она развитие? Строится ли она так , как строится дом - этаж над этажом, или вершина её осталась в Древней Греции? Но что же тогда мы надстраиваем?
*********************
Сравнивая эпохи видишь и другое.Видишь как тускнеет понятие "воинская доблесть", и это занятие становится не очень доблестным.Человечеству заказан путь воина.И мне кажется,что настал момент, когда понятие "воин" должно потерять свой привлекательный (смысл) блеск.Современным Александром и современным Цезарем придется сойти с коня, потому что перед ними не Геллеспонт и не Рубикон, а пучина человеческих слёз, которую им не форсировать.
Все помнят лук, на тетиве которого дрожит братоубийственная стрела, и мало кто помнит, что лук это прародитель всех струнных инструментов.Одна из баллад, которую я написал,называется "Эолов лук". И я предлагаю играть на тетивах музыку и преломить стрелы.Танаис был разрушен в 5 веке н.э., но и на развалинах долго теплилась жизнь, а сейчас у стен города жизнь кипит потому, что вокруг городища существует казачье поселение, хутор Недвиговка. Большой хутор и жизнь неистребима до тех пор, пока не уничтожена сама почва. Пока есть почва, зерну есть во что пустить корни.
Я видел акинак в ножнах с золотыми тисненными пластинами.Он пролежал в земле больше тысячи лет.И сталь сгнила. Древний художник украсил смерть, но золотой оклад донес до нас высокое исскуство мастера .Теперь я знаю, что время уничтожает оружие и хранит исскуство.

На одной из башен города был маяк, в амфорах хранилась нефть, чтобы огонь на вершине башни указывал путь кораблям к городу.И я надеюсь, что греческий народ не забыл своего маленького поселения на краю Ойкумены и когда-нибудь на горизонте появятся корабли, и на вершнине башни, которая осталась только в воображенеии, загорится воображаемый призывной огонь, но который , всё таки, будет виден до самого горизонта.

Вот такие и разные другие мысли приходят, когда смотришь с полуразрушенных стен Танаиса в степь, а степь перходит в море, а море переходит в небо.....

Сейчас, когда я говорю это, рядом сидит Лена.
-Я дам Яннису камешек, с Уральских гор, чтобы он бросил его в средиземное море - говорит Лена.

А я думаю о том,что когда нибудь мы перестанем быть молодыми."

Дополнительно на эту тему можно почитать в сообществе "Неофициальный Ростов 80-90"
Статья Аллы Марченко в "Литературном обозрении" 90г.
http://community.livejournal.com/rostov_80_90/101315.html
Владимир Ершов,Геннадий Жуков о Заозерной школе
http://community.livejournal.com/rostov_80_90/121854.html

Танаис, Заозерная школа, Геннадий Жуков

Previous post Next post
Up