Прежде чем начать рассказ о нашей поездке во Вьетнам, важно уточнить, что мы много начитались и насмотрелись про эту страну до того, как сюда приехали, поэтому многие «шокирующие» моменты не были для нас сюрпризом, равно как и некая безалаберность вьетнамцев. Многие встреченные нами приколы мы прощали вьетнамцам по-умолчанию, хотя и придавали этому внимание.
Наше очное знакомство с вьетнамской безалаберностью началось в первый же час пребывания во Вьетнаме - в аэропорту города Ханой. Мы, как и другие пассажиры того же рейса из Гуанчжоу, последовали по электронным указателям к карусели №1 за нашими багажами. Стоим все, ждём, но вместо багажа из Гуанчжоу мы наблюдаем лишь посылки из Москвы (Совпадение? Не думаю ©). Как вдруг, я замечаю, что с электронного табло над нашей карусели исчезает упоминание нашего рейса. Все продолжают стоять и ждать свои чемоданы, как ни в чём не бывало. Я лишь из любопытства прошёлся по другим каруселям, как обнаружил, что весь наш багаж пустили на 4-ю карусель. Предположу, что вьетнамцы таким образом проверяют терпение туристов и их готовность к большим испытаниям за стенами аэропорта.
Что там вьетнамцы, китайцы тоже умеют иногда заставить нервно смеяться от совершенно тупой ситуации. Когда будучи в Гуанчжоу мы садились на рейс в Ханой, китайский парень на гейте зачем-то решил оторвать часть моего Boarding Pass, но что-то пошло не так:
Надо признать, виновник из вежливости хотя бы покраснел от того, что поиздевался над моим билетом. Ещё там же на гейте зачем-то раздают пассажирам зелёные карточки, как на фото выше, а перед заходом на борт самолёта их отбирают. Полную бессмысленность этой процедуры чем-то напомнило мне нашу пересадку в Пекине двумя годами ранее, где в начале коридора тебе ставят печать, а в конце того же коридора у тебя её проверяют. Имитация бурной деятельности, видимо, чтобы хоть как-то занять полтора миллиарда населения Китая.
Но вернёмся к Вьетнаму. Первой приятной неожиданностью, особенно после поездки по Южной Кореи, было прямо в аэропорту получить почти безлимитный мобильный интернет за 14$. Продавец обещал в течение месяца по 4Гб в сутки. Не знаю, на сколько это правда, но я пользовался мобильным интернетом в полной мере, ни в чём себя не ограничивая, и интернет продолжал работать. В Нидерландах за те же 14$ можно получить разве что 2 гигабайта месячного интернет трафика. Плюс к этому было удобно получить локальную мобильную связь с возможностью легко созвониться с местными службами такси и доставки. К такой халяве (в прямом смысле) добавим бесплатный и быстрый WiFi почти в каждом заведении и даже в общественном транспорте. Вот уж удивительно, когда в «развивающейся» стране интернет на порядки дешевле и доступнее, чем в «развитых» западных странах.
Как обычно бывает у меня на дальних перелётах, во-первых, соврешенно не удаётся поспать в самолёте, а во-вторых, 2-3 дня уходят на акклиматизацию. Поэтому первый день по прибытию во Вьетнам - это уже как вторые сутки без нормального сна. Чтобы быть хоть как-то продержаться до вечера, мы быстренько доехали на такси до отеля и вырубились ровно на час. С будильником, естественно.
Этот час помог лишь держать глаза открытыми, но, казалось, звон в ушах от постоянных перебибиков разной тональности от машин и мопедов звенел всю последующую ночь во снах. На улице здесь сигналят по поводу и без. Это первое, на что обращаешь внимание после культурной Европы, где я пользуюсь звуковым сигналом не чаще одного раза в неделю. «Биби» без повода - это когда водитель просто заявляет о своём приближении другим участникам движения и пешеходам, даже если ему лично никто не мешает. Так, на всякий случай. Мы как-то ехали по Ninh Binh в такси с водителем, который без особых препятствий на своём пути раз в пару секунд подавал звуковой сигнал.
Почти в каждой машине можно встретить иконы будду на передней панели.
Более того, здесь «биби» можно получить в спину даже топая себе мирно по тротуару. Мопедисты, эти двухколёсные черти, в своём стремлении обогнать тянучку на дороге, не долго думая, выезжают на тротуар, где без всякого зазрения совести дудят тебе в спину, чтобы ты подвинулся. Причём, ездят они, как по тротуару, так и на дороге, соврешенно без агрессии и без выпендрежа, при этом нарушая столько правил дорожного движения, что за одну только минуту я сбился со счёта: проезд по тротуару, проезд на красный свет, пересечение сплошной линии, не пропуск пешехода на пеш.переходе, езда против движения на односторонке, и множество других. Наверное, поэтому мотоцикл или мопед - это самый быстрый вид транспорта в любом вьетнамском городе. И так ездят абсолютно все. Поэтому и переходить дорогу здесь нужно не на свой зелёный свет или по пешеходному переходу - нет, тут на это вообще никто внимания не обращает. Надо переходить дорогу глядя «в глаза» каждого водителя, озираясь одновременно в обе стороны (помните про движущихся против движения), сохраняя постоянную скорость хода, и без резких движений. На деле это оказалось не сложно, мы с Катюшей научились безбоязненно переходить дорогу в Ханой за первый же день.
И да, переходить дорогу, если есть куда переходить. Будучи во Вьетнаме, с вероятностью 100%, часто придётся идти не по тротуару, а вдоль дороги. Почему? Вот причины:
Наверное, в кутерьме и инстинктивной рефлексии, где-то так и складывается в некий порядок или даже в целую систему их манера движения. Такая манера хоть и противоречит всем мыслимым правилам дорожного движения, и при этом совершенно не наказывается полицией, всё же остаётся относительно безопасной и достаточно эффективной в разруливании плотного городского трафика.
Относительно безопасной, потому что на тысячу экстремальных ситуаций всё же встретятся парочка происшествий. Зачастую, достаточно тупых. Был случай в Ханой, когда на моих глазах столкнулись два мопеда. Первый с пассажиркой за спиной ехал себе прямо. Справа от него другой мопедист с длинной-предлинной металлической балкой на плече, совершая поворот, случайно сшиб первого мопедиста с его пассажиркой этой самой балкой. Но дальше было ещё интереснее - сбивший мопедист просто обернулся на двух лежащих на асфальте людей, прибитых их же мопедом, убедился, что те ещё живы, и просто поехал себе дальше. Бедняги ещё минуту лежали на асфальте, после чего тяжело похромали на обочину. Особенно тяжело хромала девушка, было видно что ей требовалась медицинская помощь.
Ещё про странности манер дорожного движения. Когда мы ехали в автобусе по трассе я постоянно наблюдал картину, так называемую «right lane lava» - это когда все едут в крайнем левом ряду или по середине при полностью пустом правом ряде. В случае города это бывает понятно - там даже знаки зачастую ограничивают движение автомобилей на правой полосе, т.к. она почти всегда занята мопедистами. Но на трассе?
Что касается безопасности от криминала, то ничего плохого сказать про вьетнамцев не могу. Мы гуляли много и везде, в разных городах Вьетнама, как утром, так и поздно ночью - нигде мы не встретили даже пародии на уличную гопоту, или хотя бы агрессивно настроенных людей.
Я как-то
писал про странность корейской культуры в отношении ношения масок. Там, в Корее, это действительно казалось местной придурью, но в первый же день прогулок по Ханой мы сразу же их купили - Ханой, как и многие другие города Вьетнама, очень пыльные. За день столько наглотаешься этой пыли, что душ хочется принимать каждый вечер. Сел за столик в уличном ресторанчике, положил рядом телефон, а после обеда обнаруживаешь на нём слой пыли.
Кстати, здесь мы быстро вспомнили истории о том, как важно торговаться при покупке чего-либо. По началу, продавщица хотела за две маски 100,000 донгов (~$4.5), но после некоторых препирательств, она согласилась отдать обе за 60,000 донгов (~$2.5). Учитывая, что мы взяли хорошие стильные маски, на той же улице совсем простые и одноразовые стоили по 20,000 (<1$) донгов за штуку.
Бывает, разводят на суммы посерьёзнее. На одной из улиц мы увидели прилавок с большим выбором конфет. Спросили сколько стоит. Продавщица достаёт калькулятор и показывает там сумму 25,000 (~1$). Спрашиваю - «уан кило?». Кивает. Отлично! - думаю, Сейчас наберём сладенького. Долго и увлечённо набирали, положили на весы - 300 грамм. Продавщица крякнула «сэвэнти вайф», что я понял как 75 сотен. На западе, кстати, принято иногда говорить суммы до 9900 сотнями. Например, «seventy five hundred» = 7,500. Даю ей десятку. Она возмущается - «ноу! 75 таузанд!». Спрашиваю - это ошибка? Там же 300 грамм только, а не 3000. На что она мне снова протягивает свой калькулятор и показывает там уже 250,000 (11$). Только что было на один ноль меньше, ЭЙ! Начала с нами спорить. Плюнули (не буквально), развернулись, ушли. За условных 300 грн/кило я в Украине могу не 300 грамм, а 2-3 килограмма хороших конфет накидать.
Ещё надо внимательно смотреть на меню в ресторанах, где мелким шрифтом могут написать, что цена за блюдо не включает 10% налога и 5% сервиса. Особенно это касается ресторанов в Хошимине.
Да, после таких историй следующая картинка уже не кажется ошибкой. Они действительно могут иметь ввиду «Заплати за 2, а получи только 1»:
Думаю, предполагалось как «Buy 2 get 1 free»
В следующих постах я напишу про практически бесплатные услуги такси (городское, Uber, Grab) и дешёвую аренду мотобайка. Про полноценный обед на двоих за 6 долларов и экскурсии на целый день по 15 долларов с обедом и развлечениями. И в этом парадокс Вьетнама - контраст между доступностью дешёвого транспорта с интернетом, что современному человеку крайне важно, и элементарным бытовым комфортом, привычный среднестатистическому европейцу. Например, зашли мы как-то в кафе в самом центре Ханой, захожу в их туалет руки помыть, и на несколько секунд растерялся - унитаз вижу, умывальник не вижу. Лишь сосредоточившись на мгновение я узрел краник в стене. Без раковины. В пол. В кафе с вполне приличным фасадом и вкусным меню. И так было на каждом шагу. Случайно заглядываешь на кухню, и понимаешь, что уже не голоден, и лучше бы вообще не заглядывал, потому что там так везде. Но при этом местные блюда очень вкусные, обслуживают приветливо, и организм переносит еду очень даже хорошо, за три недели странствий ни одного происшествия с желудком. При этом мы пробовали многие их традиционные блюда, в том числе «спринг роллы» и суп «фо» (Phở), как в приличных заведениях по 10 долларов за порцию, так и в местных забегаловках с тёмными от влажности стенами за 1.5 доллара за порцию.
Я бы так и назвал наше с Катюшей первое впечатление от поездки, Вьетнам - это страна парадоксов.
Далі буде.