I
«Союз православных юристов» в большом количестве поступают обращения от граждан и представителей общественных и родительских организаций с просьбой дать разъяснения в связи с распространением в интернете панических призывов выписываться из своих квартир.
Авторы этих призывов предлагают также «потерять» паспорт РФ и уведомить об этом Федеральную миграционную службу (ФМС). По их мнению, таким способом человек избежит получения универсальной электронной карты (УЭК), электронного паспорта и включения в базу (информационного ресурса о регистрации), а заодно и обработки персональных данных. В качестве документа, удостоверяющего личность, предлагается оформить «Свидетельство об удостоверении тождественности личности гражданина с лицом, изображенным на фотографической карточке», если получится.
Вот такая незатейливая программа борьбы с электронной идентификацией личности предлагается православным гражданам. Призывы распространяются и в текстовом виде, и на аудиозаписях.
Превращение значительного числа православных верующих в «бомжей» было бы очень желательно как раз для модернизаторов, строителей информационного общества, внедряющих электронные документы. С «бомжами» разговор короткий: это не граждане, имеющие конституционные права, это «отбросы общества». Православных граждан, имеющих все правовые возможности для защиты своих прав, поддерживаемых Русской Православной Церковью, целенаправленно превращают в безправную, запуганную и гонимую категорию людей, которую очень удобно сделать объектом любых экспериментов. Ведь именно граждан, не имеющих документов и регистрации, под видом благих намерений можно в первую очередь подвергнуть любым новым методам учета, например, чипированию, «чтобы не потерялись и не пропали».
Формальным поводом для сеяния паники стало внесение изменений в Федеральный закон «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». Но эти изменения - лишь капля в море уже принятых законов и нормативных актов, направленных на присвоение идентификационных номеров, создание баз персональных данных, реестров, введение электронных документов. Следуя логике паникеров, истерические призывы можно было бы распространять каждый день, поскольку практически ежедневно принимаются законы, работающие против нашей страны, наших детей, нас с вами. Почему широкомасштабная акция запугивания граждан организована именно сейчас, известно только ее инициаторам.
Нам, гражданам, необходимо иметь полную картину происходящего, чтобы не действовать вслепую, ухудшая свое положение бездумными и безграмотными поступками. Православные верующие, патриотические силы противостоят слому традиционных ценностей, построению в России информационного общества с его безчеловечными правилами. Серьезность современной ситуации в нашей стране и мире диктует особую строгость и точность в выборе средств борьбы. Безграмотные маргинальные действия и такие же публичные заявления идут на пользу модернизаторам, превращая правомерный законный протест в карикатуру, фарс.
К сожалению, примеров безграмотных, неадекватных ситуации действий немало. Сравнительно недавно среди православных граждан очередными горе-борцами с глобализацией проводилась кампания по отказу от подписи под СНИЛС (страховым номером индивидуального лицевого счета гражданина в системе обязательного пенсионного страхования, - примеч. ред.). В распространявшихся бланках заявлений, адресованных в высшие органы власти, гражданин должен был отозвать свою подпись под СНИЛС и одновременно отречься от антихриста. Отречение от антихриста перед президентом, правительством и другими представителями органов власти является карикатурой на правовые действия, которые обязаны предпринимать граждане в защиту своего права жить по вере. Это право нам гарантировано Конституцией РФ. Насколько возможно и «эффективно» такое отречение с духовной точки зрения - большой вопрос.
Попытка придать нелепому заявлению видимость документа сопровождалась ссылками на Конституцию и законодательство, но их безграмотное применение еще более подрывает доверие к такому обращению. Так, авторы заявлений пишут, что подпись гражданина является его «собственностью», а право частной собственности защищается Конституцией. Действительно, статья 35 Конституции РФ говорит, что право частной собственности охраняется законом: «1. Право частной собственности охраняется законом. 2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. 3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. 4. Право наследования гарантируется» (Конституция РФ. Ст. 35).
Как мы видим из текста Конституции, положения о защите частной собственности относятся исключительно к имуществу и никакого отношения не имеют к подписи, которую ни один трезвомыслящий человек не сочтет имуществом. Чиновники, читая такое заявление, дивятся его нелепости и безполезности. Безграмотное, неуместное использование законодательства фактически перечеркивает значение документа, превращая его в «филькину грамоту». Гражданин может отозвать свою подпись, потребовать признания ее недействительной. Однако для этого имеются другие законодательные акты, которые сочинителям подобных заявлений, вероятно, просто неизвестны.
Теми же «борцами» в другом варианте заявления рекомендовалось «разрезать на три части» страховое свидетельство индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования и «нестирающимся маркером для дисков нарисовать на каждом кусочке восьмиконечный православный крест и слово „отрекаюсь“», а затем каждую часть свидетельства отправить вместе с заявлением в три инстанции - Минздравсоцразвития России, Пенсионный фонд России и Управление Пенсионного фонда по месту жительства.
Не вызывает сомнений, что обрезки пенсионных свидетельств с православными крестами были отправлены в мусорную корзину и священный символ таким образом подвергся поруганию. Сами же заявления с такими «приложениями», скорее всего, вполне обоснованно вызывали сомнения в адекватности направивших их граждан; они принесли больше вреда, чем пользы. А православные граждане, противящиеся глобализационным процессам, в очередной раз были выставлены перед чиновниками неуравновешенными маргиналами.
Недавно граждане обратились к нам с просьбой разъяснить, можно ли подавать в налоговую инспекцию заявления с отказом от ИНН за умерших родственников. Нам представили образец такого заявления, скопированный с некоего околоправославного сайта. Из текста стало понятно, что оно было составлено на Украине, в документе присутствуют ссылки на Откровение апостола Иоанна Богослова и документ «Официальная позиция УПЦ по вопросам развития технологий обработки персональных данных и внедрения биометрических документов». Несмотря на явную нелепость, наши «борцы» идею подхватили и распространяют бланки.
Здравомыслящие православные граждане должны понимать, что несуразные и безграмотные заявления только усиливают позиции чиновников. Нельзя поддаваться панике и бездумно подписывать состряпанные в целях маргинализации нашей борьбы документы. Такие действия и бумаги фактически перечеркивают правовые, конституционные возможности добиться права жить в обществе в соответствии со своими религиозными убеждениями.
II
Одними отказами от использования СНИЛС, УЭК, электронного паспорта и т. п. ситуацию не изменишь. Нам, гражданам России, необходимо предпринимать грамотные правовые действия, использовать все свои возможности, гарантированные Конституцией РФ. А для этого надо понимать происходящие в законодательстве изменения в их совокупности, а не выдергивать один факт, превращая его в «слона», за которым и будут скрываться суть проблемы и способы ее решения. Разбираться нужно с самого начала, чтобы найти и понять первопричину.
Паникерам-«борцам» с электронной идентификацией личности, возможно, не известно, что автоматизированный способ учета персональных данных, создание реестров, ресурсов, электронных порталов, введение электронных документов являются результатом целого ряда международных соглашений, подписанных от имени Российской Федерации без ведома и согласия ее граждан. Российские законы, направленные на создание информационного общества, - это уже реализация данных соглашений. Россия находится в плену юридических обязательств по построению информационного общества и вхождения в мировую глобальную систему электронной власти. На протяжении многих лет идет негласная правовая реформа, превращающая Россию из суверенного государства в один из серверов мирового электронного правительства, а нас, ее граждан, - в электронное население.
Если бы разорвать эти путы позволяли выписки из квартир, то на улицах должно было бы оказаться все население страны. Однако такой неадекватный способ борьбы только облегчил бы условия нашего порабощения. Необдуманные поступки и безграмотные маргинальные заявления не спасут положение. Нам необходимо понимать всю уже имеющуюся на данный момент систему правовой базы информационного общества.
Основой автоматизированного учета, который безальтернативно используется в информационном обществе, является присвоение человеку уникального пожизненного и посмертного идентификатора личности. В России таким идентификатором стал СНИЛС. Именно СНИЛС - это главный ключ доступа во все социальные и другие базы данных. Его наличие уже является обязательным условием получения социальных государственных услуг: пенсий, пособий, медицинской помощи, лекарств, материнского капитала и др., указывать его необходимо и при устройстве на работу. Положения об этом закреплены в Федеральном законодательстве: Федеральном законе от 1 апреля 1996 года № 27 «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»; Трудовом кодексе Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 97; Федеральном законе от 17 декабря 2001 года № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; Федеральном законе от 21 ноября 2011 года № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; Федеральном законе от 29 ноября 2010 года № 326 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»; Федеральном законе от 27 июля 2010 года №210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»; Федеральном законе от 29 декабря 2006 года № 256 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»; Федеральном законе от 17 июля 1999 года № 178 «О государственной социальной помощи»; Федеральном законе от 27 июля 2004 года № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и др.
Тысячи граждан, отказавшихся по религиозным или иным убеждениям от СНИЛС, автоматически лишены всех своих конституционных прав. В настоящее время они не получают пенсий, пособий, дотаций, других видов социальной поддержки, не могут устроиться на работу. Такое положение дает основания полагать, что этот идентификатор в правоотношениях гражданина с государством фактически уже заменил имя человека.
СНИЛС введен задолго до начала модернизации Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27 «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». Без участия граждан, без какой-либо личной подписи гражданам присвоили идентификаторы, которые спустя много лет понадобились как основные ключи ко всем базам данных. В то время работавшим и пенсионерам просто раздали страховые свидетельства. Организации и предприятия в «организованном порядке» получали эти свидетельства в пенсионных фондах и выдавали всем сотрудникам. Граждане не понимали значения этих свидетельств и СНИЛС, поскольку никакого автоматизированного учета тогда не существовало. Так что огромное количество людей получали пенсионные свидетельства со СНИЛС, не подписываясь. Для этой категории граждан отзыв подписи не имеет смысла. В последующие годы свидетельства выдавались уже по заявлениям, в которых граждане расписывались. Но важна не сама подпись, а использование СНИЛС человеком в различных правоотношениях. Граждане хотят иметь возможность пользоваться всеми своими правами без использования СНИЛС, на основании своих традиционных документов.
Протест против СНИЛС должен выражаться не в отзыве подписи одновременно с отречением от антихриста перед органами власти, а в законном требовании, основанном на Конституции РФ. Протестуя против присвоения СНИЛС, нужно требовать признать утратившим силу закон, которым он введен, - ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», а также ФЗ-№152 «О персональных данных», ФЗ-№210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Почему необходимо такое требование? Пока действуют данные законы, СНИЛС добровольно или принудительно будет внедряться в жизнь каждого человека. Одновременно с требованием признания утратившими силу данных законов необходимо, чтобы в перечисленных выше Федеральных законах в сфере трудовых, пенсионных и других правоотношений было признано утратившим силу положение об обязательности применения СНИЛС. Ведь именно на основании системы юридических норм, закрепленных в разных Федеральных законах, чиновники и требуют использования СНИЛС при получении и назначении пенсий, устройстве на работу, получении медицинской помощи, материнского капитала и др.
Статьей 32 Конституции РФ нам, гражданам, гарантировано право на непосредственное участие в управлении делами государства. Реализуя это право, мы можем и должны влиять на законотворческий процесс, а не быть сторонними наблюдателями. На основании Конституции нужно требовать исключения из законов положений об обязательности использования СНИЛС с сохранением всех прав граждан без его использования.
Когда граждане отказываются от использования СНИЛС, важнейшим моментом является грамотная формулировка отказа. Но количество обращений должно быть очень большим. Только в этом случае органы власти поймут, что существует проблема, которую нужно решать законодательно. При небольшом количестве обращений можно отмолчаться, направить несогласным формальные отписки и сделать вид, что проблемы не существует, как это происходит в настоящее время.
III
Требования внесения изменений в действующее законодательство и индивидуальные отказы от электронных документов и идентификаторов - только первый рубеж обороны. Это неотложные меры по восстановлению законных прав граждан, уже лишенных возможности их реализации или находящихся под угрозой лишения, если они откажутся от использования идентификаторов. Однако пока действуют международные соглашения, принятые в их исполнение антиконституционные законы аннулировать почти невозможно.
На протяжении многих лет зарубежные «партнеры» толкали нашу страну к подписанию и ратификации крайне опасных международных договоров и других документов: Конвенции о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных 1981 года, Окинавской хартии глобального информационного общества 2000 года, Женевской декларации принципов «Построение информационного общества - глобальная задача в новом тысячелетии» 2003 года, Тунисского обязательства, принятого на Всемирной встрече на высшем уровне по вопросам информационного общества в 2005 году.
Принимались и российские правовые акты по построению информационного общества. Так, в 2008 году была принята «
Стратегия развития информационного общества в России». О строгом подчинении нашего государства международным обязательствам открыто говорил на заседании Госсовета 23 декабря 2009 года президент Дмитрий Медведев: «К 2015 году в соответствии со „Стратегией развития информационного общества в России“ мы обязаны перевести все госуслуги в электронный вид». А из текста самой «Стратегии…» видим, что подготовлена она «с учетом международных обязательств Российской Федерации и в ней учтены основные положения Окинавской хартии информационного общества, Декларации принципов построения информационного общества, Плана действий Тунисского обязательства и других международных документов, принятых на Всемирной встрече на высшем уровне по вопросам развития информационного общества».
Яркий пример четкого выполнения международных обязательств - принятие антиконституционных законов. Вслед за ратификацией в 2005 году Конвенции Совета Европы «О защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных» (Страсбург, 28 января 1981 г.) принимаются ФЗ-№152 «О персональных данных», а затем ФЗ-№210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Сейчас два этих закона - главная правовая основа для введения автоматизированного учета, внедрения УЭК и СНИЛС во все сферы жизни.
В соответствии с планами модернизаторов, конституционные права уже трансформированы в услуги, которые будут предоставляться только в электронной форме. Обезпечивать доступ к услугам должны электронные документы. Поэтому следующие этапы развития информационного общества требуют введения электронных документов. И вот уже разрабатывается проект ФЗ «Об основном документе, удостоверяющем личность» и проект ФЗ «О государственном реестре основных документов». Перечень планируемых законов можно продолжать. Но нужно знать, что окончательная цель всех преобразований, навязываемых России, - это порабощение человека, превращение его в придаток всесильной безликой и не имеющей никакой ответственности перед гражданами электронной системы.
Итак, во исполнение международных обязательств в России принимается законодательство, постепенно демонтирующее основополагающие положения Конституции. Поэтому главным направлением защиты конституционных прав граждан и национальных интересов должно быть требование расторжения, денонсации опасных и кабальных международных договоров и других документов, обязывающих Российскую Федерацию к построению информационного общества, основанного на электронных способах идентификации личности, электронном документообороте между органами государственной власти, обязательности электронных форм взаимодействия граждан со своим государством.
Подписывая международные документы, давая обязательства, представители органов власти не выясняли и не учитывали мнение нашего народа. А в соответствии со статьей 3 Конституции РФ именно народ является единственным источником власти и осуществляет свою власть непосредственно. Поэтому на основании Конституции РФ граждане имеют право требовать расторжения международных соглашений, подписанных без участия народа России.
От нас с вами зависит, воспользуемся ли мы своими конституционными правами, потребуем ли пересмотра и обсуждения с народом подписанных договоров и соглашений или же будем спасаться поодиночке, отзывая подписи, убегая из квартир и т. д.
О.А. ЯКОВЛЕВА,
председатель «Союза православных юристов»,
адвокат Московской областной коллегии адвокатов,
награждена знаком «Почетный адвокат России»,
эксперт Комиссии по вопросам взаимодействия
Церкви, государства и общества Межсоборного
присутствия Русской Православной Церкви
К.А. ИВАНОВ,
адвокат Адвокатской палаты г. Москвы,
член «Союза православных юристов»,
главный редактор правового бюллетеня
«Родина православная»
Е.А. ГРИЩЕНКО,
член «Союза православных юристов»,
редактор правового бюллетеня
«Родина православная»