25 января / 7 февраля - память свт. Григория Богослова
Старинный Трехсвятский колокол в Новом Иерусалиме с изображениемсвт. Григория Богослова
Святой Григорий Богослов (326-389) был сыном Григория (впоследствии епископа Назианзского) и Нонны, женщины высоких нравственных правил. Еще до рождения чада она обещала посвятить его Богу.
Имея выдающиеся способности, святой Григорий получил прекрасное образование: он учился в школах Кесарии Палестинской, где была богатая библиотека, собранная мучеником Памфилом, затем в Александрии и, наконец, в Афинах, где в особенности сблизился со святым Василием Великим и дружбу с которым считал полезнее самой высшей школы. У святых друзей в Афинах была одна общая комната, один образ жизни; им были знакомы только две дороги: в храм Божий и в училище.
В возрасте 26-ти лет святой Григорий принял Крещение. После возвращения на родину он долго уклонялся от вступления на какую-либо общественную должность. Его занятиями были размышление о Боге, молитва, чтение слова Божия, составление вдохновенных слов и песней и служение престарелым родителям. Несколько времени он провел с другом своим Василием в его пустыне и этот период почитал самым счастливым в жизни.
Отец Григория, бывший уже епископом, нуждаясь в помощнике, вызвал его из Васильевой пустыни в Назианз и рукоположил в пресвитера. Этот сан так устрашил Григория высотой и тяжестью сопряженных с ним обязанностей, что он удалился в уединение пустыни. Успокоив там волнение духа, он вернулся к отцу и принял на себя священническое служение, утешаясь тем, что он, служа Богу, помогает и престарелому родителю в его заботах о пастве.
В то время друг его, святой Василий Великий, уже сделался архиепископом. Желая иметь преданного и просвещенного помощника в управлении обширной областью, святитель Василий предложил Григорию место главного протопресвитера при своей кафедре, но тот уклонился от этой почетной и влиятельной должности. Через некоторое время после этого состоялось посвящение Григория в епископа города Сасима по тайному соглашению архиепископа Василия с отцом Григория. Видя в этом волю Божию, он принял священное рукоположение, но отказался от самой должности и в качестве соправителя (викария) продолжал служить своему родителю и пастве назианзской.
В 374 году скончался престарелый родитель Григория, а вслед за ним и мать его. Святой продолжал несколько времени труд отца по управлению Назианзской Церковью, но сильно заболел. Выздоровев, он удалился в уединенную обитель, где в посте и молитве пробыл около трех лет.
Но великий светильник не мог укрыться в монашеской келье. Избранный православными епископами и мирянами на престол архиепископа в Константинополе, он прибыл туда во время усилившегося владычества еретиков ариан, когда ими были захвачены все храмы в столице. Святитель Григорий остановился в доме своих знакомых. Одну из комнат он обратил в храм, назвав ее Анастасией, что значит «Воскресение» - с надеждой, что здесь воскреснет Православие, и начал проповедовать. Ариане осыпали его насмешками и ругательствами, бросали в него камнями, подсылали тайных убийц. Сильным своим словом, примером своей жизни и пастырским усердием он побеждал врагов Церкви. Народ в огромном количестве стекался со всех концов послушать его боговдохновенные проповеди. Ежедневно тысячи людей оставляли еретические сборища и возвращались к Православной Церкви. Наконец, уже после воцарения православного Императора Феодосия († 379-395), упорствующие ариане были изгнаны из храмов столицы.
Когда обнаружилась ересь Македония, отрицавшего Божество Святаго Духа, святитель Григорий боролся и против нее, принимая живое участие в заседаниях Второго Вселенского Собора.
Совершив свой подвиг, он отказался от Константинопольской кафедры, сказав: «Прощай, кафедра, - это завидная и опасная высота!», и удалился в родное селение, где в строгих аскетических подвигах провел последние годы жизни.
За свои замечательные труды и писания святитель Григорий получил от Церкви почетное наименование Богослова и Вселенского Учителя, а за способность проникать мыслью до самых глубоких тайн веры и выражать непостижимые ее истины с прозрачной ясностью и строгой точностью Церковь в одной из молитв называет его «умом самым высоким». Проповеди его насыщены такой поэзией, что многие фразы из них использовались святым Иоанном Дамаскиным и другими песнотворцами при составлении праздничных песнопений. Нетленные частицы мощей святителя Григория и поныне источают дивное благоухание.
Избранные жития святых.
СПб., 2003.