Продолжение.
Начало см. в № 10 (82)
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: О ЦЕРКВИ ВООБЩЕ, О ВСЕХ ЧАСТЯХ ЕЕ И О ВСЕХ ВЕЩАХ И УТВАРЯХ, К НЕЙ ПРИНАДЛЕЖАЩИХ
ГЛАВА XII: O СВЯТЫХ ИКОНАХ
§ 3
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО О СВЯТЫХ ИКОНАХ ИЗ НОВОГО ЗАВЕТА
Обращаясь к Новому Завету, мы видим, что и здесь образа получили начало от Самого Иисуса Христа. Ибо когда Авгарь, Царь Едесский, послал в Иудею живописца снять с Господа нашего образ, и когда живописец не мог сего сделать по причине блистающей светлости лица Иисусова, тогда Сам Господь, приложив убрус к Своему Божественному и Животворящему лицу и отпечатлев на нем Свое изображение, послал его к ожидавшему Авгарю. (Об этой иконе подробнее читай в Четьи-Минее августа 16-го дня).
Кровоточивая жена в Кесарии, где она и родилась, сделала медный образ Господа Иисуса Христа, и у ног этого образа выросло дерево, которое исцеляло всякие болезни. «Этот образ, - пишет Евсевий (кн. 7, гл. 18), - сохранился и до наших дней, и мы, когда ни приходили в город, всегда его видели». Тот же Евсевий в той же главе пишет о себе: «Иконы апостолов Петра и Павла, изображенных на досках, мы видели сохранившимися и до наших дней».
Что иконы были и во времена святых апостолов, об этом в Слове на Неделю Православия свидетельствует святой Иоанн Дамаскин: «Прими [во свидетели] и благовестника Луку. Как апостолы повелели евангелисту Луке написать образ Спасителя, так и авва Иосиф написал честную икону Пречистой Девы Марии и послал ее к Феофилу». И ниже: «Святой апостол Лука прежде написал на иконе образ Господа нашего Иисуса Христа и Пречистой Его Матери, а потом изображения святых апостолов и пророков». Древние писатели говорят, что когда «образа, написанные святым евангелистом Лукою, были принесены к Пречистой Деве Марии, она благословила их, сказав: „Благодать Сына Моего и Моя да будет с ними“. И тотчас вследствие благословения Богоматери от этих образов стали совершаться многие чудеса и до ныне совершаются». А что касается до того, что об этом не писано в Евангелии, или в Посланиях апостольских (почему иконоборцы и не веруют), то на это нужно сказать, что не все написано в Евангелии, что и самое Евангелие свидетельствует: Многа же и ина знамения сотвори Иисус пред ученики Своими, яже не суть писана в книгах сих (Ин. 20, 30).
В Деяниях апостольских пишется: Предаяше им хранити уставы, сужденныя от апостол и старец, иже во Иерусалиме (Деян. 16, 4). И в другом месте: Тем же убо, братие, стойте и держите предания, имже научистеся или словом, или посланием нашим (2 Сол. 2, 15). Отсюда видно, что чего не написали апостолы, то после них, когда христианство распространилось и служение демонам престало, написали и преподали словесно ученики их. Ученик святого апостола Павла святой Дионисий Ареопагит в книге «О небесной иерархии» спрашивает: «Почему пишут ангела в образе человеческом? И для чего евангелистов пишут в четверовидных изображениях?» Таким образом, образы были в употреблении и во времена апостольские.
В конце первого столетия по Рождестве Христовом Евстафию Плакиде явился образ Распятия Христова (о чем смотри в Четьи-Минее 20-го сентября). В греческой хронике пишется, что во втором столетии по Рождестве Христовом, когда на христиан было воздвигнуто язычниками лютое гонение, они не смели явно показывать образа. Внук Едесского Царя Авгаря был идолопоклонник и поэтому Нерукотворенный образ хотел снять с ворот, где Авгарь поставил его с честию; но епископ Едесский, будучи поставлен откровением Божиим, ночью положил сей образ в стену и, закрыв его, поставил перед ним горящую свечу. И он находился там до прихода Хозроя, Царя Персидского; тогда он чудесным образом был обретен и перенесен в Константинополь. (О сем смотри в Четьи-Минее августа 16-го дня).
Сильвестр, папа римский, показывал Великому Царю Константину образ святых первоверховных апостолов, говоря: «Вот изображения тех, которые тебе явились в ночном видении». Святитель Афанасий Великий, бывший на Первом Вселенском Соборе, пишет: «В городе Вирите, в области Антиохийской, жиды поругались над иконами Распятия Христова. Но когда из иконы истекла кровь и вода, то совершились многие чудеса и исцеления больных, и многие из жидов уверовали и крестились». У святителя Иоанна Златоустого были образа, потому что святой Прокл, ученик его, увидевши апостола Павла, указал на образ его (о чем смотри в житии его). Созомен, один из древних и славных историков (в кн. 1, гл. 21), пишет: «<…> об образе Христове, который сокрушил Юлиан Отступник, но вскоре после того и сам погиб». В особенности же было много икон в пятом столетии, потому что по повелению Царя Константина Великого воздвигнуто было много церквей, которые украшаемы были святыми иконами. Мария Египетская, помолившись пред образом Пречистой Богородицы, ушла в пустыню, а образ этот был в притворе церковном; посему, если в притворе были иконы, то тем более были они в самой церкви.
§ 4
СВЯТЫЕ ИКОНЫ ПОЧИТАЮТСЯ ИЗДРЕВЛЕ
В течение многих лет, с самого Рождества Христова, Святые Отцы имели святые иконы в великом почтении. И если бы они были устроены без соизволения Божия, то на Соборах Святые Отцы, конечно, их не приняли бы. И если бы они допустили это на Первом Соборе, то на Втором, на Третьем, на Четвертом или Пятом они упомянули бы об этом. И точно: на Шестом Вселенском Соборе, в 82-м правиле, Отцы положили: «Не пиши агнца во образ Христа, но пиши образ Его Самого». В толковании сего правила так говорится: «Агнец был образом истинного Христа, Бога нашего, а потому не следует образ почитать выше истины и на честных иконах писать агнца, указуемого перстом Предвечного, но Самого Христа, Бога нашего, и писать Его в человеческом образе».
На Седьмом Вселенском Соборе Святые богоносные Отцы, как видно из деяний сего Собора, учение о святых иконах изложили так: «Последующе богоглаголивому учению Святых Отец наших и преданию Кафолической Церкви, подобно изображению Честного и Животворящего Креста, повелеваем полагати во святых Божиих церквах иконы Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и Непорочной Владычицы нашей, Святой Богородицы, и всех святых мужей, и чествовати их не богопоклонением, еже подобает единому Божественному естеству, но почитанием по подобию, якоже воздается честь изображению Креста Христова, Евангелию и иным святыням. Ибо честь, воздаваемая образу, преходит к первообразному». Потом Отцы того же Собора единогласно возгласили: «Все тако веруем, все содержим едино исповедание первых Соборов и все подписуемся; сия вера апостольская, сия вера Святых Отцов» и прочее.
Архиепископ Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)
Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.
Изд.17-е. СПб., 1908.
Продолжение следует