Открыла для себя "Радостные открытия", как ни тавтологично это звучит :).
Проект
"Радостные открытия" - это образовательные программы, экскурсии и квесты, познавательные игры и путешествия. Мероприятий подобного формата в Москве много, только успевай отслеживать. Самое главное - выбрать из всего многообразия действительно качественные. И мы с Игорем не прогадали, посетив в воскресенье программу
"Путешествие в Древнюю Грецию" в Пушкинском музее.
Но начнем сначала. Прекрасный солнечный денек, и мы спешим от метро к музею. Кстати, идем другой дорогой. Обычно всегда от Кропоткинской, а в этот раз от Библиотеки Ленина. Показала мальчику князя Владимира и Дом Пашкова, а он сам узнал вдали за крышами мачту корабля Петра I и храм Василия Блаженного Христа Спасителя.
Вот и Пушкинский.
Нас передают на руки замечательной Елизавете, нашему гиду. И экскурсия начинается.
Сначала немного о музее. Музей изобразительного искусства основан в 1912 году. Он содержит как подлинные памятники искусства, так и целую коллекцию слепков с оригинальных произведений.
Его основатель и первый директор - Иван Владимирович Цветаев, ученый, археолог, искусствовед, профессор Московского университета.
А что же такое изобразительное искусство? Это все то, что мы можем увидеть глазами и (условно) потрогать. Картины, скульптуры, здания. Но не, например, стихотворение :)
Отправляемся в первый зал, где находятся сокровища Древней Трои из раскопок Генри Шлимана (позор на мою голову! Я не знала, что большая часть золота Шлимана находится у нас, думала - в музеях Европы).
Попутно вспомнили историю, поговорили о Троянской войне и троянском коне. Долгое время считалось, что "Илиада" Гомера - это сказка, вымысел. Археологи доказали, что Троя существовала на самом деле.
Большая золотая диадема, 2400 - 2200 гг. до н.э. Уникальный памятник древнего ювелирного искусства. Диадема выполнена из мельчайших золотых пластинок - их больше 16 тысяч!
Как мастер изготовлял такие маленькие детали? Делаем вывод: значит, в то время, уже были увеличительные приборы.
Вот и линзы на соседней витрине. Сделаны из горного хрусталя, тщательно отполированного песком.
Большая линза увеличивает в 2 раза. Можно подойти и посмотреть сквозь нее.
Топоры-молоты. Выполнены из камня - нефрит, жадеит, лазурит. Идеально отполированы, с оригинальной резьбой-украшением. Невозможно поверить, что им 4,5 тысячи лет! Но это действительно так.
Шлиман считал их самой ценной находкой. Эти экспонаты уникальны, подобных нет нигде в мире!
Топоры вряд ли боевые - слишком дорого и трудоемко было их изготовление. Скорей всего они были ритуальными, символами власти.
Ладьевидный кубок. 600г чистого золота.
Отправляемся в следующий зал. Античное искусство. И первой встречает нас дорожная герма.
Герма - это скульптурная голова и четырехгранное основание вместо туловища. Первоначально так изображали бога Гермеса (отсюда и название), покровителя дорог и путников. Гермы ставили в качестве указателей и как межевые знаки.
Различные сосуды. Это все подлинники - им больше 2 тыс. лет!
Главная ценность в древнегреческой культуре - тело человека. Греки восхищались человеческим телом, изучали его.
Сосуды тоже имели форму человеческого тела, а их элементы называются частями тела: ножка, тулово, ручки, горлышко.
Это сосуд геометрического стиля - украшен геометрическими узорами.
Древние греки считали, что человек должен всю жизнь бороться с хаосом (т.е. с пустотой). Поэтому сосуд расписан плотно, свободного места не осталось.
Позже тип росписи начинает меняться. Появляются изображения животных, а потом и человека.
На этом сосуде сцена из древнегреческих мифов - 11-й подвиг Геракла, где он спускается в царство Аида. Слева - Геракл, перед ним Цербер, рядом с Цербером стоит Персефона, жена Аида. За спиной Геракла - Гермес, которого можно узнать по крылатым сандалиям.
Изображения на сосудах были двух видов: красные фигуры на черном фоне и наоборот, черные на красном.
Древние греки пили вино, разбавляя его водой. Пить неразбавленное вино (пить по-варварски) считалось дурным тоном.
Для хранения вина использовались амфоры (высокие и тонкие, в форме капельки). Воду хранили в ги́дрии. У нее 3 ручки - за две держали, за третью наливали. Для смешивания вина и воды нужен был сосуд с широким горлом - кратер.
Теперь посмотрим на скульптуры.
Вот надгробие. На нем изображен умерший, а также друг, провожающий его в последний путь. Как определить, где кто?
А очень просто! "Логос" - термин, пришедший из древнегреческой философии, от него произошло слово "логика". Все искусство древних греков логично.
Смерть, как считали греки - это путешествие из мира живых в мир мертвых. Удобнее всего путешествовать на коне. На одной из фигур короткая одежда - как раз подходящая для путешествия. Следовательно, он и есть умерший.
Есть и другое объяснение: смерть - это переход в небытие, человек становится тенью, теряет свой объем. У левого пальцы как будто плоские, без объема. Т.е. этот человек уже ступил в царство мертвых.
Обратим внимание на лица. Они практически одинаковые, не выражающие эмоций.
Основной принцип древнегреческого искусства - гармония. Нельзя показывать сильные эмоции.
На следующей скульптуре изображена богиня Афродита - прекраснейшая из женщин. Большие глаза, красивые черты лица..
И правильный древнегреческий профиль. Линия лба и носа - прямая, нет ямки между надбровными дугами. Это идеал красоты.
Чтобы перейти в следующий зал, приходится довольно долго идти по музею, минуя коридоры и лестницы. Проходим мимо Давида, традиционно фоткаю его. Как же, Пушкинский - и без Давида :).
Олимпийский зал.
Здесь удобно рассесться на банкетке и слушать экскурсовода.
Поговорили про Олимпию, храм Зевса, про атлетов и Олимпийские игры.
Игорь молодец! Участвует, отвечает на вопросы (чаще правильно, чем нет :). Ну еще бы, Древняя Греция ему знакома вдоль и поперек, только что по истории проходили, да и недавно из путешествия по этим местам.
Вот Дискобол Ми́рона. Одна из первых скульптур, изображающих человека в движении.
Юноша в неустойчивой позе, опирается на правую ногу, рука с диском напряжена.
Давайте попробуем встать в такую же позу.
Долго так не простоишь - приходится балансировать. Т.е. Мирон изобразил короткое мгновенье между раскручиванием диска и броском.
Скульптор должен был ходить на тренировки атлетов, делать зарисовки, потом глиняную модель, а по ней уже скульптуру в камне.
Посмотрим-ка теперь на лицо дискобола. Оно спокойное, не напряжено, не искажено усилием. Снова гармония.
А вот Дорифор ("копьеносец") скульптора Поликлета. Поликлет первым вывел закон пропорций человеческого тела.
Теперь обратим внимание на скульптурные группы вверху зала. Первая - с фронтона Храма Зевса в Олимпии.
Посередине - сам Зевс, с двух сторон от него - Пелопс и Эномай, вот-вот начнется их состязание на колесницах. Хитрый Пелопс победил нечестным путем - он подкупил возницу Эномая, и тот специально не закрепил колеса колесницы. Но боги с высоты все видят, эта сцена изображена скульптором как бы в назидание.
Вторая скульптурная группа на другом фронтоне - сцена боя людей и кентавров. Кто же победит? Тот, на чьей стороне боги. Бог Аполлон говорит что-то и показывает на кентавра (указывает, куда ударить). Победа над кентаврами олицетворяет победу разума человека над его животными инстинктами.
Перемещаемся в последний зал нашей экскурсии - греческий дворик (ааа, я тут вообще никогда не была!!). Здесь мы познакомимся с архитектурой Древней Греции.
В центре - макет афинского Акрополя. Вот Пропилеи, Парфенон, сбоку Эрехтейон с кариатидами, театр Диониса у подножия.. (ностальгия, мы все это видели собственными глазами и прошли собственными ногами! :)
Модель Парфенона.
Юго-восточный угол Парфенона.
А вот портик с кариатидами в натуральную величину. Спрашиваю Игоря: "Что это такое? Что за фигуры? Где это?". Упс, не знает, не помнит. Рано я радовалась знаниям мальчика :).
Древние греки, оставаясь верными себе, и в архитектуре стремились изобразить подобие человеческого тела. Что может его напоминать?
Правильно, колонны!
Колонны бывают мужские и женские. Мужчина сильнее, он может опираться на землю голыми ногами, а женщине нужны сандалии. У женщины более богатая прическа, чем у мужчины..
Правильно! Дорическая - это мужская колонна, коринфская - женская.
Вот и закончен рассказ и прогулка по музею. Ну а теперь дети, став экспертами по Древней Греции, получают задания. Все ответы нужно найти в этом зале. Если ответы правильные, удастся разгадать шифр.
Загадки интересные, пришлось и поискать, и помозговать.
Перикл. Только что по истории проходили, прямо эта же фотография в учебнике! :)
С последней загадкой помучились, но все-таки нашли ответ. Эйрена, богиня мира.
Скоростной Игорь, конечно, справился с квестом раньше всех, еще и девочке помог :).
Подождали остальных и проверили, какой получился шифр:
ΚΑΛΟΣ ΚΑΙ ΑΓΑΘΟΣ ("КАЛО́С КАИ АГАТО́С" - греч.).
Попробуем перевести. ΚΑΛΟΣ - добрый, мудрый; ΑΓΑΘΟΣ - красивый, прекрасный. ΚΑΙ - союз "и".
Добрый (мудрый) - человек внутри. Прекрасный - снаружи. Т.е. человек должен быть прекрасен и снаружи, и изнутри, гармоничен.
Значит, "КАЛО́С КАИ АГАТО́С" - это гармония, символ древнегреческой культуры.
На этой прекрасной гармоничной ноте программа закончилась. Два часа пролетели незаметно!
Игорь, попрощавшись с нашим экскурсоводом Елизаветой, строго сказал мне: "Возьми ее телефон, я хочу еще к ней на экскурсии, мне понравилось". И я с ним согласна: мне тоже очень понравилось! Объем и форма подачи материала, обаяние и доброжелательность экскурсовода, внимание к детям. Понравился состав нашей группы - активные, заинтересованные дети. В анонсе программы стоит ограничение по возрасту - 10 лет, не младше 5 класса! И это правильно, все оказались одного уровня, никому не было скучно.
Уже позже я изучила рекламный буклет и информацию на сайте проекта. У "Радостных открытий" много разнообразных интересных программ. Похоже, мы нашли достойную альтернативу моим любимым "Скороходам".
С удовольствием сходим на другие их мероприятия.
Большое спасибо сообществу
moskva_lublu, а также администрации
"Радостных открытий" за приглашение. Группы проекта в
Фейсбуке,
Вконтакте,
Инстаграме.