КНИГА_ПАЦИЕНТ: Травмированная Логика

Nov 21, 2012 01:52

Проблема "вживания" в персонаж - это боль, которую писатель должен испытать. Чтобы ощутить себя на его месте, приходится стать кем-то совершенно из другого мира. Из мира без антибиотиков, мобильников, гражданских прав и прочей шелухи, на которую так молится нынешний мир.


И я вдруг поняла, где кроются сразу две проблемы: проблема радужных ельфов, уверенных, что всемирное веганство-солнцеедение и отказ от прививок спасут нас и приведут к просветлению, и проблема радужных пейсателей вордом, которые верят свято, что отсутствие ошибок в "жи-ши" и использование слова "подкольчужник" делает их афигеть мастерами изящной словесности.



...SOMETHING THAT INVOLVES... LOGIC!! (c)
Я настоящая привереда. Попаданческое фэнтези отрицаю как жанр - не могу, почти невыносимо. Лукьяненко вызывает рвотные позывы. Все вариации "карликов", спасающих мир, неинтересны. Все вариации "древних пророчеств" настораживают. Но за оригинальность готова пережить все из перечисленного (пожалуй, кроме Лукьяненки).

И причина эта - в отсутствии логики даже при наличии безупречного антуража.
Логика у меня, быть может, гопническая, но она есть.
Попал мальчик в волшебную страну.... - логично, что не он первый, а если он первый, то я бы на месте жителей сей страны на костер его. Демон, не иначе. Ладно, не на костер. Пусть работает подмастерьем у местного кузнеца... стоп, подмастерье кузнеца - это слишком почетно, пусть будет ассенизатором-говночерпием-разнорабочим и спит со свиньями, но мы, поселяне, присмотрим за ним: а ну как подрастет и пробудится в нем зло? При первом же косяке костра ему не избежать. А если в селе у кого-то курица сдохнет или баран сбежит - ясное дело, без колдунства не обошлось. Кто виноват? чужой.

В сегодняшней и здешней реальности на моем хуторе и на нашем кордоне точно такая же картина. Если человека заподозрили в колдовстве, ему жить станет на порядок тяжелее. Сегодня. Здесь. В нашем мире.

Ладно, допустим, не так все. Едет рыцарь аристократических кровей в замок сеньора, и встречает молодую девушку... девушку - какую? крестьянку? Одну? Ночью?! Юбку задрал, члены расслабил, и нафиг ее с дороги, чтоб честных идальго  не соблазняла своими гонорейными прелестями.

Ладно, не так все было. Едет наш рыцарь честных намерений в замок. приезжает к сеньору, видит дочь сеньора - ту, которой юбку на шею не завернешь. Быстренько расслабившись с кухаркой, подкатывает к даме. Мол, и паломничество я совершал, и целомудренных дев спасал, и дракона убил... бежим со мной, о цветок небес... и вновь моя логика напоминает, что за побег с дочерью (читай: имуществом) сеньора по шлему рыцаря не погладят, и дом его родной, и деревни его отнимут в казну, или сожгут, и сестер его обесчестят... рыцарь-сирота без деревень и дома? а как он стал тогда рыцарем? И пойдет ли за него дама сердца? И не проще ли ему сразу обратиться к ее отцу с подобным вопросом?

Нет, мир наш феминнодружелюбный, ладно. Девушки тут равны мужчинам. Получите в два раза больше насилия: изнасилования как метода сражения (я гарантирую это), кастрации как мести неугодившим мужьям, касты "рожающих" и касты "воюющих", и кучи всяких стремных обычаев типа отрезаний грудей, обрезаний половых органов, и иных жестких методов инициации. И вместо прекрасной сияющей амазонки получите тридцатилетнюю (то есть, уже в возрасте) тетку, прожженную, грязную, половину зубов растерявшую в схватках с мужиками, половину - от кариеса, с варикозом от непрестанного лошадиного заезда, возможно, без нескольких пальцев на руках, ломанную-переломанную и злую, как черт.

Нужно поистине могучее воображение, чтобы оживить фантазию. И воображение это должно подчиняться логике. Искать закономерные пути развития. Это, вопреки распространенному мнению, сложно и больно.

ЛЕКАРЬ ДУШ
Больно это потому, что при наличии логики, рано или поздно начинаешь иначе смотреть на мир и превращаешься в циника. Все эти псевдодостижения толерантного человечества становятся малы и неинтересны. Ключевыми вехами развития начинаешь признавать антибиотики, бензин, картошку и севооборот с пестицидами. Видишь грань между дикостью и цивилизацией очень тонкой.

Говорят, хороший писатель - врач душ. Не знаю всех критериев для причисления к "хорошим", это скорее интуитивное понятие, но насчет врача - согласна. Я считаю, Врач (да и медик в принципе) проходит ровно через те же стадии взросления в профессии (произведении). Сравните:
- В идеальном мире, рыцарь прекрасен и чист, спасает принцессу и убивает дракона, и становится полководцем и королем, всех побеждает, всех спасает, профит. Писать такое очень легко (при наличии минимального словарного запаса, в том числе, и входа в Сеть). Все крестьяне покорны владыке, бунт исключен, враги благородны и предсказуемы, а при малейшем недомогании колдун спасет, единорог привезет недостающие снадобья. Меч точится сам по себе, олени жертвуют собой ради героя, стремясь под охотничьи стрелы...

- В идеальном мире, пациент, почувствовав себя плохо, идет к терапевту, тот назначает ему правильные анализы, анализы сданы безупречно, расшифрованы идеально. Если что-то непросто, собран консилиум умных непьющих коллег-энтузиастов, великих гуманистов, пациент получает диагноз и прогноз, и начинает лечиться. Как бы он ни лечился, стационарно или амбулаторно, он выполнит все рекомендации, и, скорее всего, выздоровеет.
Он не будет шататься по бабкам-ворожеям, пить мочу и есть мухоморы, терпеть "до последнего" и слушать советы соседей. Он не ударится вдруг в избыточную религиозность, не превратится в вегана и не начнет общаться с потусторонним.

Уже первый пациент развеет эти иллюзии. Травматолог, например, получает нехилую душевную травму в первое дежурство на скорой. Приемка забита. Ты ждешь, что там будет сидеть плачущий маленький мальчик с шиной из "подручного материала" и его обеспокоенные родители, готовые к диалогу и послушные велениям лекаря. А там валяется в пене здоровенный жлоб, с тремя открытыми переломами, с ножом в печени, алкоголизмом хрен его ведает какой степени, и страхом перед обезболиванием. И за ним - тысячи их, таких же: бабки с тазобедренными, тетьки с челюстно-лицевыми, подростки с передозировкой, флегмоны, гноища, кровища, сплошь выкидыши, ампутации, сыпь и температура, рвота, и это еще самое мягкое, это еще нет ДТП, и впереди - все_что_угодно. А у тебя первый день. И ты уже - простите мне, но правда - обосрался, и бежать некуда.

Вот - что испытывает начинающий. Да и продолжающий нередко.
Это же испытывает и писатель. Должен - иначе не стать ему писателем. Ошибки врача похоронены на глубине, а ошибки писателя запечатлены буквами, вот и вся разница. Мертвый пациент и мертвая книжка.

Потом привыкаешь, нарабатываешь стаж, уже спокойно смотришь на рентгеновские снимки и проломленные черепа, уже распознаешь "подлатаем-починим, будешь как новенький" и "до свадьбы заживет" от "бригаду кликни, тут п**дец".
Да и болит уже привычнее, но только не надо думать, что не болит совсем.

БОЛЬШЕ ПОЗИТИВА, БОЛЬШЕ ГЛАМУРА
То ли рекламные ролики так зомбировали большинство МТА (молодых талантливых аффтарав), то ли еще что распыляют над районом, но почему-то вся эта нужная боль пропала из русской литературы (знаменитой, в общем-то, среди остальных литератур именно этой "жизненностью").

Все стало просто и легко. И фэнтези - такой благоприятный чернушный жанр, где так легко - казалось бы - вывести на новый уровень мысли и чуйства, погряз в фанфикоидах и светской хронике (кто с кем, и в чем они были одеты).

Книга - не сценарий, сценарий - не книга; но, обсмотревшись сумерек и домов-n, об этом можно и забыть, верно? Интересно, что кино проще выбрать сегодня, чем книгу. И очень жаль, что кино проще выбрать, чем книгу. Вера печатному слову и авторитету печатного слова обесценились настолько, что нам нужны стали новые критерии истинности. Как выбрать книгу - теперь?

Расскажу вам о том, как мне довелось приобщиться к каталонской средневековой поэтике и рыцарскому роману. Я посмотрела "историческое" кино - "Тирант Белый" (в русской версии "Византийская принцесса"), созданное по роману "Тирант Белый". Исключительность этого романа в том, что он представляет собой средневековое ретро-фэнтези. Что-то вроде сериала о непобедимом Тиранте, олицетворяющем собой идеал (сомнительный по достоинствам, но все-таки живой) рыцаря-мачо, христианина, несколько озабоченного, верного даме сердца, победителя мавров и друга короля Артура.

Это был век зарождения литературы в том виде, в каком мы понимаем ее сейчас. Поэтому книга представляет собой настоящий захватывающий сериал, с длительными описаниями, кто во что одет и как кто на кого посмотрел, как кто кому ответил, и как страдали воины, после того, как зарубили 100500 мульёнов врагов.

Настоящий подарок сценаристу. И мука для того, чтобы писать курсовую, ну да ладно)
Кино получилось жутко гламурное и совершенно невыносимое, но эротическое, красивенькое и позитивное - ровно настолько, насколько и оригинал. Все тонкости были соблюдены. Идеальный фильмец для девочек с помешательством на "тех временах".

Но что удивительно, книга оказалась просто-таки прадедушкой всех этих современных фэнтези-романчиков, родство угадывалось совершенно очевидно: те же бесконечные псевдоэротические терзания перед неизбежным секасом, те же короткие, но "весьма кровавые" битвы, те же бесконечные ранения, заивающие сами собой в объятиях прекрасных дам...

А ведь это шедевр. Шедевр, предшествующий новому скачку в литературе, выпущенный в свое время аж в семистах экземплярах (для 1490 года - прорыв), и разошедшийся за 6 лет (еще один прорыв). С наличием логики: основное стремление главного героя - лишить невинности главную героиню, о чем недвусмысленно нам заявляется в момент их первой встречи, и что и происходит с ними в итоге. Настоящее чтиво)
Если вам охота потратить несколько часов на него - рекомендую. 832 страницы, ммм. Если нужно в пдф - я пришлю. Его трудно найти в сети.

...
Не хочу делать выводов, это, как и всегда, просто мысль.
За огромное вдохновение на тему спасибо
inesacipa
lena_malaa
и
ann_duglas

лингвистика, чукча писатель, медицина, справедливость, деграданс, нетрадиционное, история, идиоты

Previous post Next post
Up