Бронницы - Александр Радищев "Путешествие..." (Перевод на современный русский язык)

Oct 12, 2024 09:27


Александр  Радищев "Путешествие из Петербурга в Москву" (Перевод на современный русский язык)
Оглавление

Бронницы

Пока меняли лошадей в моей кибитке, захотелось мне посетить высокую гору, находящуюся близ Бронниц, на которой, говорят, в древние времена, до прихода, я думаю, славян, стояло капище, прославленное тогда пророчествами, издаваемыми в нем, послушать которые приезжали многие северные правители. На том месте, говорят, где ныне стоит село Бронницы, стоял город Холмоград, прославленный в северной древней истории. Ныне на месте славного древнего капища построена небольшая церковь.
Поднимаясь на гору, я представлял себя перенесенным в древность и пришедшим, чтобы узнать от державного божества будущее и обрести успокоение своей нерешительности. Божественный ужас охватывает мои члены, грудь начинает подниматься, взоры тускнеют и свет в них меркнет. Слышу голос, подобный грому, говорящий:
- Дурак! Зачем ты хочешь узнать тайну, которую я скрыл от смертных непроницаемой завесой неизвестности? Зачем, о дерзновенный! ты жаждешь узнать то, что может постичь только вечная мысль? Знай, что неопределенность будущего пропорциональна слабости твоего сложения. Знай, что предвиденное блаженство теряет свою сладость от долгого ожидания, что очарование настоящей радости, обретя усталые силы, бессильно произвести в душе такой приятный трепет, какой радость получает от удивления. Знай, что предвиденная смерть безвременно отнимает покой, отравляет удовольствия, которыми ты наслаждался бы, если бы не предвидел их конца. Чего ты ищешь, глупое дитя? Моя мудрость насадила все необходимое в твоем уме и сердце. Спроси их в дни скорби, и ты найдешь утешителей. Спроси их в дни радости, и ты найдешь узду для дерзкого счастья. Возвращайся в свой дом, возвращайся в свою семью; успокой свои смятенные мысли; войди в свою сокровенную сущность, там ты найдешь мою божественность, там ты услышишь мое пророчество. - И треск сильного удара, гремящего силой Перуна, раздался в долинах далеких.
Я пришел в себя. Я достиг вершины горы и, увидев церковь, я поднял руки к небу.
- Господи, - вскричал я, - вот храм твой, вот храм, говорят, истинного, единого бога. На этом месте, на месте твоего теперешнего пребывания, говорят, стоял храм заблуждения. Но я не могу поверить, о Всемогущий! чтобы человек возносил молитву своего сердца к какому-либо другому существу, а не к тебе. Твоя могущественная десница, невидимо простертая повсюду, заставляет даже отрицающего твою всемогущую волю признать строителя и хранителя природы. Если смертный в своем заблуждении называет тебя странными, непристойными и грубыми именами, его почитание, однако, стремится к тебе, вечному, и он трепещет перед твоей силой. Иегова, Юпитер, Брахма; бог Авраама, бог Моисея, бог Конфуция, бог Зороастра, бог Сократа, бог Марка Аврелия, бог христиан, о мой бог! ты один везде. Если в своем заблуждении смертные, казалось, не чтили тебя одного, но обожествляли твои несравненные силы, твои несравненные деяния. Твоя сила, ощущаемая везде и во всем, была везде и во всем почитаема. Атеист, который отрицает тебя, признавая непреложный закон природы, приносит тебе хвалу, восхваляя тебя больше, чем наши гимны. Ибо, проникнутый до глубины своего существа благодатью твоего творения, он стоит перед ним в благоговении. Ты ищешь, всещедрый отец, искреннего сердца и чистой души; они открыты повсюду для твоего пришествия. Сойди, Господи, и царствуй в них.
И я оставался несколько мгновений, отвергнутый окружающими меня предметами, спускаясь глубоко в свои внутренности. Затем я поднял глаза, обратив свой взор к близлежащим деревням.
- Это хижины унижения, - сказал я, - на месте, где некогда великий город воздвиг свои гордые стены. Ни малейшего признака их не осталось. Разум отталкивается от веры и самой истории: так он жаждет убедительных и чувственных аргументов. И все, что мы видим, прейдет; все рассыплется, все обратится в прах. Но какой-то тайный голос говорит мне, что что-то будет жить вечно.
С течением времени все звезды померкнут,
яркость солнца померкнет; природа, изношенная дряхлостью лет, падёт.
Но ты будешь процветать в своей бессмертной юности,
непоколебимая среди битвы стихий,
руин материи, разрушения всех миров. *
*
Смерть Катонова, трагедия Еддесонова, дейс. V, явлен. 1.
Продолжение

Радищев-Путешествие-, пахнет родиной, памятная старина

Previous post Next post
Up