Новгород - Александр Радищев "Путешествие..." (Перевод на современный русский язык)

Oct 12, 2024 09:40


Александр  Радищев "Путешествие из Петербурга в Москву" (Перевод на современный русский язык)
Оглавление

Новгород

Гордитесь, тщеславные строители городов, гордитесь, основатели государств; мечтайте, чтобы слава вашего имени была вечной; нагромождайте камень на камень до самых облаков; высекайте изображения ваших подвигов и надписи, возвещающие ваши деяния. Положите твердые основания правления непременным законом. Время острым рядом зубов смеется над вашим хвастовством. Где мудрые законы Солона и Ликурга, утвердившие свободу Афин и Спарты? - В книгах. А в месте их пребывания рабы пасутся жезлом самодержавия. - Где великолепная Троя, где Карфаген? - Место, где они гордо стояли, едва видно. - Курится ли таинственно нетленная жертва единому существу в славных храмах Древнего Египта? Их великолепные останки служат убежищем для блеющего скота в полуденный зной. Не радостными слезами благодарности Всевышнему Отцу они орошаются, но смрадными испражнениями звериного тела. О! гордость, о! человеческая гордыня, посмотри на это и узнай, как далеко ты ползешь!
В таких мыслях я подъехал к Новгороду, оглядывая множество монастырей, лежащих вокруг него.
Говорят, что все эти монастыри, даже расположенные в пятнадцати верстах от города, заключались в нем; что из его стен могло выходить до ста тысяч войска. Известно из летописей, что Новгород имел народное правительство. Хотя у них были князья, но власти у них было мало. Вся власть правительства состояла из посадников и тысячников. Народ в их вечевом собрании был истинным государем. Новгородская область простиралась на север даже за Волгу. Это свободное государство стояло в Ганзейском союзе. Старинная поговорка: кто может устоять против Бога и великого Новгорода - может служить доказательством его могущества. Торговля была причиной его возвышения. Внутренние раздоры и хищный сосед стали причиной его падения. На мосту я вышел из своей кибитки, чтобы насладиться зрелищем течения Волхова. Невозможно было не вспомнить поступок царя Ивана Васильевича после взятия Новгорода. Уязвленный сопротивлением этой республики, этот гордый, жестокий, но умный правитель хотел разрушить его до основания. Я вижу, как он стоит на мосту с колышком, как говорят другие, принося в жертву своей ярости старейшин и вождей Новгорода. Но какое право он имел яриться против них; какое право он имел присваивать Новгород? То ли, что первые великие князья Руси жили в этом городе? Или то, что он назывался царем всея Руси? Или то, что новгородцы были славянского происхождения? Но что такое закон, когда действует сила? Может ли он существовать, когда решение скреплено кровью народов? Может ли существовать закон, когда нет силы, чтобы его осуществить? Много было написано о законе народов; на него часто ссылались; но учителя закона не задумывались, может ли быть судья между народами. Когда между ними возникает вражда, когда ненависть или корысть толкают их друг против друга, их судья - меч. Кто падает мертвым или обезоружен, тот виновен; он подчиняется этому решению беспрекословно, и обжалованию оно не подлежит. Вот почему Новгород принадлежал царю Ивану Васильевичу. Вот почему он разрушил его и присвоил себе его дымящиеся останки. Нужда, стремление к безопасности и сохранности строят царства; несогласие, хитрость и сила их разрушают.
Что такое закон народа? - Народы, говорят учителя закона, находятся в том же положении по отношению друг к другу, в каком человек находится по отношению к другому в естественном состоянии.
- Вопрос: В естественном состоянии человека, каковы его права?
- Ответ: Посмотрите на него. Он наг, голоден, жаждет. Он присваивает себе все, что может взять, чтобы удовлетворить свои потребности. Если что-то хочет помешать ему, он устранит препятствие, разрушит его и приобретет то, что хочет.
- Вопрос: Если на пути к удовлетворению своих потребностей он встретит себе подобного, если, например, двое, испытывая голод, захотят насытиться одним куском, кто из двоих имеет большее право на его приобретение?
- Ответ: Тот, кто возьмет кусок.
- Вопрос: Кто возьмет кусок?
- Ответ: Кто сильнее.
- Действительно ли это естественное право, действительно ли это основа закона народа?
- Примеры всех времен свидетельствуют о том, что закон без силы всегда считался пустым словом в исполнении.
- Вопрос: что такое гражданское право?
- Ответ: кто едет по почте, тот не заморачивается по пустякам и думает, как бы поскорее найти лошадей.
Из Новгородской летописи
Новгородцы вели войну с великим князем Ярославом Ярославичем и заключили письменное примирение.
Новгородцы составили грамоту для защиты своих вольностей и скрепили ее пятьюдесятью восемью печатями.
Новгородцы запретили хождение чеканной монеты, введенной в обращение татарами.
Новгород начал чеканить собственную монету в 1420 году.
Новгород входил в Ганзейский союз.
В Новгороде был колокол, по звону которого народ собирался на вече для обсуждения государственных дел.
Царь Иван отобрал грамоту и колокол у новгородцев.
Позднее. В 1500 - в 1600 - в 1700 - году - году Новгород стоял на том же месте.
Но не всегда думают о прошлом, не всегда думают о завтрашнем дне. Если я буду постоянно смотреть на небо, а не под ноги, то скоро споткнусь и упаду в грязь... Я подумал. Как бы я ни горевал, Новгород все равно не будет заселен. Что бы Бог ни дал мне в будущем. Теперь пора ужинать. Пойду к Карпу Дементьечу.
- Ба! Ба! Добро пожаловать, откуда тебя Бог привел, - сказал мне мой друг Карп Дементьеч, бывший купец третьей гильдии, а ныне почетный гражданин.
- Как говорится в пословице, рад обедать. Милости просим.
- Что за пир у вас?
- Благодетель мой, я вчера своего парня женил.
Твой благодетель, я думал, недаром меня так называет. Я, как и другие, помог ему записаться почетным гражданином. Дед мой был должен по векселю, не знаю кому, 1000 рублей, якобы с 1737 года. Карп Дементыч купил вексель где-то в 1780 году и приложил к нему протест. Он пришел ко мне с искусным поверенным, и в это время с меня любезно взяли только проценты за 50 лет, а весь заемный капитал мне отдали. Карп Дементыч - благодарный человек.
- Невестка, водки нежданному гостю.
- Я водки не пью.
- Ну, хоть пригуби. Здоровье молодым... - и они сели обедать.
С одной стороны от меня сел сын помещика, а с другой Карп Дементыч усадил свою молодую невестку.
...Прервем речь, читатель. Дай мне карандаш и листок бумаги. Я нарисую для твоего удовольствия всю честную компанию и таким образом сделаю тебя участником свадебного пира, хотя бы ты ловил бобров на Алеутских островах. Если я не скопирую точные портреты, то удовлетворюсь их силуэтами. Лафатер учит нас распознавать, кто из них умен, а кто глуп. Карп Дементыч - седая борода, восемь вершков от нижней губы. Нос с кляпом, глаза ввалившиеся, брови как смоль, склоняется над рукою, гладит бороду, называет всех: мой благодетель.
Аксинья Парфентьевна, его милая жена. В шестьдесят лет, белая как снег и красная как маковый цветок, всегда поджимает губы; рейнвейна не пьет, полстакана перед обедом с гостями и рюмку водки в кладовой. Приказчик мужа показывает хозяину на счете... По приказу Аксиньи Парфентьевны на год закуплено 3 пуда ржевских белил и 30 фунтов листовых румян... Приказчики мужа - камердинеры Аксиньи. Алексей Карпович, мой сосед по столу. Ни усов, ни бороды, но нос уже багровый, моргает бровями, стрижен, кланяется, как гусь, покачивая головой и поправляя волосы. Был арестантом в Петербурге. Когда мерит аршином, теряет вершок; за это отец его любит, как самого себя; на пятнадцатом году своей жизни он ударил мать. Параскева Денисовна, его новобрачная жена, бела и румяна. Зубы как уголь. Брови как нитка, чернее сажи. В обществе сидит, опустив глаза, но целый день не отходит от окна и на всех мужчин глазеет. К вечеру стоит у ворот. Один глаз подбит. Подарок от дорогого мужа на первый день; - и кто догадается, тот знает, за что.
Но, дорогой читатель, ты уже зеваешь. Кажется, хватит мне снимать силуэты. Твоя правда, других не будет, как нос да нос, губы да губы. Я даже не понимаю, как ты узнаешь в силуэте белила и румяна.
- Карп Дементьич, чем ты торгуешь в эти дни? Не ездишь в Петербург, льна не привозишь, сахару, кофею, красок не покупаешь. Мне кажется, твоя торговля не во вред тебе была.
- Это-то меня и погубило. Но Бог меня с трудом спас. Получив в один год большую прибыль, я построил здесь дом для жены. На следующий год был неурожай льна, и я не смог сдать то, что было договорено. Вот почему я и прекратил торговлю.
- Помню, Карп Дементьич, что на тридцать тысяч рублей, взятых вперед, ты тысячу пудов льна отправил должникам делить.
- Эх, больше не мог, поверь моей совести.
- Конечно, в тот год тоже был неурожай заморских товаров. Тысяч двадцать взял... Да, помню; на них пришла головная боль.
- Право, благодетель, голова у меня так разболелась, что чуть не раскололась. И что могут на меня кредиторы пожаловаться? Я им все свое имущество отдал.
- Три копейки за рубль.
- Нет, не сто, пятнадцать.
- А дом жены?
- Как я его потрогаю, он не мой.
- Скажи, чем ты торгуешь?
- Ничем, ей-богу, ничем. С тех пор как я разорился, мой парень торгует. Нынешним летом, слава богу, он положил подряд на лен на двадцать тысяч.
- Впредь, конечно, по пятьдесят поставит, половину денег вперед возьмет и дом молодой жене построит... - Алексей Карпович только усмехнулся.
- Старый балагур, мой благодетель. Довольно этой ерунды, перейдем к делу.
- Я не пью, ты же знаешь.
- Хоть пригуби.
пригуби, пригуби, - я почувствовал, что щеки у меня начинают краснеть, и к концу пира я, как и все остальные, опьянел бы. Но, к счастью, вечно за столом сидеть нельзя, так как всегда быть умным невозможно. И именно потому, что я иногда дурачусь и беснуюсь, на свадебном пиру я был трезв.
- Расставшись с другом Карпом Дементьичем, я задумался. Введенное повсеместно вексельное право, то есть строгое и быстрое взимание по торговым обязательствам, я до сих пор считал законом, охраняющим доверие; я считал его счастливым изобретением нового времени для увеличения скорости обращения в торговле, чего не приходило в голову древним народам. Но почему, если нет честности в том, кто дает вексельное обязательство, почему это только пустая бумажка? Если бы не было строгого взимания по векселям, разве торговля действительно исчезла бы? Разве кредитор не должен знать, кому он доверяет? О ком должен больше заботиться закон, о кредиторе или о должнике? Кто более достоин уважения в глазах человечества, кредитор, который теряет свой капитал, потому что не знал, кому он его доверил, или должник в цепях и тюрьме. С одной стороны, доверчивость, с другой - почти воровство. Первый верил, надеясь на строгое законодательство, а этот... А что, если бы взимание векселей не было таким строгим? Не будет места доверчивости, не будет, может быть, и мошенничества в вексельных делах. Я снова начал думать, старая система полетела к чертям, и я лег спать с пустой головой.
Продолжение

Радищев-Путешествие-, пахнет родиной, памятная старина

Previous post Next post
Up