Каковы же те объекты и ситуации, которые обладают с точки зрения индивида положительной или отрицательной валентностью? Можно предположить, что валентности будут весьма различными для разных видов живых существ и, кроме того, будут зависеть в значительной степени от прошлого опыта и научения. У человека, в частности, социальные, характерологические и культурные факторы очень сильно влияют на развитие валентностей. То, что привлекает одного, не вызывает никакой активности со стороны другого, а третьего может даже оттолкнуть. Психология и культурная антропология показали, что это явление наблюдается уже на уровне группы индивидов, принадлежащих к одной культуре. Укажем, к примеру, исследование Кардине (1968) о зависимости эстетических предпочтений от личности и работу Периама (1960), посвященную изучению пищевых предпочтений в американской армии. Кроме того, за последние годы возросло число позитивных исследований культурных и человеческих ценностей (работы Морриса, 1956, и Пеппера, 1958).
Понятие «валентность» коррелирует с понятием «напряжение», или «тенденция». Благодаря наличию определенной тенденции объект или ситуация приобретает положительную или отрицательную валентность. Однако случается, что состояние напряжения не предшествовало появлению объекта, и инициатива, если можно так выразиться, исходит от самого объекта. Можно предположить, что объект вызывает к жизни скрытую тенденцию. Так, неизвестный объект или ситуация вызывают у некоторых видов живых существ исследовательское или манинулятивное поведение.
Экспериментальное изучение валентностей проводилось главным образом в плане изучения объектов, вызывающих приятные и неприятные ощущения. Для этой цели применялись следующие критерии:
1) предпочтение одного объекта другому;
2) количество объекта, потребляемое испытуемым (например, пищи определенного вкуса);
3) степень научения или улучшения результатов деятельности, направленной на достижение объекта;
4) количественная характеристика препятствия или трудности (например, электроудара), которую должен преодолеть испытуемый для достижения объекта (эта величина определялась методом создания препятствия).
Здесь мы ограничимся описанием лишь одного типа исследований, в котором применялся метод создания препятствия, поскольку эти работы представляют особую важность для изучения конфликтов. Примером использования метода предпочтений могут служить исследования Рихтера и Янга, о которых мы уже говорили раньше, а о влиянии мотивации на научение и исполнение в целом мы будем говорить позднее.