Икона в окладе "Похвала Богоматери". Мастерские Московского Кремля, последняя четверть 17 века.
Насмотревшись на вот это царское сокровище из Музеев Кремля, начитавшись интересных комментариев у
Шакко и
Ирины Николаевны, захотела, для утешения своей страждущей души, взглянуть на то, с чего начался этот испорченный телефон разнообразия дорогих материалов и техник.
Просто показываю несколько предметов и объясняю, почему они хороши.
Архангел Михаил, XII век, Константинополь. Размер 46 на 35 см.
Со всей этой резьбой по дереву, золочением, перегородчатыми эмалями и драгоценными камнями, вопреки всему этому изобилию дорогостоящего и трудноизготовимого, картинка целостная по тону и колориту. Масштаб изображений имеет за собой ту самую логику, за которую в художественных школах, колледжах и акадэмиях ставят отл. Композиционно, главный образ во всей этой системе выделен, наверное, даже более простыми средствами композиции и ремесла - Архангел рельефно вырезан, и фон вокруг него более тёмный, и это всё. Обрамление выглядит целостным, в нём мелкие и крупные элементы гармонично согласованны. Камни одного размера с головами, нужной степени контраста по цвету и тону с остальными элементами изображения, делают поля/рамку единым целым, в то же время среднИк остаётся очевидно главным по своим формальным признакам композиции/цвета.
Это микромозаика 27 на 17 см начала XIV века, половинка диптиха со сценами праздников. Микро мозаика это, имитирует живопись кистью. Можно спорить о том, насколько правильно и нужно такое делать, но всё же, за счет того же простого контраста тёмного и светлого главная часть этого дорогостоящего произведения легко идентифицируется абсолютно любым зрителем, даже если он дальтоник. Цветы и узорчики обрамления, у них свой масштаб и другой изобразительный язык, но, даже если эти орнаменты начистить до максимального блеска, они будут выглядеть скромным фоном.
Богородица с Младенцем, Праздниками и Святыми. Середина XIV века, яичная темпера на дереве, алебастр, золотое стекло. Конечно, со всеми этими утратами и закопчённостью памятник анализировать немного труднее, но и на это глядя, понимаешь, что вся _вещь_ продумана грамотно и организована по самым простым и лучшим правилам. Тэг «Праздники» - тэг «алебастр». Святые были выделены тем же золотом, что и фон основного изображения, но количество этого золота, размер и расположение золотых пятен, судя по оставшимся образкам, были распределены деликатно и равномерно, создавая целостную рамку. Образы Богоматери и Младенца выделены скромной рамочкой, и такой живописи (хотя и она бывает лучше) дополнительные стразы, скани и филиграни не очень нужны.