Sally Face (2015-19). Как подростки с приставкой и рок-гитарой победили сатанизм

Sep 11, 2023 22:47


"Правительственные заговоры, демоны, призраки и волшебная приставка? Сал, это все выдумки"

Даже игра это признает…
Однажды я наткнулся на игру "Sally Face" с любопытной аннотацией. Она обещала мне квест, где надо играть за мальчика с протезом на лице, который вместе со своими друзьями сражается с мистическими сущностями в своем новом доме. Идея игры очень напомнила мне старый-старый квест от Сатурн+ "Страшилки. Шестое чувство". Занятная была игра, основанная на детских страшилках 1990-х и 2000-х, а в главной роли была девочка с саперной лопаткой по имени Шиза. Юмора и в то же время жути и мистики там было много; тем игра и подкупала, не говоря уже о колоритных персонажах и своеобразной атмосфере. Предчувствуя нечто подобное, я запустил и Sally Face - и как оказалось, не обманулся: это действительно очень похожий, хотя и самостоятельный проект, но на сей раз на американской почве. Причем он весьма известный и популярный, имеет кучу рекламы и фанатов. В одном только ТикТоке (есть такая дрянь для зумеров) его хэштег (есть и такая дрянь для зумеров) собрал больше ДВУХ МИЛЛИАРДОВ просмотров. Естественно, отсюда летсплеи, фанатские википедии, фан-арт и прочие незнакомые мне иностранные слова. Ну, думаю, надо приобщиться, ведь миллионы мух ошибаться не могут.



Начало игры было таким же стереотипным, но занятным, как и любая популярная крипипаста из интернета. Наш главный герой - это подросток Сал Фишер, который носит прозвище Sally Face; а в нашем переводе более удачное - "Салли-кромсали". В результате трагедии он потерял мать и получил обезображенное лицо, из-за чего постоянно носит маску и постоянно трогательно поправляет собеседников: "Это протез". Из-за маски, женского имени и двух синих косичек по бокам он очень напоминает девочку, но это в сюжете практически не обыгрывается. Начинается игра с того, что Салли со своим отцом переезжает из Нью-Джерси в новый дом - старую и ветхую пятиэтажку "Апартаменты Эдисона". Здесь на четвертом этаже Салли и будет жить. В первый же день он обходит соседей и находит местных друзей - главным из них будет парень-металлист Ларри, живущий в подвале с матерью-уборщицей этого здания. Далее начинается, точь-в-точь как в "Страшилках", эксплуатация городских легенд. Ребята быстро обнаруживают, что в доме водятся призраки и загораются их найти. Приключение окажется и впрямь очень бодрым и ярким, тем более, что ряды борцов с нечистью быстро увеличатся за счет новых школьных друзей.



Ларри нисколько не пугается стремного подростка с маской на лице. Ларри не очень умный мальчик.



Девочка увидела изуродованное лицо мальчика. Никакого влияния на сюжет это не окажет, но сопельки девочек у экрана прольются.

Сделал Sally Face единственный разработчик Стив Гэбри, который работает под вывеской студии Portable Moose. Игру он задумал давно, еще в середине 2000-х, когда сам был подростком, но перейти к разработке смог аж в 2015 г. В основу легли детские впечатления автора, поэтому неудивительно, что сюжет серьезно завязан на эпоху девяностых. Этого добра тут навалом, что меня вполне порадовало: унылая ободранная многоэтажка, телевизоры и громоздкие компьютеры, куча киноплакатов из тех времен - причем все названия и бренды сознательно изменены в сторону большей шутливости: вместо Toshiba - Yoshiba, вместо Fox News - Faux News, вместо Windows - Windom... Ну а какие фильмы на самом деле пародируют "BLADECORN", "Twine Parks", "Edward Shovelhands" и "Evil Bread" - угадайте сами.

Стиль игры тоже напоминает дешевые мультфильмы, которые в те времена валом выходили на Никелодиан (а у нас, соответственно, потом на ТНТ). Тут, впрочем, никакого подражательства нет, просто Стив Гэбри действительно настолько плохой художник. Рисовка тут и впрямь довольно примитивная и упрощенная, нередко с гипертрофированными фигурками персонажей и всегда с примитивными линиями и без текстур. Низкое качество компенсируется количеством - рисовки тут потрясающе много: одних фонов насчитывается не один десяток, вдобавок автор сделал кучу кат-сцен на все случаи жизни и действия героев. Часто локации еще и перекрашиваются под времена года или день и ночь. Словом, на недостаток контента не пожалуешься. Другое дело, что озвучки тут нет вообще. Остается слушать музыку гаражного качества - правда, ее довольно много и уровня она далеко не худшего, некоторые мелодии особенно хороши для уровня инди. Технически игра достаточно простая и представляет собой обычный поинт-энд-клик 2D-квест. На сей раз персонаж скроллингом передвигается только по горизонтали. Соответственно, подбирание и использование предметов сильно упрощено. Для оживления есть некоторые головоломки в виде кодов и шифров, но большинство из них решается играючи.



Йхоооооу, рок против сатанизма! Так даже кислота не плющит!



"Тонкий" юмор разработчика... Напоил лошадку, бладжад...

Сам сюжет игры весьма занимателен и, как я и ожидал, использовал популярные городские страшилки из девяностых. Как водится, тут в одну кашу смешаны все страшные ужастики, хорошие знакомые детям тех времен. В подвалах и на заброшенном пятом этаже живут призраки. Сосед напротив - жестокий убийца, искромсавший ножом женщину. Загадочный хозяин дома не выходит из комнаты, прямо как тот персонаж из "Эй, Арнольд"… В домике на дереве до сих пор таятся загадочные артефакты… Возникают зловещий телевизор и не менее зловещее старое радио… Ну и конечно, как водится, чуть ли не верховным злом оказывается местный учитель, который кормит школьников странной колбасой и держит непонятные склянки и предметы в столе и морозилке… И конечно же, все это скрывают власти с помощью подставной полиции и загадочных людей в черном. В общем, все по классике историй про черную простыню и человеческие ногти в мясе!

Но разумеется, с этим злом справится группа разноликих школьников, которые объединятся в тесную команду друзей! И если приключения Салли начнутся в компании только неунывающего металлиста Ларри, то дальше появится и умный рыжий изобретатель, и симпатичная девочка, и еще много кто. Разумеется, молодые подростки будут проводить свои расследования на раз-два, легко взламывать камеры, проникать в чужие жилища и даже побеждать привидений с помощью игровой приставки Gear Boy с прикрученным картриджем! Тем более, что ребята выписаны неплохо, регулярно говорят как нормальные подростки - Ларри так и вовсе обильно использует ненормативную лексику, как и бывает в жизни. В общем, все хорошо знакомо знающим о тех временах миллениалам. Я даже задумывался, не отечественная ли это игра - уж больно все это похоже на наши стереотипные представления об американских подростковых ужастиках той поры. Но нет, просто ее хорошо перевели - наши локализаторы даже удачно адаптировали некоторые мелочи, породив, например, рок-группу "Смысловые фальсификации".



Один из лучших фонов игры. Нет, правда.



Да вот как Гарри Поттера прочитал...



Не зря мамка говорила, что видеоигры это сатанинское порождение! Как тут дойти до левел-апа Верховного Пожирателя?..

Но все же чувствуется, что это инди-проект, а не студийная работа, как "Страшилки". И дело не только в техническом качестве. У игры Сатурн+ тоже была та еще эклектика и сюжетная невнятица, но все в итоге развернулось вполне логично и даже внятно. Тут же автор чем дальше, тем больше путается в своем же сюжете. Дело в том, что игра выходила в формате эпизодов, и автор явно сначала не знал, куда он со своим сюжетом вырулит. Всего их вышло пять, причем для завлечения игроков в каждый щедро вставили дополнительные достижения и популярные повторения для несведущих. Эти достижения не так уж легко добыть без подсказок, а это в итоге скрывает целый ряд второстепенных деталей сюжета. Потому еще не зная об этом, я после прохождения недоумевал, почему некоторые такие моменты так и остались нераскрытыми. Например, я не смог открыть потайной люк в заброшенной спальне, взломать компьютер отца Салли, открыть шкатулку отца Ларри… Как оказалось, все это возможно сделать, но вне основного сюжета, когда удастся выбить достижения в игре. Получается, что таким образом часть повествования от меня закрыли, что, мягко говоря, неприятно… А ведь это имеет немаленькое значение для основного сюжета. Так, в конце я недоумевал, с чего это вдруг эпизодичный школьный задира, мелькнувший в третьей главе, внезапно вышел на авансцену в самом финале. Оказывается, надо было выбить достижение и тогда мы бы узнали его мотивацию во время встречи в школьном туалете. Ну и как я это должен был узнать без подсказок?

Еще больше сложностей вызывает то, что сюжет игры чрезвычайно запутанный. Каждая глава начинается с очередного ночного кошмара Салли в сюрреалистичном духе, который прямого отношения к сюжету не имеет. Основной сюжет вроде бы идет линейно, но потом оказывается, что это в основном рассказ о прошлом Салли психологу, а потом журналистам. Между эпизодами проходят месяцы, а потом и годы, поэтому персонажи часто в диалогах "вспоминают", что с ними произошло за это время. Регулярно к Салли обращается призрак, который о чем-то пытается предупредить, но о чем - становится ясно гораздо позже. Вообще второстепенных деталей в диалогах всплывает очень много, и не всегда они нужны - так что за этим трудно уследить. В четвертой главе наш герой вообще соизволит умереть - конечно, чтобы потом вернуться с того света - и в итоге повествование постоянно скачет между несколькими персонажами. Короче, очень чувствуется, что сценарий писался буквально на ходу и часто одно едва стыкуется с другим. Особенно это видно с середины - если сначала автор неплохо придумывал обоснования, то теперь он на них все чаще забивает. Поэтому никаких объяснений, почему умерший в финале второй главы доктор вдруг спокойно присутствует на суде - не будет. Не иначе, как мистические происки сатанистов, зуб даю.



Автор знает, чем привлечь аудиторию. Нет, это не травмирует ребенка, он уже травмированный на всю голову.



Твое лицо, когда ты узнал, чем кормят в школьной столовой.

Да и вообще уже с 4 эпизода игра резко сдала и стала нравиться мне все меньше. Во-первых, автора резко понесло, и он начал терять меру. Начиная с этой главы формат эпизодичных приключений ребят с очередным монстром резко меняется. Они вырастают в целую компанию самопальных "охотников за привидениями", но вместо привидений у них появляется один совершенно четкий антагонист. Как водится, это очередной страшный-кровавый-жестокий культ сатанистов, который пустил корни на всю страну, всемогущ, всеведущ и хочет вызвать своего темного бога и захватить мир. Сколько раз мы это уже видели? В "Черном зеркале"? Было. В "Святом Котаре"? Было. Да где только это не было! Более того, в подвале убогой американской пятиэтажки оказывается целый подземный лабиринт с коридорами, алтарями, вратами, подъемниками и прочим, точь-в-точь как в "Черном зеркале" - и ничего, что спрятать такое в современной Америке НЕМНОЖЕЧКО СЛОЖНЕЕ, чем под средневековым замком в британской глуши. Конечно, где же еще обосноваться всемогущему сатанинскому культу, кроме как в глухом городишке Нокфелл!

Геймплейно игра тоже становится гораздо менее интересной. Если раньше мы манипулировали предметами и познавали историю, и все было достаточно просто, но занятно, то теперь автор начал совершенно бессовестно затягивать игру. В ход идет все - поиск и сбор мелких зубов просто чтобы найти ключ, который и так у нас по сюжету давно был (кстати, кто разбросал зубы, так и не объяснят). Далее прикольную приставку заменят аж на целую гитару мракоборца, которой можно побеждать демонов (чувствуете градус абсурда?). Ей по десять раз подряд придется вызывать нужные мелодии просто чтобы продвинуться дальше по сюжету - и если вы думаете, что подбирать мелодии по символам по десять раз подряд очень весело, то вы ГЛУБОКО заблуждаетесь. На пять этажей глубоко. С гигантским подвалом и подземельем сатанистов.



Я знал из "Зловещих мертвецов", что у американцев большие подвалы, но чтоб настолько...



Вы прочли типичные жалобы дешевой анимации.



Тупая коза, у тебя было ТРИ ГОДА, чтобы вспомнить, что в этом мире можно вызывать призраков и брать у них показания в суд! И куда ты дела фото ПОСЛЕ этого?!

Дальше не лучше - бесконечные поиски каких-то очередных стереотипных артефактов, унылое повторение по инструкции шифровок, подбор кодов (многих кодов!) по крайне мутным и малопонятным подсказкам… А под конец - весьма-а-а-а унылые файтинги, где надо просто успеть нажимать одну кнопку, пока тебя не схватил демон. Все это уныние и растягивание резины автор пытается компенсировать шок-контентом, кровищей по стенкам, бесконечными флэшбэками, кучей пафосных хоррор-сцен, воскрешением мертвых и даже отрывками в других художественных стилях - анимация а-ля "Дисней 1930-х годов", трехмерное уродство, рисунки в духе Тима Бертона и даже есть локация из пластилина. Пластилин вышел красиво. Очень. Жаль, что ни одна из этих локаций сюжетного обоснования не имеет. Итого четыре новых стиля, если не считать бессмысленных флэшбэков и отрывков, нарисованных в духе "мел на черной доске" (безумно оригинально, да, а главное, дешево…).

Полученная после продирания через скучные паззлы и файтинги концовка, как обычно, сводится к банальной "великой битве" за "судьбы мира"… а точнее, толкотне и махачу на алтаре сатанистов. Мягко говоря, это не оригинально. Вдобавок игра довольно резко обрывается, и хэппи-эндом итоговую концовку можно назвать с большой натяжкой. Да и вообще, финал далеко не все объясняет. Даже чтобы понять судьбу выживших героев, потребуется выбивать отдельное достижение, после чего вам откроют "эпилог" с некоторыми фактами на этот счет. Фанаты даже были в недоумении и устраивали набеги на твиттер разработчика, который отбивался, но наконец четко заявил, что никаких продолжений игры уже не будет. А потом резко передумал и в 2021 г. пообещал таки сделать вторую часть. И конечно, дело вовсе не в деньгах, которые дали ему все платформы, на которую он портировал свою игру... Конечно...



Как хорошо, когда твои родители садоводы и всегда улыбаются, тихо лежа на диване...



Ой, да пошел ты. Я не буду ради впервые в жизни увиденного призрака вырезать целый дом, включая своих друзей и родителей!



Блин, а он убедителен...

"Sally Face" это очень масштабный проект, под завязку напичканный дешевой анимацией, сериальными вывертами, семейными флэшбэками и замахами на победу вселенского зла. Это игре, похоже, повредило. Простая, немного камерная, но интересная история про группу друзей, которые превращаются в борцов с нечистью на фоне ностальгичной атмосферы девяностых, смотрелась гораздо интереснее, чем раздутый финал всей этой затянутой эпопеи войны с очередными сатанистами. Кровавые сцены, постоянные флэшбэки, сюрреалистичные кошмары, шок-контент, трупы на каждом углу, чудовища в подвале - все это здорово, но все это я уже где-то да видел. К финалу фантазия автора и вовсе явно стала иссякать, и он принялся растягивать действие за счет затянутого геймплея. У меня лично на игру ушло почти 8 часов, но к финалу я сильно устал и доигрывал только чтобы узнать, чем все кончится. Как по мне, игра вышла неплохой и интересной, но недожатой, и в целом по концепции от "Страшилок" Сатурн+ ничем кардинально не отличающейся. Разве что "Страшилки" свой черноюморной и пародийный характер даже и не скрывали. Что же, даже если продолжение работы Стива и выйдет, я вряд ли буду в него играть. Но в целом - эксперимент был интересный и занятный, сюжет был закручен лихо, особенно для инди - так что рекомендую желающим к нему приобщиться, если вы любите такое. Вполне возможно, что детский хоррор из Америки вам понравится больше, чем мне. Только ради бога, не читайте бешеных фанатов, которые в жизни ничего сложнее и круче не видели и уверены, будто бородатый дядя Стиви сделал для них что-то уникальное.

P. S. Я часто смотрел американские фильмы и мультики девяностых про школу, но не припомню, чтобы там нормальным было, когда у рыжего ботаника-мальчика есть чернокожий любовник. Неужели анахронизм?

adventure time, .форма: обзор

Previous post Next post
Up