Хоррор-квесты. DOM RUSALOK (2021)

Sep 23, 2023 18:31




"Кассеты, картриджи, пропавшие дети... Как это все связано?"

Даже игра не знает ответа...

"DOM RUSALOK" (почему-то именно так, латиницей) - это мистический поинт-энд-клик инди-квест с элементами визуальной новеллы - по крайне мере, так утверждает ее автор. А сделал ее Яков Бутузов - по профессии врач-эндокринолог. Так как разработкой он никогда не занимался, ему помогали другие художники и программисты. И хотя проект все равно вышел очень бюджетным, получившаяся игра приобрела определенную популярность и ее даже пиарили некоторые сетевые игровые ресурсы. Оно и понятно - задумка выглядит интересно и атмосферно: подростки в 1996 г. участвуют в странных и мистических событиях. По существу, "Дом русалок" - это такой наш ответ "Sally Face". Обе игры рассказывают о том, как в каком-то захолустье группа подростков в выразительной атмосфере девяностых ввязывается в мистические события и борется с нечистью. Совпадения даже в мелочах: так, обе игры вставляют вымышленные названия брендов и в них фигурирует загадочная черная масса, которая отравляет все вокруг. А главное, они обе явно берут вдохновение из городского фольклора тех лет в духе пальцев в хлебе, крыс в метро и прочих хорошо известных вещей. Многим получившееся в итоге понравилось, но действительно все вышло на хорошем уровне?

Итак, действие происходит в 1996 году. Простой подросток Женя приехал к бабушке на каникулы. Он довольно обыкновенный подросток. Жизнь у него не сахар - отец фактически бросил семью, мать погибла в аварии, сам он болен эпилепсией - но он не унывает и собирается спокойно провести каникулы. Погуляв по двору, он находит новых знакомых, и те рассказывают ему местную легенду про "Дом русалок" - старую заброшку, в которой иногда творится странное… А вскоре Жене и ребятам предстоит узнать, что странностей в их небольшом городке, бывшем ЗАТО, чрезвычайно много - и они очень опасны…

Что прежде всего привлекает внимание в проекте - действие в конце девяностых. Эта эпоха безусловно имеет большую популярность среди игроков, которые любят вспомнить детство и молодость. И надо отдать должное, реконструкция быта девяностых получилась на удивление убедительно. И это при том, что автор сам 1996 года рождения и реалии эти помнить физически не может. Видно, что он вложился в это на все сто пятьдесят процентов. Абсолютно все локации тщательно продуманы и сделаны под те времена, персонажи одеты тоже соответствующе, в игре много и пикселизированной кинохроники в соответствующих местах. Даже самый последний кабинет и уличная мостовая сделаны точь-в-точь как в те времена, включая матерные надписи на стенках.









Игра просто забита культовыми артефактами из 90-х, которых тут столько, словно это интерактивная энциклопедия. Плакаты боевиков 80-х, пейджеры и сотовые, карбид и гудрон, приставка Сега и черный видик, сигареты "Парламент" и спирт "Рояль", игральные карты и оловянные солдатики, убийства бизнесменов и чеченские террористы, МММ и гопники, ковер на стенке и пульт в пленке - все это на месте, всего этого очень много, и показано это буквально со стопроцентной точностью. Единственный четкий анахронизм, что можно найти - современный канцелярский нож на одной локации. Вдобавок все это неплохо привязано к сюжету - мы бродим по локациям скроллинг-методом, влево и вправо, подбираем предметы - их можно рассмотреть крупным планом и даже получить субтитр-справку. Точно так же можно прочитать множество записок и плакатов, которых в игре с избытком - не меньше одной штуки на локацию. Многие атмосферные детали также даются по радио или телевизору. Ну и наконец, сам сюжет про группу подростков, которые бродят в полном одиночестве по серым и бледным дворам, заброшкам и подворотням, а дома сидят перед телевизором и приставкой, полностью отражает тогдашние суровые времена. Действительно, при игре и впрямь как будто мыслью перемещаешься в те времена.

На всю игру я нашел буквально два-три ляпа на грани условности. Самый заметный - мальчик смотрит вечером легендарные "Утиные истории", хотя все отлично помнят, что они шли по утрам в субботу. Тут можно было и "Поле чудес" вставить, оно не менее характерно. Еще меня удивило, что у подростка из неполной семьи в небольшом городке есть не только кассетник, импортный телек и видеомагнитофон, но и даже музцентр. Всякое бывает, но… Мне бы такое богатство в те годы, а не этот долбанный лимонад из разведенной лимонной кислоты… Ну и еще поговаривают, что прогулки по двору с карбидовыми бомбами к тому времени уже вышли из моды, да и выходить на улицу в майке "Ария" было опасно - гопники побьют - но это уже и ляпами назвать трудно. Компьютер на Commodore 84 в провинциальной библиотеке спишем на художественную условность. Но вот короткий сегмент в 1995 году содержит жирный минус - показанный в фильме магазин выглядит так, как будто он застрял в перестроечных временах: полупустые прилавки, березовый сок, реклама "Пепси", очереди и хамящая продавщица.









К сожалению, отличной реконструкцией времени достоинства игры в основном и исчерпываются. Графика фонов в игре удобоваримая, вполне сносная для инди-проекта - пикселизированные локации на весь экран выглядят грубо, но очень атмосферно. Автор не поскупился на детализацию и, главное, их количество - их тут чуть ли не под сотню штук. Некоторые даже намеренно сделаны под старые кинескопы для атмосферы. А вот графика персонажей, увы - уже явный провал: это крайне убогие и примитивные спрайты с пятью кадрами на все действия. Особенно смешно, когда милиционер берет телефон ухом. Причем у них то ли ради экономии, то ли ради задумки даже лиц не нарисовано. Озвучка, конечно, отсутствует - приходится читать субтитры. Музыка есть, но тиховатая и в основном и так известная вроде "Бухгалтера" Комбинации или Аллегровой.

Управление в игре откровенно неудобно. Передвижение идет по клавишам WASD, пропуск субтитра - клавишей Е, а взаимодействие с предметом - вообще мышью. Причем взаимодействовать можно только если спрайт персонажа стоит рядом. То есть, по духу и изображению игра приближена к старым квестам 1980-х - и это сделано исключительно ради ностальгии, так как такое управление было неудобно уже тогда. Вдобавок управление в начале игры не объясняют, и я минут на пять просто застрял из-за этого, пытаясь поднять персонажа с кровати.









Проработкой персонажи тоже похвастать не могут. Пока речь идет о копировании поведения типичных детей и типичных стереотипных взрослых, все нормально - все это очень узнаваемо и легко затрагивает игрока. Но когда дело доходит до сюжета, становится очевидно, что дети - безликие не только на спрайтах. Говорят они примитивно, часто матерятся по делу и нет, а образы каждого можно выразить двумя-тремя словами: молчаливый главный герой, раздражительный картавый ботан, жирдяй с кассетой, безбашенная хулиганка, ботанка в очках, дылда-блондинка и пропавшая девочка. Так что субтитров хотя и много, но диалоги тут односложные и плоские, как спрайты игры.

Геймплей тоже настолько примитивен, что еще бы немного и это действительно бы стало визуальной новеллой, где нужно только читать и щелкать клавишу. Продумывать его явно не хотелось, так что придется просто брать найденный предмет на локации или с соседней локации - а потом сделать очевидное действие. Эта схема повторяется всю игру почти без изменений. Несколько раз можно выбрать ответы в диалогах, что ни к чему не приведет, а под конец автор вставил несколько очень примитивных кодов, самый сложный из которых я подобрал вслепую, тупо пощелкав по клавишам, и только потом нашел подсказку. Само по себе это довольно уныло, но по крайней мере, игра проходится быстро - всего за три часа.









Но самое главное разочарование вызывает сюжет. Сначала все выглядит не особо оригинально, но довольно подкупающе. Дети гуляют во дворе, потом проникают в заброшенный "Дом русалок" со своей детской легендой. Быстро становится понятно, что часто подчеркнутое сюжетом исчезновение детей в городе отнюдь не случайно и за ним стоят мистические силы в подземельях города. Дальше нам вкидывают одна за другой атмосферные хоррорные детали. Похоже, автор попытался всунуть туда столько штампов хоррора, сколько мог. Чего тут только нет… Зловещий туман, странные собаки, кровавые следы, исчезновения людей, завлекающий тихий голос, таинственные подземелья, страшные пауки, загадочная кассета и мистический картридж, типичный маньяк девяностых (причем списанный со Спесивцева и Сударушкина одновременно), выключающийся сам собой свет, неизвестная никому девочка, интернат для странных экспериментов, черная таинственная плесень, заражение хтонью реальности, диссонирующий с атмосферой ретро-мотив на граммофоне, странный телефонный аппарат, жуткий телевизор, скример в противогазе, живой костюм, ужасная кинохроника, выпадение из реальности, жуткие шаги в коридоре, живая плоть и сердце, заброшенная лаборатория - и многое-многое другое.

Увы, все эти атмосферные и многозначительные детали постепенно надоедают. В отличие от "Sally Face" история лишена динамики и сюжетного стержня. Персонажи тупо ходят по локациям, изучая предметы и записки вокруг, что не особо продвигает их в понимании. Иногда действие переключается на разных персонажей, что выглядит эффектно, но в итоге мы вынуждены своими руками загонять их в ловушку. В отличие от бездуховных американцев, которые быстро нашли способы борьбы с мистикой, запилили своих охотников за привидениями и быстро разобрались, что к чему - наши подростки реалистично и бездарно тупят, переругиваются и скандалят, делают абсолютно ненужные для сюжета действия и передвижения, ходят по загаженным локациям, постоянно теряют сознание и тут же попадают черт знает куда сами не зная как, а вся последняя треть игры сводится к унылым и отчаянным блужданиям по подземельям в попытках выбраться. Все это под конец откровенно раздражает, особенно учитывая, что движутся они ужасно медленно.









Но самое печальное, что в игре откровенно скомканная концовка, которая толком ничего не объясняет. Спустя три часа мы просто видим загадочный разговор и все начинается заново. Это особенно оскорбительно, учитывая, что фактов о происходящем было вполне достаточно, и картина и так вполне вырисовывалась, хотя и с трудом. Как можно понять из смутных намеков, все дело сводилось к стереотипным экспериментам советских ученых на основе какой-то древней мистической силы местных племен. Она, как водится, вырвалась в реальность и вредит почему-то исключительно детям. Объяснить все до конца было не так уж сложно, но автор, видимо, не придумал, как сделать финал эффектным и исчерпывающим. Конечно, если вам охота понаблюдать за сюжетом и читать записи, вы и так примерно поймете сюжет, но подробности вам обрисовывать не будут. Сам Бутузов ответа с объяснением так и не дал, даже несмотря на неоднократные обещания и видеостримы, но, по сути, вынужден был подтвердить догадки игроков, что концовка хотя и была, но особенно не продумывалась ради "недосказанности" и "интерпретаций".

В общем, игрок должен сам думать, что это все значило. Это вполне возможно, пищи для интерпретации и впрямь сколько угодно - но в отличие от " Черного оазиса" или "Черного зеркала", это не слишком интересно. Даже пресловутый Дом русалок фигурирует только в начале игры, а потом выпадает из сюжета. Неудивительно, что множество игроков было всем этим очень недовольно. Жаль, жаль - а ведь сюжет разворачивался бойко и напряженно, с подкупающей загадочностью и колоритом эпохи. А ведь достаточно было просто немного поработать, и финал бы все объяснил и оставил яркое впечатление. В итоге игра уступает по эффекту не только "Sally Face", но и какой-нибудь "Кэти Рейн" и даже отвязно-юмористической "Страшилки. Шестое чувство". Там-то уж точно при всей мультяшности и не самой эпичной развязке был и сюжет, и прописанные персонажи, и классический квестовый геймплей.









А так "Дом русалок" был силен идеей и потенциалом, да и техническое его качество для инди вполне выше среднего - но реализовать до конца все не удалось. Но тем не менее, безусловные плюсы тоже налицо. Главный, конечно - это реконструкция быта девяностых, которая дошла едва ли не до документальной, что во многом спасает игру. Также здесь довольно приличные фоны, нет багов и вообще, есть ощущение реализма происходящего. А кроме того, все же игра показала многое из весьма плодотворной, но плохо освоенной темы ужастиков из городского детского фольклора постсоветских времен. Поэтому сыграть в нее для того, чтобы проникнуться атмосферой, можно - тем более, что на это уйдет всего три-четыре часа. И как знать, может вам и понравится.








adventure time, .форма: обзор

Previous post Next post
Up