Лох-несс (2001). Необыкновенные приключения детектива на Шотландщине!

Aug 02, 2023 11:12

На дворе 1932 г. Наш главный герой - американский детектив из Чикаго Алан Кэмерон, по происхождению шотландец. Однажды он получает письмо от некого шотландского лорда-профессора Алистера МакФарли, который просит его срочно прибыть по поводу какого-то важного кристалла, когда-то давно отданного Алану отцом. Заинтригованный Кэмерон прибывает в замок, но оказывается, что МакФарли загадочно пропал. А поскольку живет наш пропавший прямо около озера Лох-несс, то нетрудно догадаться, что это как-то связано со знаменитым чудовищем… И теми самими важными кристаллами…



Адвенчуру с невзыскательным названием "Loch Ness", просто нашпигованную штампами английских детективов и клюквенной шотландщиной (чуть ли не все герои носят шотландские береты и кильты, кроме разве что женщин и дворецкого, да и то потому что он индус) - делали, как ни забавно, французы. Была такая контора, Galiléa Multimedia, как водится, ныне почившая. Сделала немного, да и игры у нее были дешевые, но все же в жанре отметилась. На эту игру я наткнулся случайно, подумал - а чего бы не вспомнить былые времена, начало 2000-х, старые добрые детективы в ретро-духе? А то нынешние громкие новинки тупо не запускаются на этой хваленой десятке - может тут повезет? Игра действительно завелась вообще безо всяких проблем и вылетела всего один раз. Пусть и не без проблем, но все же я прошел ее и даже слегка поностальгировал по тем временам, как и планировал.



По жанру это типичная трехмерная адвенчура от первого лица с дискретным перемещением (камеру на месте, однако, можно крутить). Ходим, изучаем локации в 3D, стараемся различать предметы и активные точки. Общения с другими персонажами мало, хотя оно и имеется. Технически графика выглядит, конечно, порядком устаревшей даже на момент выхода - экран 640 на 480, малополигональность и очень грубые текстуры даже для оригинального разрешения, а уж при растягивании на весь экран тем более… Модельки персонажей тоже максимально простые и деталями не отличаются. Музыки порядком, но треки очень короткие и дешевые. Зато кат-сцен много, сделаны они старательно, и кинематика персонажей там очень разнообразна, всю анимацию отработали как могли.





Хопа, стелс!!!

По меркам того времени игра на удивление легкая, хотя сейчас, конечно, этого молодежь не оценит. Помогает прохождению то, что игровой процесс выстроен очень просто. В инвентаре есть предметы, которые удастся найти вокруг. Если предмета нет, то вы не можете сделать какое-то действие, что отмечается красным зачеркнутым курсором. Есть у вас есть предмет, и вы можете сделать действие - появляются шестеренки. Ну и если выбрать предмет в инвентаре, то курсор меняется на зеленый. Все просто и понятно! После этого необходимо просто очень внимательно оглядывать окрестности и тыкаться во все углы. Впрочем, местами и эта задачка может немного потрепать нервы, все же замок большой, да и другие локации немаленькие. Что же, на этот случай у Кэмерона есть дневник, в котором прямо пишутся подсказки, что надо сейчас сделать и куда сейчас лучше пойти.





Детектив перебирает подозреваемых, как будто мы не видели виновника в кат-сцене...

Действие разделено на пять дней. Кэмерон уже в самом начале игры, прямо в интро рассказывает вам, что ему пришлось сделать, но повторить не грех. Придется обшарить весь шотландский замок сверху до низу, посетить окрестности типа загадочной часовни или оранжереи, разгадать пару шифров, залезть во вражеское логово, прогуляться по подземным туннелям и даже дну озера Лох-несс. Это проще, чем кажется - ведь квест очень линейный и завязан на сюжет динамичного детектива. По этой причине в игре просто до черта кат-сцен в кинематографичном стиле. Собственно, весь сценарий игры - это и есть интерактивная история псевдодетектива, причем игровая часть довольно жестко подчинена кинематографичному сюжету. До тех пор пока Кэмерон не пройдет то-то и это-то, сделать что-то не получится, даже если вы сами понимаете, насколько это действие очевидно. Конечно, у такого подхода есть свои минусы, но главный плюс очевиден - играть становится гораздо быстрее и легче. Впрочем, нечто подобное в те времена не было редкостью и вполне знакомо квестоманам по "Некрономикону" или "Шороху".





Ну что еще может быть у шотландцев в ящиках, как не виски, его тут полно.

Все это позволяет достаточно легко следить за сюжетом - благо, понамешано там порядочно. Конечно, серьезной детективной интриги тут нету, подозреваемый находится легко, да и суть происходящего быстро разжевывается. Как водится, мистический детектив в декорациях типичного английского романа времен Агаты Кристи оказался не таким уж и мистическим - даже знаменитое чудище пристегнуто к сюжету слабовато и фигурирует в нем мало. И хотя призрак у креста вещал что-то там про важные шотландские артефакты, основной сюжет вполне материалистичен, да и вообще, по большей части придется заниматься типичным поиском документов, а не проверкой версий и поиском улик - и это проходит параллельно с эффектными сценами, добавленных для интереса к действию.



Шотландский проф ухитрился запилить в 1932 г. телеграф-факс, голографию, суперподлодку и даже какие-то лучи смерти. Силен!



Чужие тут не ходють по шотландским складам!

Зато чего-чего, а эффектности тут сколько угодно. Детектив обнаруживает в первый же день, что в озере водится чудовище, а вокруг здания ходит призрак женщины, к которому Кэмерон очень быстро привыкает. Призрак оказывается на удивление разговорчивым и в пять минут объясняет детективу суть происходящих событий, а потом выдает квест на выполнение. Детектив посещает ставку врага на соседней винокурне, отыскивает тайники и неизвестные проходы, читает запрятанные документы, снимает отпечатки пальцев, гуляет по подземным туннелям, обыскивает секретные комнаты и базы - ну и все в таком духе. Ему регулярно пытаются помешать, вечно запирают одного, он рискует жизнью, а раза два придется даже пострелять. Для совсем уже полного счастья введены смертельные концовки, о которых никто не предупреждает, так что придется почаще сохраняться и экспериментировать. Есть и задания на время со смертельным концом. Но вообще это все благодаря подсказкам в документах и дневнике героя несложно и тоже проходится относительно быстро, раза с пятого-шестого. Поиск предметов и их применение разбавляются парой-тройкой несложных головоломок, которые тоже довольно простые. Я, правда, ленился и не раз подглядывал в прохождение, но вообще благодаря подсказкам в найденных документах все достаточно элементарно, как говорил другой детектив. Даже шифр в сейфе разгадать было легко, достаточно было подумать, откуда цитата на двери - просто мне было лень гуглить на латинице.





Единственное, что иногда все-таки непонятно, куда конкретно надо идти и что делать, а некоторые активные точки трудно заметить, так что я несколько раз в недоумении обегал весь замок и даже больше. А еще подводный уровень с ходьбой по дну озера оказался чудовищно неудобным. Мало того, что я совершенно не ориентировался в безликих подводных видах, мало того, что надо было наобум найти какие-то двери, так еще и оказалось, что надо было подобрать определенный предмет. Который был прямо под ногами - если намеренно не искал, вряд ли обнаружишь. Удивительно, что очередное задание на время после этого я успешно прошел всего со второго раза! Но нервы это место потрепать успело…



Блин, хоть бы схему повесили, как в метро...

Концовка расставляет все по своим местам. Как водится, все банально - очередной псих возомнил себя суперзлодеем и с помощью древнего артефакта и чудо-юдо-хайтека 1930-х годов хочет покарать Англию из Шотландии. Проникновение на базу злодея по стелсу, спасение дочери МакФарли, диверсии, взрывы - все в наличии. Правда, авторы немного облажались со своим нелинейным сюжетом. Я в финале сразу получил досрочно концовку, когда пошел к кресту, а оказалось, что надо было еще в обсерваторию зайти - тогда будет куда более крутой экшн-ролик, чем благодарности какого-то зеленокожего призрака. Ляп? Ляп. Но все же по меркам обычных адвенчур того времени игра смотрится почти казуально.





Конечно, можно поныть, что видали мы сюжеты и поинтереснее, и позанимательнее. Что персонажи прописаны шаблонно, а дочь профессора вообще в сюжете едва показана и непонятно, зачем нужна. Что детектива не вышло, да и экшн-приключение спорное. Что в сценарии есть явные сюжетные дыры и мелкие нелепости (например, как злодей пошел в поход без артефакта, мы же его сперли?). Что вообще игра откровенно дешевая и несерьезная - даже субтитров нет, даже настроек! Все так, но придираться мне неохота. Это вполне занимательная адвенчура на разок для любителей жанра на несколько дней, правда, местами придется покорпеть над беготней и трудностями. Но у нее есть проработка, не самый избитый сюжет, логичный геймплей и дух начала 2000-х, когда мы играли и не в такое, так что мне лично было приятно окунуться в эту атмосферу - в отличие от дна Лох-несса… Кхм-кхм… Был бы сюжет позанимательнее, а свободного времени больше, я бы и сам без прохождения справился. Может быть, у вас это получится - задача проще, чем кажется. В любом случае поблагодарим французов за старание, тем более, что у них есть еще пара игр в этом духе - продолжение приключений Алана Кэмерона в Египте и что-то там про Джека Потрошителя. Вряд ли гляну, но зато теперь точно знаю, что там может быть.

.рубрика: когда компьютеры были большие, adventure time, .форма: обзор

Previous post Next post
Up