Лет десять назад мне попалось на глаза объявление, на окраине Подольска продавали дачу. Сруб и почти бесплатно. Мы сели на электричку и через минут сорок были там. Остановка «Цементный завод». Услышав про завод, хотела тут же повернуть обратно, я-то хорошо знаю, что такое цементный завод. В Армении есть такой цементный завод, на месте Разданского химкомбината. Я была там много лет назад, поля сельских жителей засеяны капустой, а капуста покрыта толстым слоем тонкой цементной пыли. Разданский химкомбинат был разработан и спроектирован одним из институтов Академии наук Армянской ССР. Академик Манвелян предложил целый комплекс химических продуктов получать из нефелиновых сиенитов, местного сырья. Работали и над заменой привозного сырья для КАНАЗа… Но капуста покрывалась пылью, и не только капуста - всё становилось несъедобным. Как раз в это время в Армении начали разрабатывать экологические программы и я немного поучаствовала в работах по очистке сточных вод и выбросов в воздух. Приехали болгары для обмена опытом. Развернули плакаты, слева знаменитые казанлыцкие розовые плантации. Розовое масло Болгария экспортировала во все страны мира. А справа - большой цементный завод, там же. Мы раскрыли рты, когда они стали показывать свои очистительные сооружения, помещённые в трубах завода, ценой всего лишь в 1-3% от объёма цемента. Говорят - ни пылинки! Мы не верили своим ушам... Самое забавное в этой истории было то, что установки разработали и изготовили в СССР, в Новосибирске. А Разданский химкомбинат наши просто решили закрыть, чтоб не пылил, видимо, это было дешевле, а академика - выгнать из созданного им института, так что рядом с цементным заводом какая дача?
Очень симпатичная пожилая пара показала нам свой сад, кирпичный домик, но, думаю, они сами продавали из-за беспокойного и не экологичного соседства.
![](http://ic.pics.livejournal.com/galkoval/15630366/29833/29833_900.png)
Возвращались мы пешком по сельской дороге до станции. Справа я заметила очень красивый старинный дом, разглядывала, разглядывала, но так тогда и не поняла, что мы идём мимо усадьбы Плещеево, а это дом, связанный с именем великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. Позади ещё такой же дом, поменьше… и рядом церковь, немного странная, как потом выяснилось, переделанная из другой постройки… Сама усадьба когда-то принадлежала богатой вдове Надежде фон Мекк. Именно она оказывала материальную поддержку великому русскому композитору Петру Ильичу Чайковскому, в течение 12 лет ежемесячно пересылая денежное пособие, и предложила ему пожить в Плещееве, Чайковский принял приглашение и очень интенсивно там работал.
Но история этого дома связана не только с великим композитором.
В этой усадьбе с 1831 гг. жили Христофор Екимович Лазарев и его жена Екатерина Эммануиловна. В 1853 в память Ванечки Лазаревы передают собственный дом в Москве в дар Институту восточных языков, а сами ненадолго переселяются в Плещеево. После смерти Екатерины Лазаревой усадьба перешла в наследство мужу их дочери Елизаветы Христофоровны, Семёну Давыдовичу Абамелеку. Так как после смерти Ванечки Лазарева род Христофора Лазарева прекратился, по высочайшему разрешению Семён Абамелек после кончины тестя принял его фамилию и стал князем Абамелек-Лазаревым. В Плещеевской оранжерее поспевали персики, ананасы, абрикосы и лимоны. А сам Христофор Екимович Лазарев десятки лет попечительствовал в Лазаревском училище восточных языков, основанным братьями Минасом и Овакимом Лазаревыми.
Эта семья помимо прочих своих великих заслуг перед новым отечеством - Российской империей, к тому же особенно интересна мне тем, что Елизавета Христофоровна, жена Семёна Давидовича Абамелек-Лазарева, была внучкой моего любимого персонажа Манук бея, о котором я написала книгу - исследование. Его дочь, Екатерина Эммануиловна (которой было десять-одиннадцать лет, когда скоропостижно умер Манук бей), едва став барышней, была сосватана Овакимом Лазаревым (с которым Манук бея связывала многолетняя дружба и партнёрство), для сына Христофора. Кстати, будучи одним из богатейших людей на Балканах, Манук бей в своём завещании написал, что дочери его лишь получат наследство лишь в том случае, если выйдут замуж за армянина. Миллион рублей золотом.
Именно эту усадьбу, построенную в стиле классицизма, купила баронесса фон Мекк, и как-то предложила музицировать там своему подопечному… Цементного завода тогда ещё не было, Чайковский среди прекрасной природы и тишины написал несколько романсов, закончил «Концертную фантазию», и осенью поехал в Петербург на премьеру своего «Евгения Онегина»… А со своей пламенной ценительницей музыки и верной почитательницей его таланта Надеждой фон Мекк за 13 лет он так и не встретился…
Усадьбу при большевиках как и везде по России, разграбили, изуродовали, отбили все ненужные украшения, мир тесен, и мы там чуть не купили себе сруб вместо усадьбы…