"Кормовой аппендикс" минойских кораблей
Суда плоскодонныя, долженствующія плавать по мѣлководію, имѣютъ малую глубину, и потому подвергаются большому дрейфу, если необходимость заставляетъ ихъ выходить въ открытое мере. Чтобы уменьшить этотъ порокь, употребляютъ, такъ называемыя, шверцы. Это широкія доски, прикрѣпленныя по обѣ стороны судна параллельно діаметральной плоскости так , что онѣ могутъ быть опущены или подияты, смотря по надобности… Боковое сопротивленіе воды, на опущенный шверцъ, доставляетъ судну возможность держаться ближе къ вѣтру. Такія щверцы видѣть можно на голландскихъ судахъ.
Штабс-капитан Окунев «Краткое руководство теории кораблестроения» (1841)
Итак, мы должны определить положение изучаемого нами «кормового аппендикса» минойских судов относительно поверхности воды. Для этого сначала определим, каким образом художник изображал корабли, т.е. только их надводный борт, или полностью весь корпус.
На первый взгляд кажется, что все корабли на фреске изображены полностью, т.е. показана не только их надводная часть, но и подводная. Отправляясь от этого предположения, придем к абсурду: мы видим, что «адмиральский» корабль на фреске расписан сверху донизу, т.е. роспись находится как на его надводном борту, так и на подводной части.
Кроме того, если корабли показаны полностью, то ватерлиния должна проходить где-то посредине корпуса. но тогда руки гребцов оказываются практически в воде и гребки (очевидно, что на этих кораблях используются именно гребки, а не весла) полностью погружены в воду. Как бы то ни было, но автор фрески не дает нам критериев, позволяющих с уверенностью решить, находится ли аппендикс выше или ниже ватерлинии. Резонно заметить, что он находится ниже этой линии, этого придерживаются, с теми или иными оговорками, почти все исследователи. Один Кассон решительно заявляет, что аппендикс находится над поверхностью воды, однако он не объясняет причину, по которой он приходит к данному выводу.
Чтобы более глубоко исследовать этот вопрос, необходимо обратиться к другим документальным свидетельствам минойской эпохи. Важнейшим из них являются изображения кораблей на печатях. Термин «печати» используется здесь в широком смысле, т.е. подразумевает любое изображение, гравированное на небольшой поверхности (характерный размер ее обычно не превышает 2 см), как правило, драгоценных или полудрагоценных материалов (золото, слоновая кость, различные виды халцедона, сердолика и т.п.). Это не только печати в узком смысле этого слова, но и, например, амулеты. Форма их различна: от простой призмы, до жука-скарабея. Сто одно изображение таких печатей «на морскую тему» содержится в упоминаемой выше книге L.Basch. Там все изображения делятся на восемь серий. Нас будет интересовать серия D, в этой серии всего десять изображений. Но на каждом из них присутствует «аппендикс», и как можно заметить, он является как бы противовесом длинному носовому «бушприту». По положению этих «аппендиксов» можно сделать достаточно уверенный вывод, что они находятся под водой. Еще более интересно изображение на печати серии F, в которую включены единственные в своем роде изображения кораблей. Оно во многом помогает в разрешении нашей загадки.
То, что изображено на этой печати, есть треугольная конструкция, похожая на такие же конструкции у кораблей с фресок Акротири. И находится она сразу же под поверхностью воды.
Между прочим, имеются среди собрания сохранившихся минойских печатей и другие изображения, очень напоминающие корабли Акротири. Например, вот эта печать из Бостонского музея изящных искусств:
Слепок с нее:
Почему этот корабль не имеет в корме аппендикса, подобного изображенному выше? Видимо, вопрос кроется в размере судов.
Сделаем вывод-предположение: «кормовой аппендикс» - найденный конструкторами небольших морских судов (а минойские корабли почти все сплошь мореходные) способ стабилизации на ходу корпусов, имеющих форму полумесяца.. Мы знаем, что устойчивость корабля на курсе во многом зависит от площади проекции его подводной части на диаметральную плоскость. Если возьмем бронзовую модель судна, находящуюся в Музее искусств в Цинциннати, которая датируется вторым тысячелетием до нашей эры, т.е. является современницей фрескам Акротири, то там эта задача решается добавлением в кормовой части вертикальной плоскости (часть B на рисунке).
Но корабли с корпусом в форме полумесяца не имели больших размеров, в основном это были небольшие суда. И проблему стабилизации их на курсе вполне успешно решало рассматриваемое нами устройство. Такие корабли ушли вместе с Бронзовым веком, а их место заняли так называемые «длинные суда», предшественники более поздних галер. У «длинных кораблей» вопрос устойчивости на курсе решался путем установки длинного прямого киля. Но об этом мы поговорим в соответствующем месте нашего рассказа.