Гомеровские корабли (продолжение)

Oct 05, 2011 00:21


Гомеровские корабли и фрески из Акротири

В комментариях к предыдущему посту коллега gloky_koozdr  показал фрагменты фресок из Акротири с интересными конструктивными особенностями изображенных на них кораблей. Я внимательно и с удовольствием изучил фрески и решил сделать специальный пост, посвященный им.

Несомненна связь между кораблями минойской эпохи и кораблями из поэм Гомера. Конечно же поэт опирался на имевшиеся тогда в изобилии изобразительные свидетельства минойской эпохи. Хотя фрески из Акротири видеть, конечно, не мог: извержение вулкана на острове похоронило город еще в XV веке до нашей эры. (И очень многие серьезные ученые, среди которых и Жак-Ив Кусто, считают, что остров Санторини, на котором находятся развалины Акротири, и окружающие его более мелкие острова это ничто иное, как остатки платоновской Атлантиды.) И тем не менее, акротирские фрески иногда смотрятся как иллюстрации к гомеровским поэмам. Внимательно присмотримся к этому фрагменту :





Здесь видны войска эгейцев, осаждающих город. Однако ситуация на море не совсем ясна. Виден скалистый мыс, вокруг которого имеются останки носовых частей двух кораблей. Они снабжены неким подобием бушприта, однако без какого-либо орнамента, характерного для этой части корпуса. На одном из них видна небольшая платформа, защищенная решетчатым ограждением. На платформе стоит воин с длинной, вертикально размещенной пикой. Три запасных пики лежат у его ног. Если мы вспомним Гомера, то это как раз такие пики, которыми греки (повторим цитату)

… с высоты кораблей своих черных, на палубе стоя,
Пиками били врагов, - огромными, сбитыми крепко,
С медным концом; в кораблях берегли их для боя морского

Il. 15.385

Гомер называет такую пику ξυστόν ναύμαχον (xuston naymachon): μακροῖσι ξυστοῖσι, τά ῥά σφ᾽ ἐπὶ νηυσὶν ἔκειτο ναύμαχα. В одном из эпизодов этой же пятнадцатой песни он подробно описывает эту пику:

Не захотел оставаться отважный Аякс Теламоний
Там, куда остальные ахейцев сыны отступили.
Он по помостам судов устремился, широко шагая,
С пикой огромной в руках, для морского назначенной боя,
В двадцать два локтя длиною, скрепленною кольцами прочно.

Il. 15.675-678

А теперь оценим, какова же была длина у такой пики. Греческий локоть того времени (пехий) принято считать равным 0,444 м. Двадцать два пехия (δυωκαιεικοσίπηχυ) составит больше девяти метров. Легко ли управляться пикой длина которой достигает крыши трехэтажного современного дома? Если мы посмотрим на пику у воина с фрески, то она равняется примерно двум его ростам, т.е. где-то около трех с половиной метров. Понятно поэтому указание Гомера, что у ахейцев пики состояли из нескольких частей. Необходимо, конечно принять во внимание, что Аякс Великий - мифологический герой. Его щит, как мы читаем у Гомера, состоял из семи слоев воловьих шкур и восьмого слоя из бронзы. Поэтому согласимся с тем, что десятиметровой пикой владел только Аякс, все же остальные греческие воины действовали морскими пиками, подобными изображенным на фреске из Акротири.

Разобравшись с помощью актротирских фресок с морским пиками, обратимся к тому элементу конструкции судна, к которому привлек внимание наш уважаемый коллега: «хвостовому аппендиксу», назначение которого не ясно.



Относительно этого «аппендикса» было выдвинуто несколько гипотез, наиболее серьезными из которых представляются следующие:
1 - Первооткрыватель минойских памятников на Санторини знаменитый греческий археолог Спиридон Маринатос полагал, что этот элемент конструкции (он называл его holkaion или epholkaion) представлял собой трап или сходню, однако не съемную, а закрепленную намертво. Кроме того, (куда же без этого на корабле!) это устройство могло служить походным гальюном (по-моему, именно древние греки и говорили: «все свое ношу с собой»).
Объективности ради следует сказать, что ни на одном из античных кораблей никогда не отмечались намертво прикрепленные к корпусу устройства, предназначенные для погрузки или выгрузки людей. Для этой цели всегда служили съемные трапы. Что касается гальюна, то никогда античные моряки не использовали для отправления естественных надобностей специальные конструкции. Обходились обычно существующими элементами корабельного корпуса, как правило, в носу.





(картинки позаимствованы у L.Basch; датируются примерно 700 г. до н.э.).

2 - Л. Кассон (1975, Bronze age ships. The evidence of the Thera wall paintings) полагает, что нос корабля нагружен очень незначительно, тогда как корма, наоборот, перегружена, так как воспринимает вес каюты командира.



Кассон считает, что элемент B конструкции, расположенный на уровне ватерлинии, имеет назначение воспринимать нагрузку кормовой части корабля. Однако экспериментально пока не подтверждено, сможет ли такое хилое сооружение долго противостоять ударам волн.

3. - Рубин де Сервин (1977, The Thera ships - other suggestions), директор Морского музея в Венеции, видит в этом «аппендиксе» устройство для вытаскивания судна на берег. Такая практика существует у греческих рыбаков до настоящего времени, правда, все устройство ограничивается железным кольцом - рымом, заделанным в корпус.

4. - Д. Кеннеди (1978, A further note on the Thera ships) полагает, что специфическая форма корпуса кораблей той эпохи делает их крайне подверженными бортовой качке. Указанный «аппендикс» помогает уменьшить ее. Т.е., не называя термин прямо, Кеннеди имеет в виду бортовой киль.

Авторы всех приведенных гипотез в своих рассуждениях очень мало внимания уделяют установлению важного факта: находится ли это курьезное устройство над поверхностью воды, или заглублено ниже ватерлинии.

С анализа этого факта мы и начнем следующий пост.

Гомер, морские пики, Акротири, кормовой аппендикс

Previous post Next post
Up