С ДНЕМ ПОБЕДЫ "нашего советского народа и, прежде всего, русского народа!" Всех, чьи "деды воевали"

May 09, 2017 17:19

С Днем Победы, дорогие товарищи, россияне, белорусы, казахстанцы, украинцы, грузины, молдаване, все-все-все, чьи предки ковали нашу общую Победу!
Лучше, чем сказал об этом полководец победившей армии, не с
кажешь, поэтому, просто цитирую -


Советский народ, прежде всего, РУССКИЙ НАРОД - победитель. Тема вклада в нашу общую Победу - исчерпана.
Все, кто считает себя русскими, а также и все, кто считает себя потомками советских людей - празднуют сегодня нашу общую Победу, все, кто не русский и не советский, кто предал память своих предков и праздновал вчера "день памяти" - потомки побежденных, горе им.


Кстати, по поводу этой знаменитой сталинской речи, есть интересные исторические свидетельства -
В стенограмме сталинской речи есть некоторые незначительные отличия от опубликованного варианта. В частности, в числе территорий, которые наша армия была вынуждена покинуть в первые годы войны не упоминалась Прибалтика, а в концовке газетного варианта акцент был смещен на слова о победе над фашизмом, при этом следующие сталинские слова, данные в стенограмме, были частично вырезаны: «Повторяю, у нас были ошибки, первые два года наша армия вынуждена была отступать, выходило так, что не овладели событиями, не совладали с создавшимся положением. Однако русский народ верил, терпел, выжидал и надеялся, что мы все-таки с событиями справимся. Вот за это доверие нашему правительству, которое русский народ нам оказал, спасибо ему великое!» Произошло это в результате личной правки текста Сталиным своего тоста перед помещением его в печать.
[Spoiler (click to open)]


Плакат В.С. Иванова Слава русскому народу - народу-богатырю, народу-созидателю!, 1947 год
При этом, как утверждал сын А.А.Жданова Юрий Андреевич (с 1949 г. - зять Сталина), отец рассказывал ему, что на приеме первая фраза тоста прозвучала так: «Я хотел бы поднять тост за здоровье всего русского народа», но кто-то осмелился громко, на весь зал, вставить реплику: «Советского народа». Сталин немного помолчал и повторил приведенную фразу без изменений. Однако в газетном варианте начало тоста было скорректировано: «Я хотел бы поднять тост за здоровье нашего советского народа и, прежде всего, русского народа».

Воспринят этот исторический тост (да и до сих продолжает восприниматься) по-разному. Одни увидели в нем программное заявление и логическое завершение процесса «русификации» советской власти, другие - принижение роли других национальностей (например, участник приема в Кремле И.Г.Эренбург был так поражен и раздосадован сталинским тостом, что не смог сдержать слез); третьи - лишь грамотный политический ход и попытку опереться на русский народ, поскольку главной консолидирующей силой в годы Великой Отечественной войны оказался не большевизм, а традиционный русский патриотизм.

Между тем, еще до начала войны Сталин начал выделять русский народ среди других народов Советского союза. Как сообщает историк А.И.Вдовин, уже в 1930-е годы Сталин характеризует русский народ как основу «советского народа». Показательным в данном случае, пишет Вдовин, представляется тост Сталина за русский народ, произнесенный 6 июля 1933 года во время посещения его дачи делегацией художников: «Давайте выпьем за советский Народ, за самую советскую нацию, за людей, которые раньше всех совершили революцию. За самую смелую советскую нацию. Я специалист по национальным делам. Я кое-что в эти дни прочитал. Я сказал как-то Ленину: самый лучший народ - русский народ, самая советская нация... Выпьем за советскую нацию, за прекрасный русский народ».

А в мае того же года, как следует из конспектной записи генерал-лейтенанта Р.П.Хмельницкого (тогда - командира стрелковой дивизии), Сталин во время застольной речи на приеме в Кремле участников первомайского парада, сказал следующие слова: «...Оставляя в стороне вопросы равноправия и самоопределения, русские - это основная национальность мира, она первая подняла флаг Советов против всего мира. Русская нация - это талантливейшая нация в мире...»
источник
---
Так получилось, что мы в последнее время много говорим о пропаганде, поэтому сегодня, в День Победы, уместно вспомнить о советской пропаганде во время Великой Отечественной войны.
Пожалуй, она была образцовой, продемонстрировав вершину этого искусства, материал о ней, в котором представлены основные ее достижения, ниже -


Советскую пропаганду во время Второй мировой называли "третьим фронтом". Она подавляла врагов, воодушевляла бойцов Красной армии и восхваляла союзников. Она была гибкой и часто меняла курс, подстраиваясь под военные условия и внешнюю политику.
Необходимость пропаганды в довоенное и военное время стала сразу очевидна - Красной Армии нужно было мобилизовать все новые силы, вовлекая население, противодействовать пропаганде врага на оккупированных территориях, стимулировать патриотизм среди партизан и даже воздействовать методами пропаганды на армию врага.
Популярными средствами пропаганды стали знаменитые советские плакаты и листовки, радиопередачи и трансляция записей во вражеских окопах.
[Spoiler (click to open)]

Пропаганда поднимала боевой дух советских людей, заставляла сражаться их мужественнее.

Во время Сталинградской битвы Красная армия применяла революционные методы психологического давления на противника. Из громкоговорителей, установленных у передовой, неслись любимые шлягеры немецкой музыки, которые прерывались сообщениями о победах Красной армии на участках Сталинградского фронта. Но самых эффективным средством был монотонный стук метронома, который прерывался через 7 ударов комментарием на немецком языке: «Каждые 7 секунд на фронте погибает один немецкий солдат». По завершению же серии из 10-20 «отчетов таймера» из громкоговорителей неслось танго.

Решение об организации пропаганды было принято в первые дни Великой Отечественной войны. Формированием образов, задействованных в пропаганде, занимались Управление пропаганды и агитации ЦК ВКП(Б) и Отделение по работе с войсками противника РККА.




Уже 24 июня 1941 года Совинформбюро стало ответственным за пропаганду на радио и в печати. Помимо военно-политической пропаганды была также и литературная: в группу, которую создали специально для ведения пропаганды и освещения боевой жизни советских солдат были включены такие известные писатели, как К.М. Симонов, Н.А. Тихонов, А.Н. Толстой, А.А. Фадеев, К.А. Федин, М.А. Шолохов, И.Г. Эренбург и многие другие. С ними также сотрудничали немецкие антифашисты - Ф. Вольф, В. Бредель.

Советских авторов читали за рубежом: к примеру, статьи Эренбурга расходились по 1600 газетам в США, а письмо Леонова «Неизвестному американскому другу» прослушали 10 миллионов заокеанских радиослушателей. «Литература вся становится оборонной», - говорил В. Вишневский.

Ответственность писателей была огромна - они должны были не только показывать качества советской армии и воспитывать патриотизм, но и с помощью разных подходов воздействовать на различную аудиторию. К примеру, Эренбург считал, что «для красноармейцев и для нейтральных шведов требовались различные доводы».




Помимо возвышения Красной Армии, советского человека и союзных войск, пропаганда также должна была изобличать немецкие войска, вскрывать внутренние противоречия Германии, демонстрировать бесчеловечность ее нападений.

СССР владел всем арсеналом способов идеологической борьбы. Действуя в стане врага, наши пропагандисты не пользовались излишней коммунистической риторикой, не обличали перед немецким населением церковь, не ополчались против крестьян.

Пропаганда в основном была направлена против Гитлера и НСДАП, причем использовались противопоставления фюрера и народа.

Немецкое командование следило за советской пропагандой и видело, что та была прекрасно дифференцированной: «она говорит народными, солдатскими и специфически-местными выражениями, взывает к первоначальным человеческим чувствам, как страх смерти, боязнь боя и опасности, тоска по жене и ребенку, ревность, тоска по родине. Всему этому противопоставляется переход на сторону Красной Армии...».




Политическая пропаганда не знала ограничений: советская пропаганда, направленная на врага, не только поносила несправедливость войны, но и апеллировала к огромным землям России, холодам, превосходству сил союзных войск. На фронте распускались слухи, рассчитанные на все слои общества - крестьян, рабочих, женщин, молодежь, интеллигенцию. Однако в пропаганде были и общие моменты - образ фашистского врага.




Образ врага во все времена и во всех странах формируется примерно одинаково - необходимо разделить мир хороших, добрых людей, которые воюют исключительно во благо, и мир «нелюдей», которых не жалко убивать во имя будущего мира на земле.

Если национал-социалистические (а не фашистские) органы Германии оперировали термином «недочеловек», то в СССР таким расхожим жупелом стало слово «фашист».

Илья Эренбург таким образом обозначал задачу пропаганды: «Мы должны неустанно видеть перед собой облик гитлеровца: это та мишень, в которую нужно стрелять без промаху, это - олицетворение ненавистного нам. Наш долг - разжигать ненависть к злу и укреплять жажду прекрасного, доброго, справедливого».

Слово «фашист» моментально стало синонимом нечеловеческого монстра, убивающего всех и вся во имя зла. Фашистов рисовали бездушными насильниками и холодными убийцами, варварами и насильниками, извращенцами и рабовладельцами.




Если мужество и сила советских бойцов превозносились, то силы союзников Германии презрительно критиковали: «В Донбассе итальянцы сдаются в плен - им не нужны листовки, их сводит с ума запах наших походных кухонь».

Советские люди изображались добрыми и миролюбивыми в невоенное время - во время войны же им моментально удалось стать героями, голыми кулаками уничтожающих до зубов вооруженных профессиональных убийц-фашистов. И, что немаловажно, фашистов и фрицев не убивали - их только уничтожали.

Отлаженная машина советской пропаганды была достаточно гибкой: так, к примеру, несколько раз менялся сам образ врага. Если с 1933 до начала Второй мировой формировался дискурс разделения образов невинного немецкого народа и коварного нацистского правительства, то в мае 1941 года антифашистские коннотации были устранены.




Разумеется, после 22 июня они вернулись и пропаганда была развернута с новой силой. Еще один кардинальный поворот, отмеченный германскими органами пропаганды - это мобилизация духовных резервов в 1942-1944 гг.

Именно в то время Сталин стал поощрять прежде осуждаемые коммунистические ценности: традиционность, народность, церковность.




В 1943 году Сталин разрешил избрание нового Московского патриарха, и церковь стала еще одним патриотическим орудием пропаганды. Именно в то время патриотизм стал сочетаться с панславянской тематикой и мотивами помощи братьям-славянам. «Изменением политической и идеологической линии и лозунгом «Изгоните немецких оккупантов с родной земли и спасите Отечество!» Сталин добился успеха», писали немцы.




Военная пропаганда Советского Союза не забывала и о странах-союзниках, отношения с которыми были не всегда самыми идиллическими. В первую очередь союзники выступали в пропагандистских материалах друзьями советских людей, веселыми и самоотверженными бойцами.

Восхвалялась и материальная поддержка, которая оказывалась союзными войсками СССР: американская тушенка, яичный порошок и английские летчики в Мурманске. Полевой так писал о союзных войсках: «Русские, англичане, американцы, это гора. Кто пытается головой разбить гору, тот разбивает голову...».

Пропаганда велась и среди населения стран-союзников: советским делегациям давались инструкции о том, как формировать положительный образ СССР, как убеждать союзников в необходимости открытия Второго фронта и т.п.

Советские реалии часто сравнивались с американскими: «Бой за Волгу - бой за Миссисипи. Все ли ты сделал, чтобы защитить свою родную, свою чудесную реку, американец», - писал Федин.



Мотив космополитизма и всепобеждающей дружбы народов был преобладающим в союзной пропаганде, направленной на США, Англию и Францию, тогда как на родине этим терминам не всегда придавалась та же роль.

Несмотря на то, что сразу после Второй мировой прежние антизападные штампы в советской пропаганде вновь ожили, рисовались плакаты и сочинялись песни: к примеру, джазовая песня «Джеймс Кеннеди» повествовала о героических британцах в Арктике.

Источник

ВОВ, День Победы, пропаганда

Previous post Next post
Up