(no subject)

May 08, 2015 17:01

Гуманист  ли  я?  Ну,конечно.  И  вам не удастся обвинить меня в  склонности к аскетизму.
Да,  я утверждаю,  чту и люблю человеческое тело, так же как утверждаю, чту и люблю
форму,  красоту,  свободу,  радость и  наслажденье,  как защищаю "этот мир",
интересы жизни,  а не сентиментальное бегство от нее,  защищаю классицизм, а
не романтику.  Полагаю,  что моя позиция совершенно ясна. Но есть одна сила,
один  принцип,  перед  которым я  преклоняюсь,  которому отдаю мое  высшее и
глубочайшее почитание и любовь;  эта сила,  этот принцип -  дух.  И хотя мне
претит,  когда  противопоставляют телу  некое  сомнительное,  лунно-струнное
виденье или привиденье,  именуемое "душой",  -  но в  антитезе тела и духа я
считаю,  что тело воплощает в себе злое,  дьявольское начало, ибо тело - это
природа,  а природа,  противопоставленная духу,  разуму,  - повторяю! - зла,
мистична и зла.  "Вы ведь гуманист".  Да,  конечно, ибо я друг человека, как
был  им  Прометей,  я  поклонник  человечества и  его  благородства.  Однако
благородство это заключено в духе, в разуме, и вы будете совершенно неправы,
выдвинув против меня упрек в христианском обскурантизме...

- ...Будете неправы,  выдвинув этот упрек только потому, что гуманизм в
своей благородной гордости однажды объявил прикованность духа к  телесности,
к  природе,  униженьем и  позором.  Согласно  преданию  великий  Плотин
говорил,  что ему стыдно иметь тело;  знаете вы об этом? - Сеттембрини задал
вопрос столь настоятельно,  что Ганс Касторп вынужден был признаться: нет, в
первый раз слышит.  -  Так передает Порфирий   .Абсурд,  если угодно. Но
абсурдное с точки зрения духа и есть самое благородное,  поэтому не может, в
сущности,  быть более убогого возражения,  чем упрек в абсурдности, там, где
дух  противостоит  природе,   утверждает  свое  достоинство  и  отказывается
уступать ей... Вы слышали о Лиссабонском землетрясении?
     - Нет... Разве было землетрясение? Я тут газет не читаю...
     - Вы  не  поняли меня.  Кстати,  очень жаль и  показательно для данного
заведения,  что вы,  живя здесь,  не находите нужным читать газеты. Но вы не
поняли меня:  явление природы,  о котором я говорю,  произошло не теперь,  а
примерно полтора века назад...
     - Ах,  вот что!  Позвольте - верно! Я читал, что в ту ночь Гете, лежа в
своей спальне, в Веймаре, сказал слуге...{348}
     - Да я не о том...  - прервал его Сеттембрини, закрыв глаза и досадливо
помахав смуглой ручкой.  -  Вы  смешиваете две  катастрофы и  имеете в  виду
Мессинское землетрясение.  А я говорю о землетрясении,  постигшем Лиссабон в
тысяча семьсот пятьдесят пятом году.
     - Тогда простите.
     - Так вот, Вольтер был возмущен.
     - То есть... как это - возмущен?
     - Взбунтовался,  да.  Он не хотел признать грубый рок и грубый факт, не
желал перед ними отступать. Он протестовал во имя духа и разума против столь
возмутительного бесчинства природы,  в  жертву  которому были  принесены три
четверти цветущего города и  тысячи человеческих жизней...  Вы удивлены?  Вы
улыбаетесь?  Удивляться можете,  но улыбку я беру на себя смелость запретить
вам:  отношение Вольтера в  данном  случае показывает,  что  он  был  прямым
потомком древних галлов,  которые расстреливали небо из  своих луков...
Видите,  инженер,  вот вам и враждебность духа к природе, гордое недоверие к
ней,  возвышенное упорство в  отстаивании своего права  на  критику и  самой
природы,  и ее злой,  противной разуму силы. Ибо она - сила, и принимать ее,
мириться с ней, - заметьте, внутри самого себя мириться с ней, - значит быть
рабом.  Вот вам и  та гуманность,  которая вовсе не впадает в противоречие с
самой собой и  отнюдь не  возвращается к  христианскому ханжеству,  если она
видит в телесности злой и враждебный принцип. Противоречие, которое вы здесь
усматриваете, такого же порядка, как и в моем отношении к психоанализу: "Что
я  имею против психоанализа?"  Да  ничего,  когда он служит делу воспитания,
освобождения и  прогресса...  И  все,  если я  чувствую в нем отвратительный
привкус могилы.  Так же и  с телом.  Его нужно чтить и защищать,  когда речь
идет  об  его  эмансипации и  красоте,  о  свободе ощущений,  о  счастье,  о
наслажденье. И его следует презирать, поскольку оно является началом тяжести
и косности,  противостоит движению к свету, становится воплощением болезни и
смерти,  поскольку его  специфический принцип  есть  принцип  извращенности,
принцип разложения, сладострастия и стыда... (с оттуда-же)

ориентиры, тело, душа, дух, книги

Previous post Next post
Up