Гуманист ли я? Ну,конечно. И вам не удастся обвинить меня в склонности к аскетизму.
Да, я утверждаю, чту и люблю человеческое тело, так же как утверждаю, чту и люблю
форму, красоту, свободу, радость и наслажденье, как защищаю "этот мир",
интересы жизни, а не сентиментальное бегство от нее, защищаю классицизм, а
не романтику. Полагаю, что моя позиция совершенно ясна. Но есть одна сила,
один принцип, перед которым я преклоняюсь, которому отдаю мое высшее и
глубочайшее почитание и любовь; эта сила, этот принцип - дух. И хотя мне
претит, когда противопоставляют телу некое сомнительное, лунно-струнное
виденье или привиденье, именуемое "душой", - но в антитезе тела и духа я
считаю, что тело воплощает в себе злое, дьявольское начало, ибо тело - это
природа, а природа, противопоставленная духу, разуму, - повторяю! - зла,
мистична и зла. "Вы ведь гуманист". Да, конечно, ибо я друг человека, как
был им Прометей, я поклонник человечества и его благородства. Однако
благородство это заключено в духе, в разуме, и вы будете совершенно неправы,
выдвинув против меня упрек в христианском обскурантизме...
- ...Будете неправы, выдвинув этот упрек только потому, что гуманизм в
своей благородной гордости однажды объявил прикованность духа к телесности,
к природе, униженьем и позором. Согласно преданию великий Плотин
говорил, что ему стыдно иметь тело; знаете вы об этом? - Сеттембрини задал
вопрос столь настоятельно, что Ганс Касторп вынужден был признаться: нет, в
первый раз слышит. - Так передает Порфирий .Абсурд, если угодно. Но
абсурдное с точки зрения духа и есть самое благородное, поэтому не может, в
сущности, быть более убогого возражения, чем упрек в абсурдности, там, где
дух противостоит природе, утверждает свое достоинство и отказывается
уступать ей... Вы слышали о Лиссабонском землетрясении?
- Нет... Разве было землетрясение? Я тут газет не читаю...
- Вы не поняли меня. Кстати, очень жаль и показательно для данного
заведения, что вы, живя здесь, не находите нужным читать газеты. Но вы не
поняли меня: явление природы, о котором я говорю, произошло не теперь, а
примерно полтора века назад...
- Ах, вот что! Позвольте - верно! Я читал, что в ту ночь Гете, лежа в
своей спальне, в Веймаре, сказал слуге...{348}
- Да я не о том... - прервал его Сеттембрини, закрыв глаза и досадливо
помахав смуглой ручкой. - Вы смешиваете две катастрофы и имеете в виду
Мессинское землетрясение. А я говорю о землетрясении, постигшем Лиссабон в
тысяча семьсот пятьдесят пятом году.
- Тогда простите.
- Так вот, Вольтер был возмущен.
- То есть... как это - возмущен?
- Взбунтовался, да. Он не хотел признать грубый рок и грубый факт, не
желал перед ними отступать. Он протестовал во имя духа и разума против столь
возмутительного бесчинства природы, в жертву которому были принесены три
четверти цветущего города и тысячи человеческих жизней... Вы удивлены? Вы
улыбаетесь? Удивляться можете, но улыбку я беру на себя смелость запретить
вам: отношение Вольтера в данном случае показывает, что он был прямым
потомком древних галлов, которые расстреливали небо из своих луков...
Видите, инженер, вот вам и враждебность духа к природе, гордое недоверие к
ней, возвышенное упорство в отстаивании своего права на критику и самой
природы, и ее злой, противной разуму силы. Ибо она - сила, и принимать ее,
мириться с ней, - заметьте, внутри самого себя мириться с ней, - значит быть
рабом. Вот вам и та гуманность, которая вовсе не впадает в противоречие с
самой собой и отнюдь не возвращается к христианскому ханжеству, если она
видит в телесности злой и враждебный принцип. Противоречие, которое вы здесь
усматриваете, такого же порядка, как и в моем отношении к психоанализу: "Что
я имею против психоанализа?" Да ничего, когда он служит делу воспитания,
освобождения и прогресса... И все, если я чувствую в нем отвратительный
привкус могилы. Так же и с телом. Его нужно чтить и защищать, когда речь
идет об его эмансипации и красоте, о свободе ощущений, о счастье, о
наслажденье. И его следует презирать, поскольку оно является началом тяжести
и косности, противостоит движению к свету, становится воплощением болезни и
смерти, поскольку его специфический принцип есть принцип извращенности,
принцип разложения, сладострастия и стыда... (с оттуда-же)