Памирский тракт M41. Дарвоз, Ванч: Рушан, Калаи-Хумб, пер. Хабуработ.

Jan 20, 2014 23:29

До темноты 3 часа, пытаемся вписаться к Давиду, он нас не дождался. Перебираем в голове все приглашения к тетушкам, и друзьям.. пусто.. все надо искать.. возможность предоставляется никому ничего не рассказывать, откуда и куда, и остановится в "гостинице"  ..... договариваемся с хозяином, он же хозяин магазина, где мы его и застали. Ценник приемлемый - сколько дадим столько и возьмут, но не в комнате а на топчане с крышей, палатка поместится, берем!

Еще раз напомню, въехали мы в Таджикистан со стороны Каракуля(55) выезжаем через Исфару(19). Долго я копался в сети и искал информацию про разрешения в Бадахшан, все противоречиво, кто то выписывает пропуск и у него его спрашивают, кто то умудряется так проскакивать.. обзвонив в Москве посольство, отправив письма в мвд Таджикистана и так и не дождавшись не от кого ответа, на эти пропуска мы забиваем. Отличный повод оказаться в отделении! что и происходит. Переписывают паспорта, по моему объяснительные пишем... и узнаем всю интересующую информацию о дороге, куда, где какие посты.. на счет разрешения точного ответа дать не могут, может проверят а может нет.. по тону и глазами, видно, что до этих бумаг им дела нет. Есть возможность съездить в Хорог, заплатить несколько тысяч и день потратить на дорогу... лееень.

Один из сотрудников отделения, нас на чай зовет...на крепость Вомар зашли.

Стена

На улице холодно, прошел дождь, и еще собирается. А мы в доме, и у нас настойка из шелковицы.

Для чего голубей заводят?

Прогнозы не оправдались и за час все тучи уносит.

Шелковица приказывает идти в гору. На фото окраины Рушана, два здания у дороги - детские дома. В леске который на 12 часов наша "гостиница". За рекой Афганистан, одно из немногих мест, где течение на Пяндже спокойное.

Учитель истории и его внучка.

Тренер по дзюдо.

А вот.. о жилье нашем. Мы испытали, и именно так, душ! У вас так было? вроде бы загар, а оказывается просто грязный..Топчан на который поставили палатку две ночи не давал спать. Под вечер поднимается сильный ветер, дует с запада на восток, крыша грохочет, лист что закрывает нас от дождя постоянно норовит грохнутся на палатку, я боялся что нас вместе с этим топчаном унесет. Пробовали спрятаться в пикапе, он рядом стоял, оказался завален вещами... потом собака завыла..куда деваться? И за все это счастье на второй день, хозяйка перед отъездом требует с нас 200 сомони, это почти 1500т рублей, вот так раз! Заплатили ей в десять раз меньше, как и договаривались с хозяином. Не к этому случае, в общем, уточняйте цену в кафе, гостиница, магазинах, не ленитесь считать, обсчитывают, хлеб при заказе стоил 1 сомони, при оплате уже 5. Выехали вечером.

Памирский тракт.

Успели проехать 30км, в неизвестном кишлаке запаслись водой, а продавец подсказал местечко в нескольких км где можно переночевать. Свернули от трассы 50 метров, тут кто что то пилит.. сверлит.. нет, людей не было, в домах земля кривая, мы под оливкой переночевали. А утром рабочие приехали. Камень для кладки оказывается покупают, и стоит самосвал с ней не мало.

Покушать заехали

Желтый самосвал

Магазин

Собак боюсь, а тут одна за другой на тебя бросаются. Подловили меня, когда я в наушниках был, и кидаются.. я втопил.. и тут как на зло траншея впереди, около метра, резко не свернуть, скорость высокая... прыгаю.. начинает стучать каретка.

Светмашина

У Ивана ломается багажник, скрепляем хомутами.

Въезжаем

Выезжаем. Скоро появится пост, там у нас перепишут паспорта, не спросят разрешений..

Дорогу строят, без страховки, без техники. Подъезжая к следующей точки строительства.... происходят несколько мощных взрывов а за Пьянжем начинает подниматся столб пыли, но мы не долго паниковали)

Курговат.

Американский шпион*)

Афганский кишлак, живут памирцы.

Не успеть нам в Калаи-Хумб. В очередной деревушке заприметили вывеску- homestay, сворачиваем.. денег мало, надо менять, на еду хватает. Дождь собирается..

В поисках гестахауса.

Предлагают остаться при условии, что напишем о них по приезду, пост проплачен*)
О местах стоянок: все более или менее ровные участки заняты, будь то горы или равнина в пригороде Душанбе. Такого простора как в России нет. Слева от трассы бурный Пяндж, справа горы и не маленькие сыпухи, вставать под которыми небезопасно. Стоянку в Бартанге и на тракте мы старались выбирать за несколько часов до темноты(что бы с дороги не видно, камнями не завалило, были кусты с которых можно насобирать хворост) Беспокоились за непрошеных гостей, которые из любопытства могут к нам наведаться, таких встреч не было. Быстро кипятили в укромном месте воду, кушали, и забирались в палатку, на все уходило 1.5-2 часа. От Сары-Таша до Душанбе в крупных селениях всегда будут гестхаусы, за 70-150 российских переночуете, торгуйтесь, еда в стоимость не входит, столько же уйдет на обед или ужин. Мы пользовались подобными благами три раза, но никогда полной суммы не платили, то нас разместят бесплатно, только еду оплатите, или делают большую скидку, в этом месте тоже попросили только за еду. Религия нам не позволяет за ночлег платить, когда есть палатка, спальник и силы... а погоды плохой не бывает.

От Рушана это было первое место где мы увидели вывеску(синюю на дороге), живет колоритный бородатый дед с сыновьями, внучками... от Калаи-Хумба 35км. Душ, сады, речка, храм, и красивое ущелье, интернет(шучу*)) Не пропустите!

Было забавно наблюдать как они на веранду карабкались по высоким ступенькам, в 2 этапа )

Все, все.. больше никаких детей...

продолжаем путь..

Еще издалека кричит... парни! что за адская жара куда мы попали с вами!?
Заговорили о велосипедах, показывая на его Кону на кривом английском пытаясь объяснить...
 -Nice bike, i bough this bike, but... его спи#дили... Вань, как это перевести?
 -Я понял, понял! говорит он нам на ломанном русском)

Что то про единство... Гражданская война в девяностых разделила Таджикистан на два лагеря, с одной стороны выходцы из Ленинабада и Куляба() с другой, из Гарма, Бадахшана и Гиссара(исламско-демократическое движение). Это к вопросу почему жители Памира не ассоциируют себя с Таджикистаном. А если еще дальше копать, то у народов Памира другая вера исповедания, другая языковая ветвь(памирец не разберет что у него спрашивает таджик или узбек, но поймет что говорит афганец)

На трассе часто встречаются оот такие родники.

Красавец!

Мост в Рузвае.

Доехали до развилки

И мы все радостные, цивилизация, мороженное, газировка... но нет, нас в первом же магазине приглашают в кафе наверху... рюмка за знакомство, Россию, за нас за вас.. и мы в хлам, это не специально получилось..

Возвращаемся в Рузвай, где у этих товарищей гостиница.

Проснулся посреди ночи, крысы по потолку как кони топают.. а на утро..самочувствие... ну вы знаете.. а мужики, первым делом с утра, открывают бутылку.. Представьте картину-бутылка пластиковая(как фляга), на ней черная этикетка и красными буквами написано "Точикистон" это -3 дня из графика.
Вернулись, закупились, поехали..В этом райцентре развилка, одна дорога(новая) на Куляб, другая на Тавильдару(старая дорога, через перевал), мы через перевал.

Река красивая, форель водится.

Велосипедистов которых встречали на трассе в один голос рассказывали о рухнувшем мосте,  который с определенными трудностями(течение там, и воды по грудь) можно перейти. Какой то умник на него заехал груженый лишними 20 тоннами. Желающих перебраться на ту сторону? человек 10, и несколько машин, все ждут грузовик который их переправит, и нам советуют.

Приехал, водитель за перевозку запросил 50$, каков коммерсант да? 30 метров ехать. Ничего платить не стали, так довез.

В двух километрах от переправы пост, на посту военные, проверяют документы. А там немка на двухподвесе!! вы такое видели? тяжко жж..

Ставим лагерь перед началом серпантина, пасека рядом, редко проезжают машины, дождик пошел..

К трем часам следующего дня выдвигаемся.

Судя по звуку едет грузовик. Если остановится, запрыгнем. Остановился.. мелиссы нарвали, а шиповник тут какой огромный! Это наша первая машина и не последняя. Подвезли 7 км.

Лаванда, тысячелистник, и странная травка по все признакам похожа на тимьян переросток, с очень нежным ароматом. А этому пердшествовало... высадили нас рядом с разрушенными постройками и мечетью, ну все это не рядом с дорогой, разбросано. А с высокого кузова шиповник разглядели, алычу, барбарис, собирать пошли. Велики так и оставили, вернулись обратно, рвем.. кто то кричит, Ванька проверить пошел. Слышу ему кто то остановится приказывает, Ванька отвечат - стою. По интонации слышно что что то не так, возвращаюсь, а там дед с бородой и тесаком для мяса. Нам про него рассказывали. Дед опомнился, нож убрал и к себе пригласил. Страшновато было когда он за мной с этой мачетой шел, я его ловко вперед пропустил. Дед из Душанбе, лет ему под 90, сено косит, живет все лето тут . У него тут мишки водятся. трав показал, в том числе и этот "тимьян" посоветовал как чай. Тут я совершил ошибку, прямо с дерева съел 10 штучек недозревшей сливы..

Как же было ошибочно думать что этим же вечером мы заберемся на перевал.

Не люблю ночью ходить. Люди встреченные в долине рассказали о нескольких семьях что на перевале живут.- остановитесь у них. Нашли их, там одни женщины, языка не знают. Поворачиваем обратно, ставим лагерь в слиянии ручьев. Наша беззаботность сыграла злую шутку, закончились спички. Остаемся голодными. А ночью сливы перебрали все мои внутренности, и весь следующий день, да так сильно..ночью снился магазин, аптека и теплая кровать.

Кости ломит, температура, сил ехать нету, только пешком. Да еще и высоту набираем.. караул.

Ванька пошел спрашивать спички и сколько нам до вершины, спички есть, а до перевала 3км.. Тучи пришли.

От пастухов до перевала далеко не 3км, а все 15, какими только словами мы не вспоминали этих людей, нет.. они не виноваты, это нам плохо) Кислорода не хватает, ноги ватные, озноб, воды нет. Ванька по описанию местных попытался найти радиолу розовую, но.. нарвал какую то зизифору анафались, как нам объяснил человек с охапкой травы на перевале.
Перевал Хабуработ 3720м . На спуске чудом обошлось без падений. У первой же чайхоны мы остановились, перевели дух, чая выпили.. а хозяин рассказал что в Душанбе +50!

Село Инкух

В первые дни, бегал, искал ракурсы, тут провода, там провода... а может так.. или так, но потом это желание появлялось все реже.

Пост, переписывают паспорта, разрешений не требуют. В один голос сказать никто не может, сколь до Душанбе, мы слышали 70, 120, 150, 170..

Поляк, рассказали про мост, мы его еще встретим в Киргизии.

Дорога

В селе нам дарят мешок продуктов, конфеты, чай, шиповник, яблоки, сахар(который закончился)

Ближе к ночи мы находим стоянку, я настоял ехать дальше. Кажется что вооон там есть место, вдалеке.. а не нету.. Темень, следующие 10км пытаемся найти стоянку. На выбор: 2x2 ровного кусочка и обрыв, или кривое поле, по которому бегали достаточно долго, но хорошего места не нашли. И порядком устав от этого занятия.. приезжает наш 2й грузовик, через 30км мы на развилке у Либаджар. Выгружаемся.

Пост, много людей в разной форме, даже паспорта не спросили, предложили переночевать на топчане..