Снега на такой высоте в это время нет, солнышко коварно светит, ветер холодный, соль...
Утром не поели, выручают сникерсы купленные в пригороде Оша. В голове ясно, силы есть, как только начинаешь активно двигаться, карабкаться, ехать, бежать, они мгновенно исчезают.
Этот перевал второй по высоте на Памирском тракте 4280м, первый Акбайтал(4655м), на самый высокий мы не едем, за 40 км до него поворачиваем на юго-запад в долину Бартанг.
Мы в правой части карты, в начале дороги. Первая точка - Мургаб, вторая у границы с Афганистаном, город Хорог, административный центр Горно-Бадахшанского округа. Карта сварена при союзе, и главная дорога проходит через перевал Хабуработ(загогулина в центре), сейчас все ездят по новой дороге через Куляб, мы едем старой. Куда Ванька показывает, там Баткен, и возможность перейти границу Таджикистан-Киргизия, не заезжая в Узбекистан, вот туда нам и надо.
Большому человеку-большой грузовик.
Километр вниз, граница. Несколько построек, солнечные батареи, военные в разных формах. Нам дают миграционные карточки, заполняем, ждем. Солдаты ремонтируют дверь у хлипенького вагончика, зимой дубак с такими стенами. Барабанная дробь...! приезжает машина с русскими номерами! это единственные русские туристы, единственные!! встреченные нами за два месяца путешествия, атат ребята, вы где все? Общаемся... да, уточню, что большинство киргизов, таджиков хорошо разговаривают на русском, особенно тем кому за сорок, и кто успел посетить Россию выезжая работать, женщины, дети, понимают но не говорят, в большинстве случаев. Общаемся, ждем штампов, паспортов.. выходит пограничник и сообщает что нужен загранпаспорт и никуда нас не пустит, уходит с кем то переговариваться,.. -денег наверно хочет, сказал Ванька, но терпение у нас оказалась крепче и мы уезжаем. Как уже где то говорилось, терпение, и все тут произойдет, или торгуйтесь*)
Забор! Забора много, забор длинный! Наверно до Мургаба идет... по ту сторону Китай.
Первое знакомство с коварным солнцем, первый и последний ветер в спину, стиральная доска на дороге появляется... и т.д
Километраж! Знаки в Таджикистане, Киргизии, все на бетонной основе, их будет много. По высохшей глине ехать оказалось не просто. До озера Каракуль и одноименного кишлака 40км. Мы надеемся успеть.
Национальный парк Бадахшан включен во всемирное наследие Юнеско и за прибывание в нем над денег платить, о чем мы пока не знаем. Зеленый колос - фонд Ага-Хана, почитать лучше
тут. Если коротко, жители Горного-Бадахшана исповедуют одну из ветвей ислама, точнее исмаилизм. Ага-Хан, духовный лидер, один из ... и если интересно
тут . Мужика все любят, когда не было еды всех кормил Ага-Хан, конфликты решает Ага Хан, строит школы он же, институты...
Англичане, предупредили что дальше нет моста, опасная река.
Вот и река. Быстрая и шумная, не первая уже, но что т настораживает... Иван первый вызвался, пошел со всем скрабом, пройдя 4-5 метров, сносит и камни бьют по ногам, что т новенькое.. вытаскиваю его, не снесло. При том что такая маленькая, очень сильная. Поднимаемся вверх 300 метров, перешли. Видели как внедорожник ее проходил битком в туристах и с вещами, их сносило. Если еще сильней разливается, ждать утра, вода спадет.
Вечереет. Где то тут очередной перевал, маленький, незаметный. На спуске мы оторвались, я так еще не разгонялся, да еще в отсутствие машин и наличие хорошей дороги... рюкзак прибавляет веса, только б не ямка...
Показывается Каракуль.
С летающими частями суши.
Стемнело, увидели огоньки на берегу, покушаем мантов... Свернули в к первым лампочкам, нас встретила хозяйка, Садат. Предложила кушать - 5$ с человек(большая картошка, кусок мяса, с картошку поменьше, традиционные хлеб, масло, чай) ночевать 10$, от ночевки отказываемся, позже приезжает ее сын, и они посовещавшись вписывают нас бесплатно.
На утро от Садат уезжают голландцы, они на машинах, что очень распространено среди европейских туристов, снимают внедорожник и ездят по Таджикистану и Киргизии. Завтракаем +3$ с каждого, мы не планировали, но это все слишком быстро оказалось на столе. Оставляем заряжаться аккумулятор, и обещаем расплатится завтра днем когда поменяем денег.
Пора остановится на день, почистить велики, отдохнуть.
Соленый и холодный.
Наш многострадальный железобетонный сахар.
Ветер поднимается, если будет сильней зальет.
Тут теплей чем в озере.
Вдалеке образуются маленькие вихри.
Потом побольше.
Скраб разложенный в тихий ветерок начинает улетает, а наш утеплитель для стен на котором мы спим быстро скрывается за горизонт, очень далеко) прощаемся. Я иду искать место подальше от озера. На Ивана обрушивается стена пыли, и прилетает спустя двадцать минут наш коврик и ложится на воду в 200м от лагеря.
Остатки от военной советской базы, ночуем рядом с ней, много стекла и бараньих ножек. Тут знакомимся с Даниэлем, парень из Венгрии, был в России, на Байкале. У него накрылся колемановский примус на бензине. Вместе готовим.
Я ночью замерз, ветер холодный под тент задувал.
Совсем не хочет работать, и почему не понятно. Один канчик за 1.5 часа вскипает, с остановками на чистку ничего не дающую.
Переключалки настраиваем, пришлось врубится как они все таки работают, чистим цепи, кассеты.
Тряпочки нужны, цепь протирать
Осваиваем дзен упаковки вещей.
Недооценил вчерашнее солнце.
Остатки советской военной базы, уцелели несколько жилых домов и казармы, они заняты таджикскими пограничниками.
Муравьи.
Да, высота озера 3900. Озеро непроточное.
Собрались.
Прощаемся с Даниелем. Идем забирать наш аккумулятор и в магазин.
Зачем ему столько вещей?
На озере льет.
Кишлак маленький, тут нет магазинов, кафе, на серьезную медицинскую помощь я бы не рассчитывал. Есть два-три человека торгующих у себя дома, крупы, конфеты, сгущенка, специи, батареек хороших нет, плеер работает час. Забираем свои вещи, меняем по странному курсу деньги) за тысячу российских 120 сомони...
Внутри.
Идем в дом где можно закупиться а там встречаем сотрудника национального парка Бартанг... говорит платить надо, потом в гости, потом пить за знакомство.. пришел Даниель, его тоже затащили.. речи о союзе, как всем было, и как все благодарны, что нас не отпустят в такую погоду у них инструкции, что все они самые тут главные и все будет хорошо....пьяные мотивы*) Все дружелюбно. Мы выяснили то, за чем шли, стоимость разрешений в Долину бартанг: 10 сомони въезд, 10 сомони 1 день на 1 человека, 10 сомони за 1 велосипед в день, 25 за фото, или нас здорово провели. Разрешения есть, их выписывают, переписывают паспортные данные, все по взрослому. Идем ночевать в соседний дом.
Утром первый дождь, на сопках обезьяна.
При выезде из Каракуля пост, проверка документов. Пошел дождь, мокро и голодно, встаем. В Каракуле разменяли деньги, второй раз, дали 40 купюр по 3 сомони.
Ищем поворот на Бартанг, испытываем неуверенность, туда ли. На мост не надо, там дорога затоплена, проезжайте дальше.
продолжение...
http://funkyforlove.livejournal.com/32713.html