Путешествие в Казахстан и Киргизию летом 2023 года. Часть 1. Подготовка и дорога до Перми

Jan 22, 2024 19:01

Мучительно выбирать, куда же поехать в летний отпуск, прошлым летом не пришлось. Для таких неисправимых аэрофобов, как я, направлений и стран для поездок осталось не так уж много. В Казахстан же мы собирались поехать уже очень давно. У Андрея в казахстанском Приозёрске прошли школьные годы. С тех пор он там не был, но всегда хотел навестить город детства. А мечты надобно исполнять.



Сначала планировали доехать только до Балхаша, на западном берегу которого расположен Приозёрск, но потом решили дотянуть до Алма-Аты, от Приозёрска всего-то пятьсот километров ходу до бывшей столицы Казахстана. А там Киргизия рядом, решили и в Киргизию заехать, посмотреть на Иссык-Куль и Тянь-Шань.



Я ненавязчиво пыталась уломать Андрюху заодно и в Узбекистан зарулить, раз уж мы практически до него доехали. Но нет, тут Андрей пошёл в категорический отказ. Впрочем, я особо не настаивала, лето - не самое лучшее время для осмотра древностей Узбекистана. Да плюс, как пишут, там самая геморройная граница из всех стран бывшего СССР.



Таким образом, предварительный маршрут был намечен. Чтобы это была не просто доездка из пункта А в пункт В, наметили пару больших городов и несколько городов поменьше для осмотра по пути туда и обратно, накидали природных красот, которые ложатся на маршрут, полирнули местами, которые вроде как в стороне, но ради них не жалко сделать крюк.



Кроме квартиры в Приозёрске, предварительно ничего не бронировали, не любим строгие временные привязки, хотя иногда это бывает чревато потерями времени и денег. Зато взамен получаем определённую свободу, когда можно подольше зависнуть в понравившемся месте или, наоборот, уехать из места, которое не зашло.



Туда решили ехать так называемым «северным путём» через Киров - Пермь - Екатеринбург - Курган - граница в Петухово - Петропавловск - Астана - Караганда - Приозерск - Алма-Ата, обратно же возвращались «южным» через Тараз и Аральск на Уральск и далее Самара - Пенза - Рязань - Питер. Забегая вперёд, скажу, что «северный путь» понравился больше.



Виной тому - дороги в Казахстане. Такого пипеца, как на федеральной трассе от Карабутака до Актобе (Актюбинска) мы не видели нигде и никогда. Мы сполна насмотрелись на лежащие в кюветах большегрузы, которые пытались объехать вусмерть разъёбанную дорогу по обочине. Почти тысяча километров капитальной реконструкции дороги от Караганды до Алма-Аты тоже поубавили нам нервных клеток. А вот на юге Казахстана дороги хороши, двухполосные автобаны, ведущие в сторону китайской границы. Вот и призадумаешься, на кого на самом деле ориентируется Казахстан и с кем связывает дальнейшее сотрудничество.



Злых казахских гаишников, без рассказов о которых не обходится ни один отчёт об автопутешествии в эту страну, мы так и не встретили, а встретили хороших и вежливых. Встреться нам въедливые и придирчивые, без последствий бы не обошлось: только въехав в Казахстан, мы потеряли водительские права. Но расскажу об этом в своё время.



Всего мы путешествовали 33 дня, проехали 13027 километров. Это была самая продолжительная и протяженная поездка за 13-летнюю историю наших путешествий на машине.



Из всей поездки больше всего впечатлили: маленькая Чердынь, поющий бархан в Алтын-Эмеле, казахский Туркестан, Чарынский каньон и каньон Сказка, летящий метеор над озером Камбаш и киргизские ущелья Джети-Огуз и Кызыл-Суу.



Мы ночевали на высоте 2300 метров, купались в горячих источниках, прохладном Иссык-Куле и ласковом Балхаше, отмачивали тельца в солёных озёрах, томились от жажды на развалинах древнего Отрара, лазали по каньонам и покоряли песчаный бархан. Были и приключения, которые, к счастью, хорошо заканчивались.



Итак, поехали.



День 1. 10 июля 2023 года.

О первых днях пути, как правило, писать нечего, поскольку главная задача - проехать как можно дальше.

Мы долго думали, каким же путём лучше всего доехать до Шарьи:

- повернуть в Вологде на Тотьму и далее на восток;

- по М11 доехать до Вышнего Волочка и далее на север в сторону Бежецка, а потом повернуть на Калязин и Рыбинск;

- повернуть в Череповце и проехать вдоль Рыбинского водохранилища;

- по А 117 Вологда - Ярославль - Кострома и далее.



Второй и третий вариант мы отбросили из-за говёных дорог, первый получался длиннее почти на 100 километров. Поехали самым очевидным путём через Вологду и Ярославль и за первый день доехали до берега Волги.



Но сначала успели заехать на одно очень печальное место под Ярославлем. Здесь, около села Туношна, 7 сентября 2011 года разбился самолёт Як-42Д, летевший в Минск. В авиакатастрофе тогда погибли 37 игроков и тренеров одной из лучших хоккейных команд России - Ярославского «Локомотива». Также погибло 7 членов экипажа самолета.



В 15:58 в простых метеоусловиях самолёт начал разбег по взлётной полосе ярославского аэропорта Туношна, во время разбега выкатился за пределы ВПП и произвёл взлёт с грунта в 400 метрах за её торцом.



Полёт длился несколько секунд - в 15:59 лайнер набрал высоту не более 5-6 метров, затем левым крылом столкнулся с радиомаяком, врезался в землю на берегу реки Туношонка (недалеко от её впадения в Волгу), разрушился и сгорел. Часть обломков и хвостовая часть упали в ложбину Туношонки.



Из находившихся на борту самолёта 45 человек (37 пассажиров и 8 членов экипажа) выжили двое: инженер по авиационному и радиотехническому обслуживанию Александр Сизов и хоккеист Александр Галимов, который через пять дней умер от полученных ранений.



Причиной катастрофы были названы ошибочные действия экипажа - нажатия кем-то из пилотов на тормозные педали во время разбега самолёта по ВПП. То есть, когда самолёт взлетал, возникли разногласия между командиром воздушного судна и вторым пилотом: один из них пытался тормозить, а другой взлететь.



На месте гибели трагического авиарейса N 57° 33.001'E 40° 7.307' сооружен мемориал с часовней, аллеей, памятным камнем и видом на Туношонку и Волгу.



Ночевали в красивом месте, на высоком берегу Волги рядом с Введенским подворьем N 57° 37.570' E 40° 12.004'



На другом берегу виднелся храмовый комплекс в Дивеевом городище. Именно это село послужило панорамой для съёмок деревни Борщовки в фильме «Афоня». А ещё двое жителей села - Марина и Саша - снимались в документальном сериале «Рождённые в СССР». В этом фильме участвовали двадцать человек, которых снимали каждые семь лет, начиная с семилетнего возраста. Очень интересный был проект, жаль, что из-за злоебучей эпидемии фильм завис. А в Дивеево городище мы обязательно когда-нибудь заедем.



За 10 июля проехали 922 км.

День 2. 11 июля.

Снова едем встречь Солнцу. Время начинает отматываться назад, переводим часы сначала на час, а потом и на два часа назад. Вроде бы проехали мало, а уже и закат не за горами.

С утра покрутились около Волги, посмотрели на монастыри да храмы.



В большом селе Некрасовское заехали в Николо-Бабаевский монастырь N 57° 41.809' E 40° 20.578'.



В Бабайском монастыре неоднократно бывал Николай Некрасов, чьё детство прошло неподалёку, на противоположном берегу Волги - в сельце Грешнево. Монастырь упомянут поэтом в стихотворении «Горе старого Наума»: «Вблизи - Бабайский монастырь, село Большие Соли…»



В советские годы монастырь был разрушен, сейчас активно восстанавливается.



Но больше село Некрасовское известно благодаря соляным источникам. Раньше село так и называлось - Большие соли. Всё тот же Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» показал Большие Соли под названием Усолово.



Мы же дошли до соляного источника на берегу Волги. Источник полузаброшен, но видно, как на дне бьёт родник.



Где-то на этом берегу, а может, на противоположном, но именно в этих местах родились строки, которые уже многие поколения школьников зубрят в школе: «О, Волга! Колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я?»



Уезжаем из мест, воспетых Некрасовым, и вскоре останавливаемся у храма Воскресения Христова в Левашово N 57° 38.624' E 40° 31.567'. Огромный, с высокой колокольней, он расположен почти у дороги.



Церковь построили в 1779 году. Во времена лихолетья начала 20 века местные крестьяне не дали сбросить колокола с колокольни и отдать их в переплавку. Благодаря этому старинное село Левашово можно считать «энциклопедией ярославских колоколов».



Потом довольно долго едем. Проезжаем Ярославскую, Костромскую области, въезжаем в Кировскую. Погода портится, начинается дождь. Кажется, что он будет идти бесконечно, едем-едем, а на небе ни одного просвета. Беспокоимся, что дороги развезёт и нам будет не заехать в лес и не найти там места для ночёвки. Когда ливень, наконец, затихает, сворачиваем с трассы для короткой прогулки по селу Юрьево N 58° 26.613' E 48° 32.664' .



Здесь, на высоком берегу реки Молома, расположена церковь Илии Пророка с богатейшим декором в духе вятского барокко, построенная в 1770-1784.



Но самое замечательное тут - это виды на реку, пойменные луга и лес. Чувствуется дыхание настоящей тайги.



Заночевали у озерка на объездной Белой Холуницы (N 58°53'59,27", E 50°56'31,49"). Вопреки опасениям, по лесу проехали без проблем, не завязли. А всё потому, что лес был хороший, по большей части сосновый.



За 11 июля проехали 770 км.



Туда решили ехать так называемым «северным путём» через Киров - Пермь - Екатеринбург - Курган - граница в Петухово - Петропавловск - Астана - Караганда - Приозерск - Алма-Ата, обратно же возвращались «южным» через Тараз и Аральск на Уральск и далее Самара - Пенза - Рязань - Питер. Забегая вперёд, скажу, что «северный путь» понравился больше.

Ярославская область, Киргизия, Казахстан, Кировская область

Previous post Next post
Up