Любопытное в Любытине и прочие новгородские севера

Sep 22, 2019 18:35

Есть у нас приятель, который очень любит ездить в сторону Любытина. В последний раз мы туда ездили ещё в первое воскресенье апреля и сейчас так приятно вспомнить весну, когда всё только начиналось...

С погодой повезло - было тепло, а в первой половине дня и солнечно. В лесах ещё на удивление много снега, а северо-новгородские дороги, которые и в правильное время года представляют собой сплошные колдоёбины, в весеннюю распутицу так и вовсе ужас-ужас. Из-за дорог много ходили пешком (это плюс), но пришлось подсократить намеченные к осмотру объекты (это минус). Больше всего впечатлили водопады, по весне полноводные и эффектные. Удивительно, как немало красивейших водопадов можно найти в такой, казалось бы, неводопадной местности, как Новгородщина.

А началось всё с небольшого похода к святому ручью. Мы отвернули с дороги Малая Вишера - Любытино и поехали по направлению к деревне Вычерема. Деревня эта старая, первое письменное упоминание о ней относится XVI веку. Деревня стоит на высоком берегу Мсты и её отличает замечательный рельеф. Но мы там не остановились и панораму не сфотографировали, о чём до сих пор жалею. Потом по разбитым грунтовкам поехали в сторону источника, с каждым километром дорога становилась всё хуже. Мы решили не рисковать и дойти три оставшихся километра пешком. Впрочем, после одного плохого участка дорога стала вполне сносной, но возвращаться за машиной мы не стали. Погода шептала, птицы пели, дорога шла по чистому сосновому лесу - прогуляться было в удовольствие.

Святой ручей расположен в тихом красивом месте. Наверху построена аккуратная часовня.

Рядом крест с ящиком для пожертвований.

Вниз, к ручью и купальне ведёт крепкая лестница.

Сам святой ручей течет в неглубоком распадке.

Везде очень чисто и, к моей большой радости, нет ленточек на деревьях:)

То ли из-за весны, то ли ещё из-за чего-то, здесь было хорошо и благостно.

Вернувшись к машине, мы продолжили путь. Следующим в нашей программе был поселок Любытино.

Мы уже бывали в Любытино несколько лет назад. Тогда нам даже повезло попасть на экскурсию в только что открывшуюся славянскую деревню времён княгини Ольги. В этот раз удача была не на нашей стороне, в воскресенье скансен закрыт. Вот какого хрена делать выходной именно в тот день, когда сюда приедут большинство посетителей?

(фото 2010 года)

История у Любытина богата и нетривиальна. Возьмём хотя бы то, что оно и не Любытино вовсе, а погост Белое. Однако пришедшим к власти большевикам это название мозолило глаза своей неправильной политической подоплёкой. В 1931 году инициаторы переименования погоста Белое отобрали у ближайшей деревни название Любытино, дав ей взамен новое имя Артем в честь погибшего большевика. А вот название здешней речки почему-то не изменили - она так и осталась Белая.

Река Белая в Любытине впадает в Мсту. Издавна по Мсте проходили водные пути. И вот, как написано в летописи, в 947 году тут плыла княгиня Ольга. Плыла она, видимо, из Пскова, да не просто так плыла, а по пути погосты ставила. Так и возник погост Белое.

В Любытино и в самом деле сохранилось много курганов. Они буквально рассыпаны как по самому посёлку, так и по ближайшим деревням. Часть курганов была раскопана археологами и они подтвердили - да, действительно, здесь издревле жили люди. То есть Любытино настолько древнее, что по древности может соперничать с самим Великим Новгородом.

(фото 2010 года)

На одно из городищ ведет подвесной мостик. Отсюда открываются волшебные виды на слияние Белой и Мсты и на противоположный берег с доминирующим на нём храмом.

Именно тут мы увидели первых в этом сезоне аистов, кормившихся на берегу Мсты у древних курганов Любытина.

Церковь находится в соседней деревне Бор и авторство её приписывают самому Василию Стасову.

Успенский храм был построен в 1832 году в честь победы русских войск в войне 1812 года. Собор строился по заказу и на деньги местного помещика - полковника Александра Ханыкова.

На городище, откуда мы любовались храмом, раньше находилась усадьба И. Л. Горемыкина.

До Горемыкина, который, между прочим, был не абы кем, а председателем Совета министров Российской империи и министром внутренних дел, на этом месте жили славяне. И жили они тут еще до прихода сюда княгини Ольги в 947 году. Но дворянин Горемыкин пренебрег ценностью городища и срыл его дабы обустроить здесь парк.
Сам усадебный дом не сохранился, зато уцелел дом управляющего.

Дом построен в 1897 году в популярном в те годы стиле дачный модерн. Сейчас в нём располагается школа искусств.

Еще сохранились ледник...

...и недавно отреиновированное хозяйственное здание.

На самом же красивом месте, около впадения реки Белой в Мсту, где просится уютное городское благоустройство, сейчас стоят заброшенные, захламленные гаражи. Всё-таки интересное свойство было в Совке - самые козырные места отдавать под промышленные и хозяйственные надобности. Фотографировать это безобразие я не стала.

От моста рукой подать до нарядной церкви Рождества Богородицы. Она облицована качественным глазурированным кирпичом. Кирпич этот, с боровичского завода Вахтера, очень ценился. Всё дело было в местных глинах, которых в окрестностях Боровичей добывали несколько сортов: огнеупорные, тугоплавкие и палыгорскитовые. Сейчас секрет изготовления таких кирпичей утерян.

Здание строилось как церковь, но освятить её не успели, так как случилась революция. А церковь стала ДК.

(фото 2010 года)

Среди курганов можно увидеть здание школы. Оно тоже выстроено в стиле деревянный модерн. До сих пор используется по назначению.

Рядом со школой - артиллерийский тягач Т-20 "Комсомолец".

..и стена, сооруженная из каменных валунов, на каждом из которых выбита фамилия погибших в войну любытинцев.

Если немного поплутать по улицам Любытина - то можно натолкнуться на ещё один раритет - колесный пахотный трактор СХТЗ-15/30.

Эта модель стала первым отечественным трактором, выпускавшимся массово на конвейере.

Кроме того, через Любытино проходит ныне не действующая рокадная железная дорога, построенная в годы Великой Отечественной войны, для снабжения Ленинграда, есть и другие интересности. То есть Любытино очень даже стоит посещения.

Мимо трактора мы поехали по дороге, ведущей в Хвойное. Недавно тут был построен горнолыжный курорт Любогорье и дорога до курорта по меркам Новгородской области - настоящий хайвей. Но стоит свернуть чуть в сторону - и взору предстает привычная картина.

Так что пришлось припарковаться на обочине и с километр пройтись по скользкой и вязкой жиже.

Наша следующая цель - водопад на реке Белой.

По этим местам проходит Тихвинская гряда - это северный отрог Валдайской возвышенности. Пролегает она от реки Мсты на юге и почти до Свири на севере. Южная часть гряды называется Шереховскими высотами, именно здесь речки, впадающие в Мсту, прорезают холмы и образуют небольшие водопады.

В лесу много снега, к водопаду хотя и вела тропинка, но мы постоянно проваливались в рыхлом и мокром снегу. Не знаю, как в другое время года, но сейчас водопад мощен и шумен, слышен издалека. И хорош, не зря месили снег и грязь.

А следующее место стало мегахитом и главным открытием поездки. Это тоже водопад, тоже образован речкой, проделавшей здоровенный каньон в Шереховских высотах. Река называется Прикша, а водопад с чьей-то легкой руки назван "Мацестой на Прикше".

Удивительно, насколько глубоки здесь каньоны.

Мы всё время вспоминали финский национальный парк Оуланка, там было что-то похожее.

Хорошо, что добрые люди оборудовали здесь лестницу, иначе сейчас по крутым обледенелым склонам спуститься было бы невозможно. И по лестнице-то было идти непросто, оттаяли ступени только с самого края.

Речка бурлива и порожиста, посреди реки лежат огромные валуны, как в какой-нибудь Финляндии или Норвегии.

Но самое необычное - бьющие из скальных стенок самые настоящие минеральные источники. Этакий местный Боржоми или Нарзан.

Чуть дальше вниз по течению - голубые сосули на скалах.

Около водопада оборудована площадка с навесом, столами, мангалами, туалетом. Почти Финляндия.

Даже уголь есть, а в туалете - туалетная бумага. И чисто. Можем же, если захотим.

Сочетание головокружительных каньонов, бьющих из скал минеральных источников, мощного водопада, бурлящей реки, почти таёжной глуши и голубых глыб льда на скальных стенах очень впечатляет.

Мы ещё хотели было доехать до усадьбы Суворова в Каменке - но разбитая дорога настолько утомила, что ехать по ней ещё восемь километров уже не было ни сил, ни времени.

И мы двинулись в длинный обратный путь. Снова разбитыми дорогами мы ехали мимо заброшенных деревень. И опять накатило это ощущение позабытой всеми и никому не нужной земли. Такое впечатление, что немцы ушли только вчера, оставив опустошенный край и разбомбив дороги. А между тем эти места даже не были под оккупацией. ИМХО, север Новгородской области - это один из самых депрессивных районов всего Северо-Запада.

(фото осень 2018 года, деревня Тидворье)

А потом стемнело, прямо над нами висел тонкий месяц, постепенно окрашивающийся в красный цвет, а лес приблизился вплотную к дороге. И вновь, как и осенью, было чувство, что тёмный лес наполнен зверьём и на дорогу вот-вот кто-то выскочит. И на этот раз предчувствие не обмануло - через дорогу перебежали два зайчика, ещё по-зимнему белых. Хорошо, что не лось:)

Прошлогодняя поездка по окрестностям Любытина: https://frosya-hod.livejournal.com/125460.html