О ересях и расколах-2.

Jul 26, 2010 18:40

         2.Экклезиология Святого Киприана Карфагенского и Эпоха Вселенских Соборов.
(Продолжение-- начало здесь).
У древнего Отца Церкви, автора концепции православной экклезиологии, не было никаких сомнений в том, к т о     именно являедся вдохновителем ересей и расколов:
"...Он изобрел ереси и расколы, чтобы ниспровергнуть веру, извратить истину, расторгнуть единство. Кого ослеплением не может удержать на ветхом пути, того сводит в заблуждение и обольщает путем новым. Восхищает людей из самой Церкви и, когда они видимо приближались уже к свету и избавлялись от ночи века сего, снова распростирает над ними, не ведомо им, новый мрак, так что они, не придерживаясь Евангелия и не сохраняя закона, называют, одна-ко же, себя христианами и, блуждая во тьме, думают, будто ходят во свете. Таковы льстивые козни врага, который, по слову апостола, принимает вид Ангела света (2 Кор. 11, 14) и своим служителям дает вид служителей правды; между тем как они возвещают ночь вместо дня, погибель вместо спасения, отчаяние под покровом надежды, вероломство под предлогом веры, антихриста под именем Христа и, прикрывая ложь правдоподобием, тонкой хитростью уничтожают истину..."(Св.Киприан Карфагенский "Книга о единстве Церкви.")
Именно "антихриста под именем Христа" и проповедуют нынешние синкретисты--экуменисты, придерживающиеся еретической "теории ветвей", фанатические приверженцы духовного релятивизма и (этического) либертинизма, весь их дешёвый пафос заключатся убогом, (некорректной, даже с формально-логической точки зрения), "озарении"-- "Бог один!",(некорректном, ибо мы, православные христиане, покланяемся Святой Троице!). Достойным ответом таковым может послужить только богословская максима Святого Киприана Карфагенского :"Кому Церковь не Мать тому Бог не Отец"!
Можно ли думать тому, кто не придерживается этого единства Церкви, что он хранит веру? Можно ли надеяться тому, кто противится и поступает наперекор Церкви, что он находится в Церкви, когда блаженный апостол Павел, рассуждая о том же предмете и показывая таинство единства, говорит: одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог (Еф.4, 4-6)? Сие-то единство надлежит крепко поддерживать и отстаивать нам, особенно епископам, которые председательствуют в Церкви, дабы показать, что и самое епископство одно и нераздельно. Пусть никто не обманывает братства ложью! Пусть никто не подрывает истины веры вероломной изменой! Епископство одно, и каждый из епископов целостно в нем участвует. Так же и Церковь одна, хотя, с приращением плодородия, расширяясь, дробится на множество. Ведь и у солнца много лучей, но свет один; много ветвей на дереве, но ствол один, крепко держащийся на корне; много ручьев истекает из одного источника, но хотя разлив, происходящий от обилия вод, и представляет многочисленность, однако при самом истоке все же сохраняется единство. Отдели солнечный луч от его начала - единство не допустит существовать отдельному свету; отломи ветвь от дерева - отломленная потеряет способность расти; разобщи ручей с его источником - разобщенный иссякнет.
Равным образом Церковь, озаренная светом Господним, по всему миру распространяет лучи свои; но свет, разливающийся повсюду, один, и единство тела остается неразделен-ным. По всей земле она распростирает ветви свои, обремененные плодами; обильные потоки ее текут на далекое пространство - при всем том глава остается одна, одно начало, одна мать, богатая изобилием плодотворения. 
"
Безусловно, следует согласиться с авторитетным толкованием протопресвитера  Иоанна Мейендорф:
"...Целиком следуя экклесиологической традиции свв. Игнатия и Иринея, он видит в каждой местной церкви единую и единственную кафолическую Церковь во всей ее полноте: местная церковь - не частица, не кусочек Церкви, а вся Церковь...". Мы бы заметили, что речь идёт о диалектике целого и частей, из которой, как некоей "точки отсчёта", становится возможным определение таких ключевых понятий православной экклезиологии, как "раскол" и "ересь", ибо, и в том и другом случае, речь идёт о "части", которая противопоставляет себя "Целому", (которое  есть экклезиологическая "плирома" Единой Святой  Соборной и Апостольской Церкви ), прекращая, тем самым, своё существование в качестве "части Целого"! Пресловутая "теория ветвей" здесь применима только в контексте органической метафоры ("тропос") Святого Апостола Павла ("Церковь есть Тело Христово"), о чём идёт речь   и в  дискурсе 11 Главы "Послания к Римлянам":
"Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви. Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, [то] [вспомни, что] не ты корень держишь, но корень тебя. Скажешь: `ветви отломились, чтобы мне привиться'. Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся. Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя?!".
Апостол Языков ,Божественный Павел, таким образом,желал предупредить тех, которые пожелают отложиться от Нового Израиля, что таковых неизбежно постигнет судьба Ветхого, ибо еретики и раскольники, упорствующие в своём заблуждение, неизбежно примут часть с Иудой Искариотом и боготметными иудеями на Страшном Суде Христовом:
Всяк, отделяющийся от Церкви, присоединяется к жене - прелюбодейце и делается чуждым обетовании Церкви; оставляющий Церковь Христову лишает себя наград, предопределенных Христом: он для нее чужд, непотребен, враг ее. Тот не может уже иметь Отцом Бога, кто не имеет матерью Церковь. Находящийся вне Церкви мог бы спастись только в том случае, если бы спасся кто-либо из находившихся вне ковчега Ноева. Господь так говорит в научение наше: кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот (Мф. 12, 30). Нарушитель мира и согласия Христова действует против Христа. Собирающий в другом месте, а не в Церкви, расточает Церковь Христову; Господь говорит: Я и Отец - одно (Ин. 10, 30). И опять об Отце, Сыне и Святом Духе написано: и сии три едино суть (1 Ин. 5, 7). Кто же подумает, что это единство, основывающееся на неизменямости божественной и соединенное с небесными таинствами, может быть нарушено в Церкви и раздроблено разногласием противоборствующих желаний? Нет, не хранящий такового единства не соблюдает закона Божия, не хранит веры в Отца и Сына, не держится истинного пути к спасению.
    Это таинство единства, этот союз неразрывного согласия обозначается в сказании евангельском о хитоне Господа Иисуса Христа. Хитон не был разделен и разодран, но достался целостно одному, кому выпал по жребию, и поступил в обладание неиспорченным и неразделенным. Божественное Писание говорит о том следующее: хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет (Ин. 19, 23-24). Он имел единство свыше, происходящее с неба от Отца, и потому не мог быть разодран теми, кто получил его в обладание; но целостно, раз навсегда, удержал крепкую и неразделимую связь свою. Поэтому не может обладать одеждой Христовой, кто раздирает Церковь Христову."
Именно эта экклезиологическая концепция, сформулированная Святым Киприаном Карфагенским и легла в основу православной экклезиологии, подробно разработанной Отцами Вселенских Соборов и, нашедшей отражение в Своде Решений и Правил Святых Соборов.
Строго говоря, попытки разорвать Хитон Христов, всегда имели результатом отпадение от Единой Святой Апостольской Церкви тех лиц или сообществ, которые пытались этот сделать:
"Камень, егоже небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла."- (Пс.117-22).
"Но Он, взглянув на них, сказал: что значит сие написанное: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Всякий, кто упадет на тот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит."(Лук.20:17-18).
Утешитель, Дух Истины, наставяляющий нас "на всяку истину", Сошедший на Апостолов в День Святой Пятидесятницы, преемственно  дан всему  сонму Епископов Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, а не только  отдельным Предстоятелям Поместных Православных Церквей--Первоиерархам!
В Литургическом Предании данное обстоятельство отражено в обычае участия  нескольких Епископов  в рукоположении нового Епископа, а также --возложения Святого Евангелия, а не десницы на главу рукополагаемого ...
Посему, главными критерями принадлежности Епископа к Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви являются как апостольское преемство, так и верность епископа Апостольскому Преданию, то есть не только каноническое послушание Епископа своему Первоиерарху (либо Собору или Синоду), но и наличие Православного Исповедания у  самого Первоиерарха, о чём свидетельствует наличие имени данного Первоиерарха в Диптихе (списке)  Предстоятелей Поместных Православных Церквей.
Другими словами, в еретических сообществах , по причине неправославного исповедания иерархов данного сообщества, благодать апостольского преемства не может действовать чисто механически--подобная концепция содержала бы элемент "магизма", неприемлемый для Православного Исповедания Веры, что и находит отражение в запрете не только совместного священнодействия, но даже совместной молитвы Каноническими Правилами Святых Соборов.
 Итак, Господь распространил Свою Святую Церковь через Святых Апостолов и Святителей, их учеников и преемников, дал Ей Духом Святым определённую структуру и организацию, однако Враг посеял плевелы расколов и ересей. Вселенские Соборы явились самым совершенным органом Духа Христова в борьбе за церковное единство: "изволися Духу Святому и нам…" - так всегда начинались определения Соборов. Вселенские Соборы решали вопросы об осуждении различных ересей и расколов (ересью именуется отделение от Церкви по догматическим причинам (лжеумствования), а расколом - по каноническим (гордыня, непослушание священноначалию).
Святой Апостол Павел также именует Церковь Телом Христовым, то есть состоять в церковном общении - означает причащаться из единой Чаши: "Чаша благословения, юже благословляем, не общение ли Крове Христовы есть; Хлеб, егоже ломим, не общение ли Тела Христова есть; Яко един Хлеб, едино Тело есмы мнози: вси от Единого Хлеба причащаемся" (1 Кор. 10,17). Само же слово "причастие" как в греческом, так и в латинском означает "общение", "соединение". Анафемой называется отвержение от церковного общения до Страшного Суда Христова, призыв любящей Матери-Церкви к возвращению через покаяние и отречение от ереси либо раскола."

Мы сознательно ставим как бы уравниваем тут раскол с  ересью , ибо любая ересь неизбежно содержит элементы "раскола", приводит своих последователей и их адептов к актуальному расколу--отпадению от Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, факт которого (отпадения) , как правило, находит своё отражение в соответствующей "анафеме" Собора. Раскол  же, особенно тот , который основан на этнофилетизме, также имеет тенденцию к принятию (и коснению в) различных духовных заблуждениях, по причине прекращению действия Благодати в сообществах, самочинно отделившихся от Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви.(В этой связи, вспоминается "второе начало термодинамики":
"В замкнутых системах энтропия не убывает").
Разумеется, нельзя не видеть разницу между понятиями "ересь" и "раскол", порой весьма значительную, особенно в исторической перспективе: все расколы, с которыми имеет дело Святая Церковь в наше время, возникли сравнительно недавно, и, в основном, связаны с введением "нового календарного стиля" в некоторых Поместных Православных Церквах. В то время как среди еретиков, наоборот, преобладают древние еретики, достаточно вспомнить нечестивых армян (имеется в виду, конечно, так назваемая, "армянская апостольская церковь"), среди самых "молодых ересей"--бесконечно-дробящиеся протестанты, которые , в свою очередь, отделились от латинян, также "не устоявших в Истине"!
Однако Вселенские Соборы были эффективным средством решения любых проблем Святой Церкви--догматических, экклезиологических (борьба с расколами и ересями), канонических, календарных, этических и социальных! Разумеется, представительство Церкви большинстом Ея Епископата, в качестве высшего административного органа Вселенской Церкви в указанный период Ея (Святой Церкви) Истории, на порядок легитимней, нежели нынешние Всеправославные Совещания и их решения!
Посему, когда мы говорим о Вселенской Церкви сейчас, мы ни в коем разе не  имеем в виду Вселенский Патриархат, Первоиерарха которого мы обильно цитировали в том вопросе, в котором Его Святейшество следует богословской традиции Святого Киприана Карфагенского.
Однако, тогдашнее изобилие (Святого Духа , действовавшего через Святых Отцев Вселенских Соборов), только подчёркивает наше нвынешнее духовное оскудение: очевидно, что ни псевдоцерковная "монархия Святого Петра" ("папский церковный абсолютизм" vs. Восточная Соборность) , ни даже "древняя система Пентархии", о которой говорил Вселенский, не могут служить эффективным орудием борьбы за Единство Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Об этом свидетельствует как отпадение от Вселенского Православия как (первенствующей тогда) Римской Церкви, так и (спустя четыре столетия послке этого...) уклонение в "унию (Ферраро-Флорентийскую)  самого Вселенского Престола:
Ни Святое Писание, ни Священное Предание не дают никаких законных оснований для возвышения Предстоятеля какой-либо Поместной Церкви в ущерб законным правам остальных, ибо часть никогда не может быть больше целого, даже если это и большая часть.
Об исторических итогах деятельности Вселенских Соборов на протяжении Первого Тысячелетия следует поговорить подробнее...

Единство Церкви, св.Киприан Карагенский, ересь, раскол, богословие, Святая Церковь

Previous post Next post
Up