О Единстве Церкви, "христианском единстве" и Унии

Jul 12, 2010 17:12

В связи с Праздником Святых Апостолов републикую здесь мою работу (в двух частях) , некогда опубликованную на РЛ, Это было обращение к православным украинцам, которые de facto стали прихожанами так называемой "греко-католической церкви" в Реджо Эмилии ( и не только--существует и перевод на украинский язык), чем и объясняется достаточно спокойный тон и уровень канонического исследования проблемы Унии. Однако, даже это вызвало страшное недовольство "униатов", которые перевели текст на итальянский и доложили обо мне местному латинянскому епископу, который незамедлительно связался с Митрополией...
1. История "разделения Церквей"
Верным чадам святой Православной Церкви о Воскресшем Господе радоваться!
"Грядет час, и ныне есть, егда истинные поклонницы поклонятся Отцу духом и истиною: ибо Отец таковых ищет покланяющихся Ему. Дух есть Бог: и иже кланяется Ему, духом и истиною достоит кланятися" (Ин. 4, 23-24). Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь, именуется также Православной Церковью, ибо в течение двух тысяч лет содержит неповреждёнными Святое Предание и Святые Таинства, в качестве необходимого условия нашего спасения. На протяжении всего этого времени многие расколы и ереси, подобно бурям и штормам сотрясали Церковный Корабль, однако спасительная миссия Церкви никогда не прекращалась, ибо "врата адова не одолеют Ей"! (Мф.16, 18)
Первыми, после Палестины и Заиорданья, областями распространения Апостольской Проповеди стали Египет с Ливией, Ливан, Сирия с Месопотамией и Малой Азией, а также Греция с островами. Именно эта область, именуемая Восточным Средиземноморьем, географически примыкающая к Палестине стала тем местом, где были основаны Апостолами древнейшие епископские кафедры, наиболее значительные из которых, впоследствии стали первенствующими среди других и получили наименование Восточных Патриархатов - Александрийский (основанный Апостолом и Евангелистом Марком), Антиохийский (основанный, также как и Римская Церковь, Апостолами Петром и Павлом), и, разумеется, Иерусалимская Церковь, Мать всех Церквей, днём рождения Которой является Святая Пятидесятница.
Рим был столицей Империи, а также единственной Апостольской кафедрой на Западе, в связи, с чем Римские Папы являлись Патриархами Запада. С принятием Христианства Святым Равноапостольным Константином Великим и переносом столицы Империи на Восток, в Царьград, связано возвышение Константинопольского Патриарха, получившего достоинство после Римского: "Константинопольский епископ да имеет преимущество чести по Римском епископе, потому что город оный есть новый Рим" (Правило 3 Второго Вселенского Собора).
Святители, преемники Святых Апостолов на вышеперечисленных кафедрах, стремились прежде всего "блюсти единение Духа в союзе мира" ((Еф.4, 3), стремясь исполнить заповедь Самого Господа: "иже аще хощет в вас вящий быти, да будет вам слуга: и иже аще хощет в вас быти первый, буди вам раб: Якоже Сын Человеческий не прииде, да послужат Ему, но послужити, и дати душу свою избавление за многих" (Мф.20, 26-28)! Относительно же административной власти Предстоятелей Поместных Церквей Святые Апостолы и Святые Отцы заповедали: "Епископам всякого народа подобает знать первого в них, и признавать его как главу, и ничего превышающего их власть не творить без его рассуждения: творить же каждому только то, что касается до его епархии, и до мест к ней принадлежащих. Но и первый ничего да не творит без рассуждения всех" (Апостольское Правило 34). "Да хранятся древние обычаи, принятые в Египте, и в Ливии, и в Пентаполе, дабы Александрийский епископ имел власть над всеми сими. Понеже и Римскому епископу сие обычно, подобно и в Антиохии, и в иных областях да сохраняются преимущества Церквей…" (Правило 6 Первого Вселенского Собора). "Областные епископы да не простирают своея власти на Церкви, за пределами своея области (Поместной Церкви - прим. авт.), и да не смешивают Церквей; но, по правилам, Александрийский епископ да управляет Церквами токмо Египетскими; епископы восточные да начальствуют токмо на востоке, с сохранением преимуществ Антиохийской Церкви, правилами Никейскими признанных… Не быв приглашены, епископы да не преходят за пределы своея области для рукоположения, или какого-либо другаго Церковнаго распоряжения" (Правило 2 Второго Вселенского Собора).
Итак, Господь распространил Свою Святую Церковь через Святых Апостолов и Святителей, их учеников и преемников, дал Ей Духом Святым определённую структуру и организацию, однако Враг посеял плевелы расколов и ересей. Вселенские Соборы явились самым совершенным органом Духа Христова в борьбе за церковное единство: "изволися Духу Святому и нам…" - так всегда начинались определения Соборов. Вселенские Соборы решали вопросы об осуждении различных ересей и расколов (ересью именуется отделение от Церкви по догматическим причинам (лжеумствования), а расколом - по каноническим (гордыня, непослушание священноначалию). Святой Апостол Павел также именует Церковь Телом Христовым, то есть состоять в церковном общении - означает причащаться из единой Чаши: "Чаша благословения, юже благословляем, не общение ли Крове Христовы есть; Хлеб, егоже ломим, не общение ли Тела Христова есть; Яко един Хлеб, едино Тело есмы мнози: вси от Единого Хлеба причащаемся" (1 Кор. 10,17). Само же слово "причастие" как в греческом, так и в латинском означает "общение", "соединение". Анафемой называется отвержение от церковного общения до Страшного Суда Христова, призыв любящей Матери-Церкви к возвращению через покаяние и отречение от ереси либо раскола.
Тысячу лет Восток и Запад были едины; 1054 годом официально датируется "разделения Церквей": папский легат кардинал Гумберт положил на престол Константинопольской Св. Софии Акт об анафеме на Константинопольского Патриарха Михаила Керуллария. Каковы бы ни были исторические обстоятельства, согласно Апостольским Правилам Римский Епископ, не мог без Собора судить Константинопольского Патриарха. Как нами показано выше, каноническое Предание Церкви не даёт оснований для вмешательства кого-либо из епископов во внутренние дела иной Поместной Церкви, оставляя данное право только за Собором: "При сохранении же вышеописанного правила о Церковных областях, явно есть, яко дела каждой области благоучреждать будет Собор той же области, как определено в Никее" (Правило 2 Второго Вселенского Собора).
Предав отлучению только Константинопольского Патриарха, Римский Папа должен был сохранить общение с другими Восточными Патриархами. В действительности, произошёл полный разрыв общения между Римом и Православным Востоком. Остальные Восточные Патриархи также не признали законным отлучение Константинопольского, сохранив с ним общение. Таким образом, в лице Восточных Патриархов, Вселенская Церковь не приняла отлучение Константинопольского Патриарха. Единая Святая и Апостольская Церковь именуется также Соборною, ибо власть священнодействия (а также власть "вязать и решить") передана Господом Иисусом Христом через Святого Духа всему сонму апостольскому, а, следовательно, преемственно, через Святых Апостолов, всему епископату Вселенской Церкви. Ни Святое Писание, ни Священное Предание не дают никаких законных оснований для возвышения Предстоятеля какой-либо Поместной Церкви в ущерб законным правам остальных, ибо часть никогда не может быть больше целого, даже если это и большая часть. Окончание здесь

Единство Церкви, Унии, Православие

Previous post Next post
Up