Настало время публиковать заключительный пост, расскажу о монастыре Сен-Мишель.
Выезжая утром из Ла-Рошели нужно было проехать 500 километров до Шербура-Октевиля и в 9 вечера выдвинуться в сторону Ирландии на пароме. Более трехсот километров бесплатной автомагистрали и запас по времени давали возможность посмотреть что-то по дороге. Первоначально я планировал посетить Сен-Мало - небольшой порт в Бретани известный своими устрицами, но устрицы удалось отведать в Fouras, поэтому мы решили заехать в Сен-Мишель.
1. Первые поселения на скалистом острове относятся к VIII веку. По легенде Архангел Михаил дал указание построить церковь на этом месте. Строительство аббатство велось несколько веков, монахи то и дело отбивались от нашествий викингов, норманнов и бретонцев. Сен-Мишель помнит Столетнюю войну, десять лет англичане осаждали остров, но так и не смогли его захватить. В монастыре располагался рыцарский орден Св. Михаила (фр. Ordre de Saint-Michel).
Позже монастырь пришел в запустение, некоторое время здесь располагалась тюрьма, в основном здесь находились в заточении религиозные деятели. В 1966 году монахи вернулись в монастырь, так открылась новая страница истории Сен-Мишель.
2. Аббатство это, конечно, центральное строение комплекса, но в Сен-Мишель так же есть бастионы, построенные в Средневековье. На острове постоянно проживает около тридцати человек.
3.
4.
5.
6. Туризм процветает
7. Помимо грандиозных сооружений отмечу известнейшие на весь мир приливы залива Мон-Сен-Мишель. Это самые сильные на планете приливы и отливы, перепад достигает 10-15 метров.
8. Из-за очень ровного дна, море во время отлива отступает от берега на 15-20 километров. Но уже через 5-6 часов вода вновь устремляется к скале, превращая Мон Сен-Мишель в остров. Во время прилива вода наступает со скоростью пешехода, однако при попутном ветре на отдельных участках скорость может достигать 20-30 км/час. Так что многочисленные истории о бесследно исчезнувших путниках и про приливы, догоняющие всадников, имеют вполне объективную основу.
9. Ввиду ограниченности во времени наступающую воду посмотреть не удалось, но зато мы увидели бескрайние иловые поля, которые будут затоплены через несколько часов. Желающие побродить по илу могут взять на прокат резиновые ботинки, кстати грязь очень маркая, даже мелкие брызги приходится долго замывать.
10.
11.
12. Доступ к аббатству максимально ограничен, машину приходится оставлять на платной парковке, а потом либо 40-минутная прогулка, либо 5 минут на автобусе. Дамба к острову построена относительно недавно. Кстати на острове есть даже небольшая гостиница.
Комплекс действительно красивый и запоминающийся, но насладиться им в полной мере не получилось из-за некоторой избыточности ощущений. Все таки две недели странствий, постоянная смена климата, природы и городов. Но место однозначно достойно визита, не зря монастырь стоит на втором месте по посещаемости среди туристов после Парижа.
После монастыря еще 100 километров дороги, ожидания парома и долгожданное заселение в каюту. Обратный путь прошел более гладко, паром во время прибыл во Ирландию, погода тоже была неплохая. Ирландия удивила полным отсутствием контроля по приезду, даже паспорт никто не проверил.
Другие посты о поездке:
Переезд в Андорру Осмотр замка Каркассон Лыжные склоны курорта Вал Норд Андорра ла Велья Солнечная Барселона Гора Тибидабо, Монастырь Монсеррат Путешествие к озеру Сант-Мауриси Страна Басков: Бильбао Страна Басков: прибрежные города и замки Бордо Ла-Рошель