Конечно, было бы любопытно проследить развития представлений о «Я» с самых истоков.
Уже в первом приближении на уровне интуиции понятно, что в данном понятии фиксируется рефлексивно осознанная самотождественность. И если судить по данным лингвистики, то она исторически возникла лишь на определенном этапе антропосоциогенеза. В древних и уже мертвых к настоящему времени языках зафиксировано то обстоятельство, что когда-то личное местоимение первого лица просто отсутствовало в языке людей. В качестве иллюстрации может служить, например, древнекитайский язык вэньянь, носители которого обозначали себя именем конкретного социального статуса или выполняемой роли. Или оно было представлено в виде нескольких неэквивалентных контекстно употребляемых терминов.
А что касается менталитета более развитых народов, то для их представлений обычно характерна определенная дихотомия Души и Тела, причем, обычно молчаливо предполагалось, что "Я" человека - это его Душа.
Действительно, традиционное мировоззрение, идущее из глубины веков, видит в Человеке, кроме Тела, еще и некую относительно самостоятельную духовную сущность, наделенную разумом, свободной волей и способностью к творчеству, которое называется Душой.
Но и представлениями о Душе тоже не все так просто…