Душа материальна

Apr 14, 2010 11:28

Так думали древнегреческие мыслители и древние иудеи.

Традиционное мировоззрение, идущее из глубины веков, видит в Человеке, кроме Тела, еще и некую относительно самостоятельную духовную сущность, наделенную разумом, свободной волей и способностью к творчеству, которое называется Душой.

Представления о Душе - есть практически у каждого народа. Поэтому уже древнегреческим, а вслед за ними и всем последующим философам надо было как-то определяться в отношении данного феномена. Что особенно интересно, похоже, что изначально Душа представлялась чем-то вполне материальным!

Это звучит довольно неожиданно для современного человека - мы ведь привыкли, что Душа нематериальна.

Уже первые философы-ионийцы размышляли о Душе, и она у них (как и у всех последующих досократиков) была действительно сугубо материальной. Родоначальники древнегреческой философии природу Души сводили к тому, что они считали Первоначалом всего или смеси Первоначал, если они были сторонниками воззрений, что Первоначал несколько.

Так, например, Фалес, по словам Аристотеля, считал все одушевленным, полагая, что именно душа является неким движущим началом. "Некоторые говорят, что душа есть составная часть всего, и Фалес, может быть, выходя из этого воззрения, думал, что вселенная наполнена богами". "Из того, что рассказывают в воспоминаниях о Фалесе, кажется, что и он также считал душу некоторым движущим началом, если только в самом деле он говорил, что магнит имеет душу именно потому, что он приводит в движение железо". [Досократики: Фрагменты, С. 32.].
Фалес также, по словам Диогена Лаэрция (I 24.), первым из философов сказал, что души бессмертны.

Милетец Анаксимен признавал началом всего сущего воздух. Ибо из него все возникает и в него обратно разрешается. "Подобно тому, - говорит он, - как душа наша, будучи воздухом, сдерживает нас, так дыхание и воздух объемлет весь мир". [Досократики: Фрагменты, С. 3.]

Интересны воззрения Гераклита, который утверждал: "По какой бы дороге ты ни шел, не найдешь границ души: настолько глубока ее основа". Он считал окружающую нас среду разумной и одаренной сознанием. Гераклит полагал, что есть некая Мировая душа или божественный Логос, который представляет собой испарение, идущее от находящейся в мире влаги. Душа же животных носит смешанный характер и происходит, по его мнению, от испарения как внешнего, так и находящегося в них внутреннего, но при этом и Мировая душа и душа животных однородны. По мнению Гераклита, душа бессмертна. Ибо, выходя из тела в мировую душу, она возвращается к однородному с ней. А сознание человека носит как бы заемный характер. Втянув в себя через дыхание окружающий человека божественный Логос, мы, согласно Гераклиту, становимся разумными. А вот во сне мы теряем наше сознание, при пробуждении же снова обретаем его. Дело в том, что во сне, вследствие закрытия пор органов чувств, ум, находящийся в нас, обособляется от окружающей его среды, теряя прежнюю тесную связь с ней; остается единственное сообщение через дыхание, которое служит чем-то вроде корня, и разлучившийся со своим источником ум наш теряет ту силу памяти, которую имел раньше. Когда же мы снова просыпаемся, он, высунувшись через поры органов чувств, как бы через некие окошечки, и сойдясь с окружающей средой, облекается мыслительной силой. Итак, подобно тому как угли, изменяясь от приближения к огню, становятся пылающими, удаленные же от огня гаснут, точно так же часть окружающей среды, принятая нашими телами, при отделении от своего источника становится почти неразумной, при соединении же с последним посредством величайшего множества пор делается однородной со вселенной.

А по мнению Парменида, душа состоит из земли и огня. При этом первенствующая часть души находится во всей груди. [Досократики: Фрагменты, С. 24-25]

А такой представитель элеатов, как Зенон учил, что природа всех вещей произошла из теплого, холодного, сухого и влажного, когда они стали переходить одно в другое. Душа же есть смесь из вышеупомянутых элементов такого рода, что ни один из них не преобладает. Именно поэтому, человек и может познавать все, так его Душа обладает сродством ко всему. [Досократики: Фрагменты, С. 4]

Были у греков и воззрения о возможности переселения душ. Так рассказывают, однажды, когда били собаку, а Пифагор проходил мимо, то ему стало жаль ее и он сказал следующее: "Перестань! не бей ее! Ведь на самом деле в ней душа моего друга, которую я узнал по голосу". [Досократики: Фрагменты, С. 6]

А Эмпедокл утверждал, что есть Единое. Это единое он называл "богом". В этом единстве он и сам находился, прежде чем был выделен оттуда Враждою и родился среди всех этих многих вещей, также устроенных Враждою. Души людей он называл долговечными демонами, так как они переживают смерь тела и живут долгие века, меняя тело за телом, так как Вражда их изменяет, наказывает и не позволяет пребывать в едином.
[Досократики: Фрагменты, С. 92-93.]

У атомистов все, естественно, состоит из атомов и Душа также не является исключением - она тоже состоит из атомов - огненных, тонких, круглых и гладких, и после смерти распадается на атомы, т. е. лишена бессмертия. А мышление, хотя и основано на ощущениях, но также носит вполне телесный характер.

И Аристотель считал, что Душа есть как бы начало живых существ. («О душе», Т. 1., с. 371 // 402а 1-6). Но «В большинстве случаев, очевидно, душа ничего не испытывает без тела и не действует без него … («О душе», Т. 1.,с. 373. // 403а 6) Ее состояния неотделимы от природной материи живых существ. («О душе», Т. 1., 374 // 403b 17-19)».

Таким образом, душа у древних греков долгое время была материальной. Эти представления сохранились у многих из них до самого конца Античности. У Хрисиппа, например, есть положение о том, что ничто бестелесное не испытывает телесных аффектов. Поэтому Душа бессмертна лишь относительно: она, правда, переживает тело, но при общем воспламенении мира погибает.

Интересно, что древние иудеи в этом плане мало чем отличались от греков.

Еврейское слово «нэпеш» (нэфеш), которое обычно переводится словом «душа», встречается в Ветхом завете 754 раза. И под этим словом в Ветхом завете, как правило, подразумевалось живое существо в целом.

Например, в Библии говорится: "И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою (нэпеш) живою" (Быт.2:7). То есть Адам не «имел душу» - он «был душой», то есть слово «нэпеш» указывало на всего человека.

Эта «душа», согласно Библии, могла согрешить (Лев.4:2), "делать какое-нибудь дело", ее можно было истребить (Лев.23:30), и, наконец, она сама могла умереть (Чис.23:10). Если мы обратимся к еврейском тексту Ветхого завета, то узнаем, что Илия и Иона просили смерти не себе, а «душе своей» - «naphscho» (3 Цаp.19:4; Ион.4:8).
Понятно, что они вовсе не хотели, чтобы их «душа» была ввергнута в «геенну», они желали телесной человеческой смерти, а значит, согласно Писанию, душа (нэпеш) умирает вместе с плотью. Пророк Иезекииль прямо сказал: "Дyша (нэпеш) согpешающая, та умрет" (Иез.18:4,20). Более того, из еврейского текста мы узнаем, что в Ветхом завете «душой мертвой» назван труп: назореям было запрещено подходить "к душе мертвой (al nephesch meth)" (Чис.6:6).

Последующая христианская традиция, правда, пытается трактовать это обстоятельство таким образом, что душа умирает в несколько ином, переносном смысле, умирает, так как теряет надежду на богообщение.

Одним из синонимов слова «нэпеш» является еврейское слово «ншамa», которое обычно переводят как «дыхание», но и «ншама» не имеет, согласно Библии, бессмертия, ее также можно убить: "Не оставляй в живых ни одной души (ншама)" (Втоp.20:16).
Таким образом, евреи в древности никогда не думали, что после смерти человека некая его душа может как-то страдать или вообще что-либо чувствовать. В Библии говорится вполне определенно: "Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния [...], потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости" (Екк.9:5,10; сp. Пс. 145:4).

Это то, что касается Ветхого завета, но и в Новом завете дело обстоит сходным образом. Там еврейскому слову «нэпеш» соответствует греческое 'псюхэ' (psyche), которое в Новом завете также является синонимом живого существа. «Псюхэ» могла быть не только покорной властям (Рим.13:1), возмущаться (Ин.12:27) и бояться (Деян.2:43), но она могла и погибнуть, или спастись в морских водах, т. е. умереть от физических причин (Деян.27:22; 1 Петp.3:20). В Откровении Иоанна сказано: "Всякая душа живая (pasa psyche zoes) умерла в море" (Отк.16:3).

Таким образом нигде в Библии не говорится, что душа бессмертна или что она не может умереть.

В Библии сказано, что пока Мессия не придет, смерть человека - это временное бессознательное состояние, подобное сну. Говорится, что умершие Давид, Соломон и другие цари Израиля «почивают» («шин-каф-бэт»), то есть спят с отцами своими (3 Цаp.2:10; 11:43; 14:20,31; 15:8; 2 Паp.21:1; 26:23 и др.). Смерть названа сном в Псалтири, в книгах Иова, Иеремии и Даниила (Пс.12:4; Иов.14:10-12; Иеp.51:39,57; Дан.12:2). В Новом завете о смерти также говорится как о сне (Мф.9:24; 27:52; Мк.5:39; Ин.11:11-14; Деян.7:60; 1 Коp.15:51-52; 1 Фес.4:13-17; 2 Петp.3:4).

Так где же люди «спят» после своей кончины?

Место, в котором находится умеpший человек, в Ветхом завете обозначается еврейским словом «шеoль» (2 Цаp.22:6; 3 Цаp.2:6,9 и дp.), или «шеоля» (Быт.37:35; Чис.16:30 и дp.); в Новом завете это место обозначается словом «haдэс» (отсюда русское слово «ад»). Слова «шеоль» и «hадэс» - равнозначны (Пс.15:10 и Деян.2:27).
В Синодальном издании Ветхого завета одно и то же слово «шеоль» переведено 43 раза словом «пpеисподняя», 15 раз словом «ад», 4 раза словом «гроб» и 3 раза словом «могила». А «hадэс» в Синодальном издании Нового завета передается словом «ад» во всех десяти местах, где оно встречается (Мф.11:23; 16:18; Лк.10:15; 16:23; Деян.2:27,31; Отк.1:18; 6:8; 20:13-14).

В «шеоль» (hадэс), согласно Библии, попадают все умершие: праведные и неправедные (Пс.88:49). Праведный Иосиф и нечестивый Корей попадают в одно и то же место - в шеоль (Быт.37:35; Чис.16:30). Даже Иисус, согласно Библии, был там (Деян.2:31). Таким образом, в понимании любого еврея библейской эпохи, «шеоль» («hадэс») - это синоним слова «могила». Он не означал какого-то места мучения, ибо смерть следует до наступления "кончины века" (Мф.24:3) - это бессознательное состояние в могиле вплоть до воскресения, когда «hадэс» (ад) отдаст своих мертвецов (Отк.20:13; Ин.5:28-29).

Есть еще слово «геенна». Вот оно как раз отличается от «hадэса». Если в «hадэс» до "кончины века" попадают все умершие: как праведные, так и неправедные, - то в геенну, по воззрениям фарисеев, а позднее - ессеев и христиан попадут только грешники, но произойдет это после пришествия Мессии.

Слово «геенна» (geenna) происходит от еврейского «гэ hиннoм» - «долина Енномова». Эта долина находилась к югу от Иерусалима, где в древности совершали языческий обряд сожжения детей, которых приносили в жертву Молоху (2 Паp.28:3; 33:1,6). Но царь Иосия сделал эту долину непригодной для этого обычая (4 Цаp.23:10). «Гэ hинном» был превращен в место для свалки мусора, в котором путем прибавления серы поддерживался огонь (Иеp.19:2-7,11-13); и вплоть до I века н. э. «геенна» была символом полного и позорного уничтожения, погибели - выбросили на свалку мусора; у того, кто будет ввержен в геенну, будет, согласно Библии, уничтожены как тело, так и душа: "Бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне" (Мф.10:28).

Но если, согласно Библии, душа не продолжает жить в другой сфере бытия после физической смерти человека, то какая же есть надежда для умерших?

Оказывается, с приходом Мессии все умершие воскреснут, во плоти и в мире (Дан.12:2). "А я знаю, - читаем мы в Библии (Иов.19:25-26), - Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию; и я во плоти моей узрю Бога".

Праведные, по преданию, воскреснут во плоти и в мире (Иов.19:25-26), увидят торжество своих убеждений и унижение врагов. Впрочем, на этот счет каких-то четких представлений не было. Так похоже, что саддукеи вообще не верили в воскресение (Деян.23:8). Фарисеи, ессеи и христиане верили. То воскресение предполагалось для всех (Дан.12:2; Ис.26:19; Ен.51:1-2; Зав 12.Иyда.24), то исключительно для праведных (2 Макк.7:9,14; 12:43-44; ПсС.3:12; 13:11; 14:10). Однако чаще поддерживался догмат о всеобщем воскресении, при котором только праведники войдут в Царство Небесное.

Но похоже, что и «Царство Небесное» предполагалось, как это ни странно звучит установить на Земле! «Царство Небесное» это «Царство Божье», т. к. еврейское слово «schamajim», как и арамейское «schmajja», - это «небеса», что на языке еврейских законоучителей того времени было синонимом слова «Бог», которое избегали произносить (Дан.4:22-23). И «Царство Небесное» предполагалось не на небе, а в Иерусалиме (Ис.2:1-4; 4:3; Мих.4:1; 5:3; Мф.5:35; и др.).

А древнее слово «парадис» («рай») еврейский язык заимствовал у персов. Оно обозначало вначале сады царей. Похоже, что это слово выражала некую общую грезу: некий очаровательный сад, где жизнь продолжалась бы вечно. Поэтому «Рай» должен представлять собой блаженную жизнь воскресших "святых" в Иерусалиме (Мф.5:35) во времена вечного царствования Мессии.

Понятие «Царства Небесного» вышло из Книги Даниила. По мнению автора этой книги, за четырьмя языческими царствами, обреченными на разрушение, последует пятое, которое и будет Царством "святых", и оно будет вечно (Дан.2:44; 7:13-14,22,27). Править в этом Царстве должен Мессия (Дан.7:13-14; Иеp.23:5; Мих.5:2; Зах.9:9; Зав 12.Симеон.7:1; Иссахаp.5:7; Иyда.21:2-4; Сивилл.III.619-622,652-660,702-731; ПсС.17-18; Мф.25:34.
По воскресении умерших предполагался Суд в долине Иосафата (Иоил.3:2,12) - вблизи Иерусалима, а после Суда праведники пойдут в Святой град, в Царство Мессии, а посрамленные неправедники - долину Енномову (геенну), то есть будут истреблены. Согласно Библии, нечестивцы в "грядущем веке" не будут жить, а погибнут (Пс.36:20; 67:3); они будут сожжены (Мал.4:1; Мф.13:30,40; 2 Петp.3:10); истреблены (Пс.36:9,34; 144:20; 2 Фес.1:9; Евp.2:14); они исчезнут (Пс.103:35).

Но древние евреи жили в окружении соседних народов, которым положение о бессмертии души было хорошо и давно известно. Так в Древней Греции в конце классического периода произошло важное событие - Платон открыл "мир идей", мир нетелесный и нематериальный. С проникновением эллинизма в Палестину в эпоху Селевкидов стало происходить смешение двух культур - греческой и еврейской. И тогда стали перениматься идеи о бессмертии души, что потом получило детальную разработку у христиан.

древние иудеи, воскрешение, Я, Гераклит, древние греки, Аристотель, Мессия, философия, ад, Анаксимен, рай, Библия, смерть, самость, Фалес

Previous post Next post
Up