Здравствуйте, я мама трех детишек: Грише 7 лет, Коле 5,5 и Юлиане 1,5.
В данный момент мы находимся в Болгарии. Все лето думали отдавать ли старшего в местную школу или же заниматься дома. В итоге решили для освоения языка пойти в первый класс, а русскую программу изучать дома.
Вот небольшой опыт, который может быть будет кому-то полезен.
В мае мы с еще одной многодетной мамой Ирой организовали нашу "русскую школу" для Гриши, Коли и Степы. Долго читали про всевозможные программы, в итоге остановились на развивающей системе Занкова. В активном режиме занимались в мае-июне. Потом были двухмесячные каникулы. Осенью, когда старшие пошли в болгарский первый класс, мы возобновили нашу школу в облегченном варианте: стали заниматься только русским и окружающим миром по выходным. С Колей я продолжила заниматься математикой по-Занкову. Сейчас, спустя полгода, уже можно подвести первые итоги нашего эксперимента.
Система мне понравилась. Готовых формул не дается, только наводящие вопросы, на основе которых ребенок сам должен прийти к определенному заключению. Например, нет зазубренного в моем детстве "жи-ши пиши через и". Анализируя слова со звуками "ж" и "ш", ребенок приходит к пониманию, что эти звуки всегда твердые и, соответственно, им не нужен звук "ы" (ранее на уроках обсуждалось, что "и" смягчает предшествующие согласные). Аналогично разбираются "чу-щу", "ча-ща". Ну а математика - вообще благодатное поле для таких анализов и заключений. "Окружающий мир" Дмитриевой, по-моему, намного логичнее построен, чем у набившего оскомину Плешакова. До сих пор не могу понять, зачем ребенку в первом классе знать название растения сансевьера. "Технология" - просто отличнейшее пособие. Так много идей для поделок с детьми! Ну и, наконец, "Литературное чтение" Лазаревой. Очень мне понравилась подборка произведений для хрестоматии. Тут и Токмакова, и любимый нами с детьми Усачев, и Ю.Коваль, которого я только недавно для себя открыла. Есть, конечно, и обязательная детская классика (Чуковский, Заходер, Барто), но все очень хорошо дозировано.
На сайте Занкова выложены все методические пособия, так что проблем с подготовкой к урокам нет.К тому же сейчас много готовых уроков выложено в открытом доступе в интернете. С чем у нас периодически возникают проблемы, так это с дисципиной ) Домашняя обстановка и мамы-учителя, видимо, не способствуют формированию учебной атмосферы. А еще лично мне не хватает системности в преподавании. Во время урока ориентируюсь скорее на собственное вдохновение и настрой детей. А вот Ира молодец, всегда доводит намеченный план до победного конца.
"Окружающий мир" нам время от времени нам помогают проводить фильмы BBC или National Geographic. Думаю, у детей это любимые уроки )
А еще иногда устраиваем им по изобразительному искусству показ презентаций, посвященных разным русским художникам. Тут очень здорово помогает ресурс
http://music-fantasy.ru/skazki-o-hudozhnikah У меня есть книга "сказки о художниках" Белого города. Текст интересный, но полиграфия просто жуткая. Так что я очень обрадовалась, когда нашли эти сказки в виде качетсвенных слайд-шоу с отлично подобранной музыкальной аранжировкой.
Еще мне не дает покоя идея занятий с детьми ТРИЗ. Купили книгу "Денис-изобретатель" Геннадия Иванова. Первую часть летом читали, ребята слушали с удовольствием, активно предлагали варианты решения задач. Но с началом учебы в основной школе времени на все просто не стало хватать. Хотя бы на каникулах надо будет снова к ней вернуться.