Многие боятся подступиться к классической музыке потому что "я все равно в ней ничего не понимаю и Брамса от Чайковского не отличу". И поэтому мне захотелось написать про музыкальную эрудицию, про то, как можно упростить себе задачу и, благодаря этому, умудриться глубже погрузиться в процесс.
Я как-то слышала, как одна мама рассказывала остальным, что ее малыш 2х или 3хлетний отличает Брамса от Чайковского. Думаю, многие услышавшие об этом мамы, посыпали голову пеплом, что все пропало, я опоздала, мой ребенок никогда не будет разбираться в музыке...
И меж тем однако их дети такого же возраста, наверняка различали песню красной шапочки и песенку разбойников из бременских музыкантов (вставить нужные названия). Просто потому, что если долго слушать одно и тоже, ты его действительно начинаешь отличать от чего-то другого. Например:
Брамс Венгерский танец номер 5.
Click to view
Чайковский. Вальс из балета Щелкунчик.
Click to view
Как думаете, сколько времени понадобится детям, чтобы отличить одно от другого? Думаю, они сразу отличат:)
А сколько времени понадобится, чтобы запомнить, что одно произведение - это Брамс, а другое Чайковский? Ну, достаточно будет несколько раз при прослушивании сказать: "Милый, послушай, это музыка Брамса".
Значит ли это на деле, что ребенок способен отличить Брамса от Чайковского?
Не думаю.
Потому что уж больно много музыки написали эти два автора. И при всем уважении к труду мамы, которая гордится эрудицией своего малыша, для того, чтобы отличить одного автора от другого, необходимо научиться анализировать на слух и делать выводы, согласно имеющимся знаниям и опыту, которых, конечно же, у малыша быть не может.
Мы часто стесняемся, что многого не знаем. Когда дело доходит до музыки, то наши стеснения становятся абсурдны. Допустим, я Вам поставлю отрывок и спрошу, что это? Вы поникните, решите, что вам никогда не одолеть эту музыкальную махину и утратите желание даже вникать в это.
Скажите, а если я Вам покажу кусок текста:
"Это были огромные ворота, самые большие в мире, и они сверкали подновленной позолотой. Особая надпись возвещала о том, что все конкурирующие Золотые Ворота из стран Старого Света уступают им по своему размеру. Сразу за воротами открывались полукруг золотистого тиса, широкая дорога, усыпанная гравием, и аккуратно подстриженная лужайка, посреди которой возвышалась диковинная массивная стена из мрамора, имевшая форму раскрытой книги".
Что Вы сможете о нем сказать? Кто это и откуда?
Я читала это произведение, но по этому отрывку не смогу его опознать, уверяю Вас. Значит ли это, что нужно решить про себя, что мы ничего не смыслим в литературе, у нас нет литературной памяти и зачем тогда нам вообще читать?
Звучит странно, правда?
На самом деле, на мой взгляд, эрудиция музыкальная хороша не тогда, когда Вы знаете какое-то количество произведений и можете их отличить (это тоже хорошо, но багаж этот ведь надо еще нарастить), а тогда, когда Вы приблизительно можете назвать эпоху и страну, возможно, даже, исходя из этих данных предположить композитора.
А теперь обратимся к живописи. Допустим, к Вам попала картина и Вы, глядя на нее, можете сказать, сколько ей примерно лет, чем она написана и где... Кто Вы после этого? Да, Вы - эксперт! Почему мы не можем применить это к музыке? Почему мы идем от частного к общему, тогда как обобщить какие-то вещи тут намного проще, чем кидаться от одного композитора к другому без всякой системы.
Начните с простых вопросов. С чего началось профессиональное музыкальное искусство. Когда это произошло?
Что в этот момент было с живописью?
А что там вообще творилось в это время?
Получив ответы на эти вопросы, можно начать свой исследовательский путь и по-тихоньку продвигаться дальше и дальше. Пусть сначала по верхам, потом можно поглубже. Пусть это будут не имена и произведения, пусть это будут эпохи, события и средства выразительности.
Вы обнаружите, что стать начинающим экспертом в этом вопросе не так-то сложно!
Кстати, это все написано для тех, кто хотел бы разобраться. А если такой цели нет, то слушайте музыку в свое удовольствие и забудьте, как страшный сон, всю эту писанину.
Маленькая иллюстрация в конце:
Лекция по философии в музыкальном училище. Преподаватель высказывает мысль: "Невозможно до конца понять "Мастера и Маргариту", не прочитав "Фауста" Гете и "Идиота" Достоевского..."
Голос с задней парты:
"Игорь Владимирович, как Вы назвали Достоевского?"
Занавес.