Письма "отшельников из глухомани". Письмо №4

Dec 25, 2011 12:53

Оригинал взят у shaidenko_m в Письма "отшельников из глухомани"

Слово не воробей
Комментарии к статье в журнале "Собеседник" №42 от 02.11.2011

«Слово - не воробей…»,

или размышления об ответственности и уважении к людям и фактам

Мы уважаем право любого человека, в т.ч. и автора статьи, высказывать свою точку зрения по поводу увиденного и услышанного во время приезда к нам. Мы также уважаем свое право выразить отношение к напечатанному, сфотографированному или смонтированному.

(Звучит как клятва, ей Богу!)

Надеемся, из возникшего «диалога» читатели смогут составить более ясное и точное представление о происходящем.

Итак,

              Ольгу Кузнецову я встретил на автобусной остановке в Шаготи вначале восьмого утра. Из Ладеек она уехала вместе с корреспондентами «Комсомольской правды»-Ярославль ( http://yar.kp.ru/video/459291  ) около четырех часов дня. Получается, общалась она  с нами целый рабочий день. Используя диктофон и фотоаппарат.

Что в итоге? Статья в газете «Собеседник» и наши к ней комментарии. Читали статью, как и обычно, вместе с детьми. Они же первые и отметили большинство комментируемых эпизодов. До этого дети в основном внимательно слушали наши размышления о неточностях и искажениях в статьях и репортажах о нас. А теперь стали успевать быстрее нас. Практики много, к сожалению.  Итак:

1. «Выживание без школы» - при 80% износе основных средств, сырьевой экономике, правовой (а часто и обычной) безграмотности, кризисе доверия и нравственности - выживает вся страна! Что в «цивилизованном мегаполисе», что в «глухой деревне», что в школе, что без школы. В семьях, и без семей. В больницах, детских домах, приютах для престарелых, в тюрьмах, в армии…Дети, родители, старики…

В чем разница между «выживанием» и «жизнью»?  «Как мы лодку назовем, так она и поплывёт».

В старом, 80-х годов, журнале «Крестьянка» читаем историю военных лет. Осень 1941 г. Мирные жители, спасаясь от бомбежек, уходят вглубь леса и оказываются на болотистой поляне. Сыро, холодно, голодно. Идти дальше некуда - со всех сторон идут бои. Среди прочих семья: бабушка, мама и две дочери (все мужчины на фронте). До войны - первые певуньи на селе. А сейчас вроде не до песен. Умирает бабушка, отказавшаяся от еды ради внучек. Какие тут песни? Вой в горле стоит. И вдруг мать говорит: «А ну, пойте! Человек должен петь, а не выть! Чего молчите?!»  И они запели. Сперва со слезами, сквозь вой и страх. Потом - всё четче, потом - во весь голос. Следом за ними запели остальные. Хлеба, конечно, от песни не прибавилось, но - стало легче на душе. Что-то перещёлкнулось, вспомнилось, что они - люди. А вскоре их подобрала отходящая с боями наша часть, и вместе с ней они вышли из окружения. И мать, и девочки остались живы (правда, звучит лучше, сильнее чем «выжили»?). И дальше жили так же - с песней, без воя. Одна из выросших девочек и написала в «Крестьянку» эту историю.

2. «… скрылись… в глуши от всех…» - к моменту переезда в Ладейки я лично познакомился с тогдашней Главой администрации, и она знала о нашем намерении переехать в Ладейки (кстати, она же и была инициатором приезда некоей группы людей к нам осенью 2008г., а также её письмо в августе 2010г. в КДНиЗП явилось началом «профилактической работы» с нашей семьёй с последующим обращением в суд). Летом же 2007 г. в связи с оформлением документов на недвижимость я постоянно общался со специалистом администрации сельского поселения, которая была в курсе «продвижения» этого процесса. Т.е. в администрации знали о нашей семье и о том, чем мы занимаемся.

При первом же посещении деревни я познакомился с жителями близлежащих деревень; с их помощью мы нашли хозяев домов; кто-то потом нам помогал перевозить вещи; у кого-то мы покупали сено для наших коз в первую осень; у кого-то брали лук на посадку на весну и т.д. и т.п.

Те наши знакомые и друзья, которых мы посчитали нужным известить о своем переезде, знали о том, где мы живём.

3. «Затворники» - «отшельниками» мы уже побывали в репортажах и публикациях (http://www.ulizza.ru/novosti/yaroslavl-u-danilovskih-otshelnikov-otbirajut-detej/ ) . Теперь «затворники». По Ожегову, затворник

1) монах, давший обет не выходить из своей кельи, жить в затворе;

2) перен. то же, что «отшельник» (во 2-м значении)

В общем, смотрите выше по ссылке нашу статью «А как на самом деле?»

4. «заброшенная деревня». По тому же Ожегову, «заброшенный» - оставленный без внимания, ухода, употребления. Мы живём в Ладейках с осени 2007, значит, с этого времени деревня уже не заброшена, а обитаема и обживаема нами.

5. «…категорически против того, чтобы дети учились в школе…» - мы за то, чтобы наши дети учились в семье; мы за то, чтобы мы вместе с детьми свободно и осознанно выбирали, как нам жить и обучаться.

6. «До деревни Ладейки…»  от Москвы 5 часов на поезде до Данилова, потом 50 минут на рейсовом автобусе до Шаготи; потом 8 км (т.е. 1ч 20мин. быстрым шагом и 2 ч. «детским» (равняемся на 7 летнего Тимофея)) шагом до нашей деревни.

7. «… мы топали..» - лично я не топал. Топать по развезённой глинистой дороге - это прибавлять себе стирку и рисковать покалечиться.

8. «Шли сквозь мёртвую тишину, мимо глухого леса, через обезлюдевшие деревни» - для нас тишина здесь живая: лес, поле, река, полны звуков и движения даже поздним октябрём. Просто начали ощущать мы это постепенно, по мере «утончения» слуха. «Обезлюдевшие деревни» - это Взглядово (12 домов, из них жилых 8), Шерстнево (из 9 домов 7 жилых), Рёкша (муж с женой живут постоянно, а летом в каждом доме  дачники). А то, что людей видно не было - так ведь у них работа да хозяйство; старые по домам сидят, в окошки глядят. Вас, Ольга, многие из окон видели.

9. «…избушке…» - смотрим на фотографию: пятистенок общей площадью 120 кв.м.,  с нашей точки зрения, для избушки великоват. Хотя звучит романтично!

10. «…во дворе суетится ребятня…» - в момент прихода Ольги в деревню: Тимофей (7 лет) выводил козла в поле на привязь (этот момент и заснят на фотографии); Борис (13 лет) ремонтировал дверь в дом; Владимир (10 лет) проверял температуру воздуха на градуснике за домом. Так что, кто «суетился» во дворе, не знаем.

11. «… в комнатах бегают цыплята…» - получается, как у тётушки Мох из книг Урсулы Ле Гуин «Волшебник Земноморья». А на самом деле цыплята тогда сидели в коробке, периодически из неё сбегая. Мы с той же периодичностью возвращали их на место. Наши наседки вторично вывели цыплят, но уже осенью. Пришлось их согревать, когда похолодало. Через пять дней после приезда Ольги у нас их забрали «теперешние» хозяева.

12. «… с другого конца Ярославской области…» - мы переехали из деревни, расположенной в 5 км от Ярославля.

13. «Когда-то мужчина работал инженером в Москве, а его гражданская жена трудилась воспитательницей в детском садике» - я работал ведущим специалистом по информационным технологиям в МГУП «Мосводоканал», уволился в 2005г. Юлия работала воспитателем в детском саду всего 10 месяцев. Было это  20 лет назад.

14. «… за плечами распавшиеся браки…» - оглянулись: ничего! Ни крыльев, ни парашюта, ни чертей, ни ангелов. Да и распавшихся браков не обнаружили. А то, что браки распавшиеся… «Хорошее дело браком не назовут».

А если серьёзно - «распавшиеся браки» не за плечами, а в опыте и осмыслении.

15. Поясняем про детей. Василий (19 лет) - сын Юлии. И живёт он со своим отцом в Ярославле. Василиса (16 лет), Борис (13 лет), Владимир (10 лет), Тимофей (7 лет) - живут с нами в Ладейках.

16. «Как-то в газете я нашёл объявление о продаже дома в Ладейках и мне понравилось описание деревни» «Долго не раздумывая, Шайденко перевёз сюда семью» - «Долго-недолго» - понятие относительное. Размышлять о том, чем  именно не нравится деревня, в которой жили, и что же мы хотим, мы начали в 2006 году; за размышлениями и делами прошёл год. Начался другой… А дальше…  «слово - не воробей», а за слова отвечать надо.

Мы сформулировали: «А что же мы хотим?» Оказалось, что список наш совсем короткий: дом на берегу тихой, чистой, малой реки (ну, может быть, озера); севернее того места, где мы жили (север вовсе не вреден для нас, в отличие от А.С. Пушкина - а может быть, он просто кокетничал?!); вдали от железных дорог и аэродромов, а также на достаточном (для нас!) удалении от шоссе; до леса чтобы было рукой подать; чтоб земля не была песчаной (мы уже нажились на песке!) и с хорошими соседями. Вот, в общем-то, и все.

А мечты-то сбываются! В списке не значилось наличие электричества, никто об этом не подумал - вот его и нет. А где будут жить хорошие соседи - это мы не уточнили; вот и живут соседи в двух км от нас, далее - в четырех, в шести, в восьми.

Остальное, видимо, было четче, а главное одинаково нами почувствовано - река и лес близко-близко, тишина, простор, журавли и лебеди, лоси, лисы, бобры, енотовидные собаки и даже медведи, ягоды и грибы - и возможности!

А далее мы просто открыли карту Ярославской области и газету «Из рук в руки» и стали водить по ним пальцем. Так и наткнулись на красивые, звучащие приятно для нас названия: река Ухра, деревни Ладейки, Слобода, Берег, Рекша. Увидели по карте, что это большая излучина реки. Понравилось. Осталось - воплотить в действие.

Оказалось, что деревни Берег просто нет. В Слободе и Рекше дома не продавали. А в Ладейках - и хозяев бывших смогли найти, и деревня больше всех понравилась. А то, что деревня при очном знакомстве оказалась без жителей и очень-очень разграблена и разорена (в т.ч. снят трансформатор - вот и вся разгадка отсутствия электричества) - ну что ж, кто не рискует…да и смелость деревни берет!

Ну, а  насчёт «перевёз» - мы же не чемоданы и не буфеты. Мы все люди! И переехали сюда вместе!

17. «…перед домом растёт дремучий лес…» -  ну, на наш взгляд, сильно преувеличено. Во-первых, от дома до леса 400 м. Во-вторых, ну нет в Европейской части России дремучих лесов! По прямой от нашей деревни до шоссе на Данилов - километров шесть; столько же, примерно, в поперечном направлении. А в лесу просеки.

А то, что мы этот лес  называем «бабкиным -ёжкиным» - так от того, что основные деревья в нём - ёлки да искривлённые ольхи, да бурелом после ураганов.

18. «…обитают… волки…» - волков, к сожалению, нет. Истребили, прогнали. И до сих пор нещадно гоняют, если только обнаружат пробегающих мимо. Результат отсутствия волков - немерянное размножение кабанов, которые в таком количестве уже наносят ущерб лесу: портят черничники и брусничники; съедают, топчут и копают молодой подлесок.

19. «…в Ладейки прилетают журавли» - в деревню журавли не прилетают, птицы вольные, тишину любят, болота; а у нас - собаки, взгорок… А прилетают журавли (2 семьи) в лес, на болота, в верховья двух ручьев, между которыми стоит наша деревня. Они пролетают над деревней и рекой; «танцуют» на поле, громко кричат по весне и осени.

20. «…натуральным хозяйством» - это значит на полном самообеспечении. Одна семья ни в современных условиях, ни в обозримом знаемом прошлом не способна сделать это.  Роды, общины, кооперация - это все формы сотрудничества людей для достижения разумного распределения труда. Мы, например, сотрудничаем с соседями и знакомыми, обмениваясь или покупая-продавая продукты нашего труда.

21. «Раз в полгода Шайденко мотается на «большую землю» на оптовый рынок - продаёт домашнее мясо…» - «раз-не раз»  в полгода - бывает по разному. А вот слово «мотается»… Ожегов: мотаться: 1.Качаться, двигаться из стороны в сторону (разг.) 2.Проводить время в хлопотливых, утомительных занятиях, ходьбе. Так вот - я езжу в Ярославль по делам, с чётко обозначенными целями.

А Земля - она одна, целая.

Мясо мы не продаём на рынке, у нас его покупают друзья и знакомые.

22. «…очистили деревню от мусора и грязи…» - «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» - всю деревню очистить не смогли, мусора оказалось зело много! Ну, да «глаза боятся, а руки делают»!

«…разбили сад…» - сад ещё только сажаем, чувствуем, как красивее и целесообразнее для нас и деревьев.

«…грандиозные планы: отремонтировать дом, обустроить быт и развить хозяйство» - это не «планы» (и уж тем более не «грандиозные»). Это наша ежедневная жизнь: ремонтируем, обустраиваем, развиваем - в настоящем времени.

23. «…дети…никогда не учились в школе и даже ни разу не были у врача» - Василиса 2 года училась в школе. В её младенчестве мы занимались плаванием в бассейне при поликлинике. Соответственно проходила обязательный медицинский осмотр. При поступлении в школу мы выправляли на неё медицинскую карту (а значит посещали врачебные осмотры); также Василиса занималась в яхтклубе и проходила медосмотры при поступлении и перед соревнованиями.

До сих пор помнит своё посещение зубного врача: обезболивающее ввели в один  зуб, а лечить начали совершенно другой! Этот опыт (кроме младенчества) она осознанно помнит и сделала свои выводы: например, что о своём здоровье надо заботиться самой; чувствовать себя; осознавать изменения, происходящие в организме. Непосредственно от осмысления общения с врачами (которые оказались на редкость грубы и халатны) Василиса задумалась о том, что такое «работа по профессии».

У Бориса есть свой опыт общения с врачами: в раннем детстве в связи с укусом клеща; а также осмотры врача во время его занятий в секции «у-шу» - эти события он помнит, посмеивается над ними, повторений не хочет.

Владимир тоже общался с врачами - зубными. Это опыт о том, что надо слышать свою интуицию (а по-русски, чувства - сердце). Зубной врач сказала, что лечить нецелесообразно, надо удалять зуб. Ой, что-то подсказывало, что не надо! Но удалили… Много позже узнали из более серьёзных источников, что удалять  молочные зубы (особенно до начала их смены - а Владимиру было 4,5 года) «крайне не рекомендуется» - это может привести к деформации челюсти либо к отсутствию на этом месте постоянного зуба. Последнее и произошло. Владимир этот эпизод помнит.
  1. «Глава семьи и его жена уверены, что самый эффективный способ постижения мира - простое наблюдение за природой» - слово «уверен», последнее время, стало вызывать у нас много вопросов-размышлений: если разобрать слово по составу, то получается - «у веры» (в смысле «около»).

Это первое. А второе, чувствуется в нём остановка… В общем, стоит поразмыслить.

Ну, а что до «эффективного способа»: если просто наблюдать, без осмысления, которое вытекает из ощущений, переживаний и чувств, как написал Г.Иванов:

«Я смотрю на Москву через призму поэзии,

Призму музыки, призму любви.

Просто так на Москву смотреть бесполезно,

Просто так - ничего не увидите вы.

Просто так - не заметите крыши притихшей.

Просто так - не оцените плечи мостов.

Просто так - вам и церкви покажутся лишними.

Просто так - не поймёте полёт куполов…»

И ещё прочитали у Туве Янсен в Мумми-троллях точно слово - «вычувствовать». Так вот, если воспринимать мир чувствуя, можно вычувствовать живое знание.

25. «Вместо уроков физкультуры…» «Вместо школьных уроков Тимофей пасёт коз…»  - у нас нет «вместо». То, как мы живём, не есть антитеза чему-либо. Мы просто выбираем другой способ жизни, другую возможность обучения.

26. «В репертуаре исключительно романсы и военные песни» - у нас нет репертуара, Мы же не оперные или эстрадные певцы; мы просто поём то, что нам нравится, и те песни, которые чувствуем; поэтому слово «исключительно» вообще не подходит. Мы ничего не исключаем - всему своё время.

Романсы… Ну, из кинофильмов Э.Рязанова только и поём.

Военные песни… Не знаем, что имела ввиду Ольга, что ей показалось «военными песнями». Мы поём песни военных лет, а они  о мире.

Стали вспоминать, что же мы пели при Ольге: не пели  ни одного романса - это точно, спели несколько песен из сборника авторских песен. Вот…

27. «Дети Михаила и Юлии лишены возможности получать среднее образование и мед.помощь, которые гарантированы законом» - свободного человека невозможно лишить ни его прав, ни возможностей. А про законы разговор отдельный.

28. «…за жизнь в изоляции?» - Ожегов: «изоляция:1.см.изолировать:1.Отдалить от других, лишая общения с кем-нибудь, ограждая от чего-нибудь 3.Лишить свободы (офиц.) Итак, от кого, от чего изоляция? И это важное уточнение; иначе получилось очень эмоциональное высказывание, а при этом за эмоциями не слышно содержания, не о чём размышлять. Или имеется в виду третье значение? Свобода - это состояние человека, его мироощущение. Либо человек свободен, либо… Лишить Свободы человека невозможно, только если он сам отказался от неё. Декларация Прав Человека, статья 1: «.Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства».

29. «…а 16 летняя затворница ходит  в обносках…» - Ожегов: «обноски: поношенная, потрёпанная одежда, обувь». Осмотрели одежду Василисы, в которой она была в день приезда  корреспондента… Хлопковая рубашка и джинсы - целые и чистые… Свитер, овчинный жилет - тоже… Да… (В этой же одежде Василиса была при приезде репортёров из НТМ).

30. «Но хотят ли этого сами дети?» - Ольга пробыла у нас 8 часов. Во-первых, можно почувствовать, увидеть; во-вторых, прямо об этом спросить.

31. «Под неусыпным оком матери…» - знаете, Юлия всегда смотрит на того, кто в данный момент говорит, так что… все говорящие находятся «под её неусыпным оком».

32. «…отвечала «как надо»» и далее Василисина «прямая» речь - Ольга почему-то «выпустила» из внимания, что мы и поразмышлять с Василисой успели о возможности общения детей в школе; «выпустила» рассказ Василисы о своём опыте обучения в школе и разных кружках и секциях… Наш совместный «триалог» длился не менее 25 минут.

33. «…вклинивается  в разговор мама» - мы дополняем, поясняем, напоминаем что-то друг другу - и родители, и дети. Получается разговор.

34. Ну, по поводу жениха для Василисы - это просто «злободневный» вопрос! В связи с этим мысли.

Во-первых, может мы не в курсе - вышел закон, обязывающий каждую девушку выйти замуж в определённом возрасте? Шутим, конечно.

Да и вообще, как мы сейчас (после столь пристального внимания к этому вопросу) поразмыслили, не замужество, как акт, есть цель; а то самое, которое в сказках звучит, как «жили они долго и счастливо». А мы поправили: живут они в любви и согласии, мирно и радостно, в ладу и труде, размышляя и осознавая себя и мир».

Во-вторых, сейчас столько людей благодаря СМИ озаботилось этим вопросом, что от женихов, видимо, отбиваться придётся. Или в очередь выстраивать… Ну, не невеста же за женихом бегать должна?!

В-третьих, если совсем-совсем серьёзно - «поспешишь - людей насмешишь». Люди смеяться будут, а ты… Для того, чтобы встретить в жизни кого-то, надо самому вначале стать кем-то.  Напитаться, повзрослеть, вызреть, осознать себя. Это одинаково и для девушек, и для юношей. Тогда они встретятся, гораздо лучше осознавая для чего и куда им жить вместе. Будут готовы отдавать друг другу, детям, миру.

35. «Пока неизвестно, как сложится она у ладейкинских детей…» - как они свою жизнь сделают, так  она и сложится: «Ведь ты человек, ты и сильный и смелый. Своими руками судьбу свою делай. Иди против ветра, на месте не стой - пойми, не бывает дороги простой». (Песня из к/ф «Приключения Электроника»).

36. «…смогут ли они устроиться без образования на достойную работу» - Ожегов: «Образование: 1.Получение систематизированных знаний и навыков, обучение, просвещение. 2.Совокупность знаний, полученных в результате обучения. Достойный:1.Заслуживающий чего-либо. 2.Справедливый, заслуженный. 3.Уважаемый, почтенный. Работа: 3.Служба, занятие, как источник заработка».

Т.о., первое, Ольга считает, что наши дети не получают знания и навыки. На основании чего сделан данный вывод? А может, под образованием она имела в виду что-либо другое?

Второе, слово «работа» имеет корень «раб» - для нас этого знания достаточно, чтобы употреблять слово «труд». Ожегов: «Труд: 1.целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей. 3.Усилие, направленное к достижению чего-нибудь» - «хорошо весьма».

А вот словосочетание «достойная работа» для нас всё равно, что «заслуженное, справедливое рабство».

Да и просто, ощущение «достойной работы» у разных людей разное. И тут споры могут быть до хрипоты и до «последней капли крови».

37. «Но как быть с тем, что они лишены выбора  и шанса на другую жизнь, о которой втайне от своих упрямых родителей могут только мечтать?» - …в общем, без комментариев. А то «рука бойца разить устала!» Дети на это высказывание только и сказали: «Да-а-ммм…» И нам того же пожелали!

38. «Согласно ст.43 Конституции РФ и п.2 ст.63 СК РФ…» из комментария Бондаревой Т. - статья Семейного Кодекса по отношению к Конституции РФ умаляет права и свободы гражданина. В СК РФ появляется слова «обязаны». Т.о. Семейный Кодекс противоречит Конституции РФ, что недопустимо - ст.15 п.1; ст.55 п.2.

39. «Свои обязанности Шайденко и Даниловская не выполняют…» - Т.Бондарева лично с нами не знакома. Знакома ли она с судебными материалами? На основании чего она делает этот вывод?

40. Комментарий Г.Стерлигова: «…родители абсолютно властны над своими детьми…» - хороший повод для размышления о власти кого-то над кем-то, об отношениях детей и родителей. О Свободе.

Властвующий, если вдуматься, сам находится под властью подчинённого - такая вот «закольцовка»… Не жизнь - противостояние!

Вообще, с Германом Стерлиговым интересная история.

Впервые о нём и его семье мы узнали летом 2008г.: «Ну, вы живёте, как Стерлигов!». Это было первое «знакомство». После третьего или четвёртого такого упоминания-сравнения мы поискали в сети Internet информацию о нём. Прочитали. Таким образом «познакомились ближе». Лично мы не знакомы. А заочное знание, да ещё через третьи руки…

Ну, а что до сравнения - подобный случай или не подобный…Жизнь каждого человека, каждой семьи и уникальна и подобна. Это ведь что взять за точку отсчёта: «рубленый дом, свечи по вечерам, много детей, обучаются дома, помогают по хозяйству, овцы, козы, огонь в печи и т.д.».

А теперь смотрим: «панельная двухкомнатная квартира в спальном районе, электричество, водопровод, телевизор, один ребенок, ходит в школу, прививки, хомячок или кошка, социальные сети и т.д.». Смешно?

А если серьезно, сравнение и уподобление - не лучший способ почувствовать, что происходит. В уподоблении теряется собственная история каждого человека, каждой семьи. У каждого - своя «отправная точка», свой путь проб и ошибок, свои выводы. Это при том, что сутево, глубинно мы все - «человеки», а значит - схожи.

А что до взаимоотношений родителей и детей, то у нас «эволюция» - от родителей заставляющих-назидающих-обучающих-наставляющих к родителям… как бы это без пафосных слов, по-русски… К родителям вместе с детьми! На самом деле, просто любящих своих детей (как бы слово «любовь» не было «замылено» и искажено).

Из интервью Григория Остера («АиФ» № 47 за 2011г.): «Когда есть родители и дети, которые любят друг друга, никаких советов не нужно. Хотя с точки зрения психологов, педагогов, воспитание - это наука. Но это, знаете, на безрыбье. Когда вы идёте по тропинке, вы же не думаете о том, как не упасть. А если над пропастью проложить такую же по ширине доску? Вы сразу начнёте думать, зашатаетесь и… Мне кажется, психология, педагогика - это всё для того, чтобы балансировать над безднами. Чтобы ходить по Земле, достаточно просто Любить».

Нам это уже не кажется. Это так и есть!

дело Шайденко, свободное образование, Россия, анскулинг

Previous post Next post
Up