Оригинал взят у
shaidenko_m в
Письма "отшельников из глухомани" А как на самом деле - 3
Комментарии к
сюжету на «5 канале» 19 октября 2011 года 8:50 Съёмочная группа с «5 канала» к нам не приезжала. Судя по кадрам - это видеоматериал съёмочной группы НТМ. Следовательно корреспондент Юлия Сеферинкина у нас не была, нас не видела, с нами не общалась. Отсюда, видимо, много неточностей и «додумок». Итак:
- «Детей родители не пускают в школу» - «не пускают» - это когда кто-то очень хочет и просится, а кто-то другой препятствует - не пускает. У нас с детьми согласие по этому поводу. Мы вместе приняла это решение. При возникновении каких-либо других мыслей, мы размышляем и делаем то, что решили в ходе этого размышления.
- «Хотя младшему пора в 1 класс, а старшей надо бы уже с профессией определяться» - Слава Богу, что не «замуж», как в других СМИ. А если серьёзно то, что означает «пора в 1 класс», «надо бы с профессией определяться» - эти «пора» и «надо» прописаны в законодательстве? Нет. Они, судя по всему, «прописаны» в «обычаях делового оборота», в «головах». Это просто привычка. Так принято. Обучения в учебном учреждении - одна из форм образования. А есть ещё семейное образование, самообразование. Эти формы образования свободны с точки зрения возраста человека. И даже «поступление» в учебное учреждение имеет большие возрастные рамки, чем принято думать: ФЗ РФ «Об образовании» п.2 ст.19 - «с шести лет шести месяцев, но не позже достижения ими возраста восьми лет». А где закон об обязательности получения профессии? А где законодательно закреплённый возраст, с которого обязательно определяться с профессией? И кому это «надо бы» и «пора»? Удивительно, столько людей «решило» за нас и наших детей, что нам надо, не зная ни нас, ни нашей жизни!
- «И телевизор - зло, и компьютер, и даже обои на стенах» - кто-нибудь из приезжавших корреспондентов слышал от кого-либо из нас такие слова, дословно. Ау?! Мы прямо так и сказали - «зло»?
Ожегов: «Зло: 1. Нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок. 2. Беда, несчастье, неприятность. 3. Досада, злость».
Добро и зло относительны…
Русская народная сказка «Добро, да не больно!».
- Брат, здорово!
- Брату поклон!
- Ты отколе?
- Я, брат, с базара.
- А что на базаре?
- Возы-то по возам, а деньги по мошнам.
- А ты, брат, чего купил?
- Решето гороху.
- Это, брат, добро!
- Добро, да не больно.
- А что?
- Стал высыпать, да просыпал.
- Это, брат, худо!
- А худо, да не больно!
- А что?
- Стал сгребать, да четверик нагрёб.
- Это, брат, добро!
- Добро, да не больно!
- А что?
- Посеял, да редок.
- Это, брат, худо!
- А худо, да не больно!
- А что?
- Редок, да стручист.
- Это, брат, добро!
- Добро, да не больно!
- А что?
- Пришла попова корова да всё и съела…
(четверик - мера, мерка для сыпучих продуктов: зерна, гороха; свыше 100 кг).
У Ошо тоже есть притча об относительности добра и зла.
Целесообразность - чётче, яснее. Если для нашей жизни целесообразней не иметь телевизора, компьютера и т.д. и т.п., то мы и не имеем.
Телевизор, компьютер, обои, автомобиль, мельница, свеча, эл.лампочка, карета, ковёр, самолёт, книга, театр, конфета, атомная бомба, чашка, ложка, оружие и «несть им числа» - всё это материализованная человеческая мысль. О чём она, эта мысль, каждая в отдельности и все в целом? Что получилось в результате такой мыследеятельности? В чём целесообразность? В чём наши цели?
А рассуждения о добре и зле бесконечны, т.к. «закольцованы»: «благими намерениями дорога в ад выстелена» и «Я часть той Силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Гёте.
4. «…об отшельниках поневоле» - ярлыку «отшельники» мы уже не удивляемся, этот термин «кочует» из статьи в статью, из репортажа в репортаж. А мы предлагаем хотя бы заглянуть в словарь. Мы заглянули в Ожеговский (см.статья «А как на самом деле?» на сайте
http://www.ulizza.ru/novosty/yaroslavl). Слово «поневоле»? Ожегов: «вопреки желанию, независимо от него». И тут нас «осенило» - наконец-то кто-то разобрался! Поневоле (т.е. вопреки нашему желанию) мы в СМИ названы отшельниками. Спасибо «5 каналу» за понимание!
5. «В этом доме органы опеки бывают каждый месяц» - уф! Как интересно. Мы снова и снова узнаём о себе всё новые и новые факты, которых не было на самом деле. Итак: сентябрь 2008 года - первый приезд некоей комиссии, в составе которой был представитель органов опеки; сентябрь 2011 года - два приезда представителей органов опеки совместно с КДНиЗП по определению суда. И где же - «каждый месяц»?
6. «Здесь есть кровати, одежда и еда» - видимо, это всё, что необходимо и достаточно для жизни детей? Помните мультфильм «Дюймовочка»? Две жабы (мать и сын) рассуждают: «Поспал - поел, поел - поспал! Хорошо!» Им даже одежда не нужна…
7. «Но философия родителей, с точки зрения чиновников, неправильная. Мать и отец считают, что знания должны приобретаться через опыт. А учебники - это лишнее. В школу здесь не ходит никто» - обращаемся опять к словарю Ожегова: «Философия: 1. Наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. 2. Методологические принципы, лежащие в основе к.-л. Науки. 3. Отвлечённые, не идущие к делу рассуждения».
Так в каком значении используется слово «философия» здесь?
Выдержка из протокола судебного заседания:
Судья допрашивает специалиста КДНиЗП (по результатам их посещения нашей семьи).
Свидетель: Любой вопрос, который шёл в их адрес, на него давался какой-то философский ответ, а не ожидаемый, не стандартный.
На вопрос суда: например?
Свидетель: например, вопрос про подарки. Мама начала говорить: «Дети, давайте обратимся
к составу этого слова. Вот корень «дар» - это дары природы, а приставка «по», что означает?» и дети вроде как, что это похоже на дар, но это не дар, а вроде как безделушка. На каждый вопрос примерно такой ответ мы и получали, философский. Мама с папой в унисон воспитывают детей, каких-либо разногласий по этому поводу и них нет. Они каждый раз при ответе на любой вопрос предлагают детям порассуждать. Может, ребёнок и хотел бы дать иной ответ в силу своего развития, но родители его наталкивают на рассуждения».
(Если уж мы на что и «наталкиваем», то на размышления - это слово нам по нраву).
Посмотрим слово «философский: 1. см.философия. 2. Свойственный философу (во 2м значении), разумный, рассудительный, спокойный (разг.) 3. перен.Глубокомысленный, серьёзный».
Ну что ж… Согласимся на третье значение.
«…знания должны приобретаться через опыт» - знания - это осмысленный опыт. Без осмысления получается просто «сумма» опытов.
«…Мы баловались тем, чего нет у Богов,
Теперь наше слово- сумма слогов…» (Б.Гребенщиков).
А пользоваться «современными» учебниками - мысли даже не возникало.
В школу действительно никто не ходит - в том числе ни я, ни Юлия (ни козы, ни овцы, ни собаки, ни козлы, ни бараны - это мы «ёрничаем»).
8. «Свой путь аскета и философа Юлия выбрала 20 лет назад и теперь прививает детям» - посмотрим энциклопедический словарь: «Аскетизм (от греческого asketes -упражняющийся в чём-либо)…» Вот на этом остановимся! Заметьте - упражняющийся в чём-либо. Вот так вот просто, без окраски или оценки «хорошо»-«плохо».Видимо, целесообразно.
То есть, если я хочу освоить игру на фортепиано, то в связи с этой целью я буду упражняться в игре на этом музыкальном инструмента, но не буду упражняться в игре на флейте, на «нервах» домочадцев, также не буду упражняться в лежании на диване или в наслаждении выпить пиво. Я ведь хочу играть на фортепиано. Таким образом, я (читаем словарь дальше) «ограничу и подавлю чувственное желание», например, бездельничать, иначе не научусь игре на фортепиано; а ещё (читаем словарь) «добровольно буду переносить физическую боль», возникающую в кистях и пальцах с непривычки - ведь я же хочу научиться играть на фортепиано; а также (читаем словарь) «добровольно буду переносить одиночество», потому как учусь самостоятельно, а до игры в четыре руки или с оркестром мне далеко.
Читаем словарь дальше: «целью аскетизма может быть достижение свободы от потребностей», например, от потребности ковыряться в носу или сидеть «нога на ногу» (ведь я же хочу, научившись играть на фортепиано, сыграть «Бразильскую бахиану» Э.Вила-Лобос!), поэтому я достигну свободы от этих мешающих моему достижению поставленной цели потребностей; (читаем словарь) «достижение сосредоточенности духа» - позволит моему духу (после того как он «носился») «снести яйцо», т.е. исполнить произведение (читаем словарь дальше) без «подготовки к экстатическим состояниям», а сразу в экстатическом состоянии (по-простому «с душой»); (читаем словарь) «достигнув «сверхестественных способностей»», то есть, почувствовав, пережив вместе с автором его переживания и чувства,
Уф! Аскетизм, оказывается, «хорошо весьма»!
(Пока пишу комментарии, упражняюсь в соблюдении правильной осанки, в ритмичном дыхании, в чувстве юмора, в точных движениях кисти рук (каллиграфия). О! Да это же мелкая моторика пальцев. Стало быть, развиваю кору больших полушарий головного мозга! «
Конгениально, Киса, конгениально!»
А что до Юлии… Исходя из выше написанного, можно сказать, что выбрала она «свой путь аскета» не 20 лет назад, а прямо с рождения, упражняясь (сначала с помощью взрослых, в основном родителей, а затем самостоятельно) во всём том, чему она, упражняясь, научилась к 41 году и продолжает учиться, упражняясь…
А вот какой «пазл» мы сложили, опираясь на значения слов: аскет, аскетизм, строгий, жизнь, жизненный, благо, удовольствие, взятых из словаря Ожегова. Аскет - человек, который установил «очень требовательный, взыскательный, не допускающий отклонений от нормы, совершенно точный, правильный, не отклоняющийся от лучших образцов, простой, без украшений, но свидетельствующий о хорошем вкусе» «способ существования материи», установил «реальную действительность», отрицающую «деятельность общества и человека», направленную на забавы и развлечения».
Уф! Да…
Теперь о «пути философа». Из словаря Ожегова: «1. Специалист по философии, а также создатель к.-н. философской системы. 2. перен.Человек, который разумно, рассудительно и спокойно относится ко всем явлениям жизни, к её невзгодам (разг.)».
На первое замахиваться не будем. А второе значение слова «философ» к Юлии не подходит. Она до сих пор относится ко всем явлениям жизни эмоционально, часто бывает, что и «через край». Получив в середине июля первое исковое заявление, переживала так, что к концу сентября «вываливалась» из своей одежды. Только после приезда корреспондентов с РЕН-ТВ вдруг заявила: «Я голодна, как тысяча волков! Дайте что-нибудь поесть!..» Так что пора ей таки вставать «на путь философа»!
Ну, а по поводу «прививает детям». У Ожегова подходит 3е значение: «заставить усвоить, сделать привычным». Нецелесообразное действие - прививать. Мы перестали сажать привитые саженцы (выращиваем из косточек-семечек или черенками), мы ни себе, ни детям прививок (во 2м значении) не делаем. «Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас» - это закон подражания младших старшим. Ну, а у старших есть «свои» старшие…
9. «Вместо игр у них работа на огороде» - у нас нет «вместо», во-первых. Во-вторых, слово «игра» у нас употребляется по отношению к игре на музыкальных инструментах (Ожегов: «играть» в 3ем значении) или когда мы «разыгрываем» какую-либо ситуацию из жизни или из того, что читаем («игра» в 5м значении, «играть» в 4м значении). А на огороде мы трудимся. Слово «работа» имеет корень «раб», один раз это обнаружив, стали употреблять слово «труд».
10. «хозяйство натуральное - козы и овцы» - Натуральное хозяйство - это полное самообеспечение. Одна семья ни в современных условиях, ни в обозримом знаемом прошлом не способна сделать это. Роды, общины, кооперация - это все формы сотрудничества людей для достижения разумного распределения труда. Мы, например, сотрудничаем с соседями и знакомыми, обмениваясь или покупая-продавая продукты нашего труда.
11. «И мать для каждого - непререкаемый авторитет» - Слава Богу, что мать, а не Яндекс, не бутылка пива, не сигарета и не толпа…
И всё же (на всякий случай) заглянем в Ожеговский словарь: «Авторитет: 1. Общепризнанное значение, влияние, общее уважение. 2. Лицо, пользующееся влиянием, признанием. Непререкаемый: не допускающий никаких возражений, сомнений». Что же получается? «Общепризнанное лицо, пользующееся не допускающим никаких возражений влиянием, уважаемое без сомнений». В общем, монстр какой-то получается.
А серьёзно, «мать для каждого - непререкаемый авторитет» - это такой эмоциональный перехлёст. Дети на это посмеялись… «непререкаемым авторитетом» становятся и Василиса, и Борис, и Владимир, и Тимофей, и я. «Непререкаемость и авторитетность» зависят от степени осмысленности и умения чётко и ясно выразить свои мысли. А пререкания, или возражения, учимся облекать в форму мирного высказывания своих мыслей и умение выслушать мнение других людей.
Дети слышат родителей, потому что хотят слушать, потому что это закон выживания и развития любого биологического вида, в том числе и Человека. Всё зависит нас, родителей. От того, что мы чувствуем, мыслим и как действуем - что увидят и услышать от нас дети, чему от нас научатся.
12. «…а блага цивилизации - абсолютное зло» - Ожегов от нас уже «устал», дадим ему «отдохнуть». Про «зло» уже написали, «абсолют» вообще трогать не будем. Простой вопрос: что такое « в граммах» (словами!) блага цивилизации, чтобы было понятно, о чём идёт речь. У каждого своя «картинка» благ.
12. «…дети должны каждый год…» - дети никому ничего не должны (по малости лет они не успели задолжать). Образование - это право и потребность, а не обязанность! Читайте Конституцию РФ и ФЗ «Об образовании»! Всё!
14. «В доме, который находится вдалеке от другой жизни…» - от какой другой?
15. «…нет ни телевизора, ни радио, ни даже обоев на стенах» - про телевизор и радио мы уже много говорили; обои… Нам нравятся бревенчатые стены - это первое. А второе - за обоями в бревенчатых домах поселяются и «развлекаются» мыши.
16. «Только книги - сейчас в семье читают Пушкина» - «только», мы думаем, это эмоция. Всё-таки, как отмечалось выше, у нас есть кровати, одежда, еда… кое-что ещё. А 19 октября 2011 года мы читали-изучали: протоколы судебных заседаний, письма Д.Лихачёва «О добром и прекрасном», А.К.Толстого «Баллады. Былины. Притчи». А Пушкин «отдыхает».
17. «И старенькое пианино» - «наш» настройщик по этому поводу говорит: «И Слава Богу, что оно 1975 года выпуска! Тогда и сами материалы были качественные, и обрабатывали их «на совесть», и собирали инструмент таки мастера. А вот что стало происходить на фабриках после 1990 года… А сейчас и фабрик-то почти не осталось».
18. «У Ю.Даниловской обвинения в том, что она лишает детей права выбора вызывает только улыбку» - хорошо, что уже улыбку. Потому как с июля по октябрь мы почти её улыбок и не видели. Мы с ней больше напоминали «машины», которые с утра до ночи изучали законодательство, писали документы, размышляли вместе с детьми и снова изучали законы. Между всем этим едва успевая делать хоть что-то по хозяйству.
20. «Она, похоже, просто не верит, что может лишиться детей из-за желания жить вдалеке от социума» - Ожегов: «социум - то же, что и общество: 1. Совокупность людей, объединённых исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности. 2 Круг людей, объединенных общностью положения, происхождения, интересов. 3. Добровольно. Постоянно действующее объединение людей для какой-нибудь цели. 4. Та или иная среда людей, компания. 5. В дворянской среде: узкий круг избранных людей. 6. Совместное пребывание с кем-нибудь».
В общем, значений у слова много… И все какие-то «казённые»: «совокупность людей» - «жуть!»; «круг людей» - «мрак!»; «среда людей» - «блеск!». А вот «красота» - это почему мы все такие «безграмотные»?! В Семейном Кодексе РФ перечислен исчерпывающий список оснований для лишения родительских прав; в нём нет основания - «желание жить вдали от социума». Поэтому это и вызывает улыбку!
21. «А дети и вовсе не понимают, как в принципе это будет происходить?» - а кто-нибудь из нас, из взрослых понимает, а лучше чувствует ли, что это такое «отобрание» детей у родителей? Сочетаются ли вообще слова «дети» и «отобрание»? Что мы, взрослые чувствуем, читая (а может быть, и видя) как детей отбирают у родителей, что делают при этом дети, что они переживают, чувствуют?
Когда мы читали материалы по таким ситуациям, наши дети серьёзнели, хмурились, затихали и долго ходили задумчивыми. А когда мы с ними «играли в игру», а если серьёзно - проигрывали ситуацию «к нам пришли вас отбирать», вот тут мы «отыграли» многие боязни, «непонятки», пробелы в знании.
Ну, а напоследок, две «зарисовки» про «отобрание» детей.
Выдержка из протокола судебного заседания:
Свидетель (специалист КДНиЗП): …а вот маленькие дети, то по ним видно, что им тяжело, особенно мне показалось, что тяжело самому маленькому - Тимофею. Мне кажется, что если бы мы предложили ему игрушки, то он бы пошёл с нами. Но мы игрушек не привозили».
А вторая - это цитата из книги В.Степанова «Юрий Гагарин» (из серии ЖЗЛ): «…Не в те ли дни озорноватые голубые глаза Юрия с золотистыми искорками доброты словно подёрнулись железистой окалиной недетской думы?
Не с той ли минуты, когда фашист Альберт, новый хозяин их дома, зарядчик аккумуляторов, ради развлечения повесил за детский шарфик на суку яблони доверчиво потянувшегося к нему за кусочком сахара маленького Бориску?
Этого уже невозможно было забыть никогда: мать, метнувшуюся с побелевшим лицом к мальчику, который на глазах у веселящегося гитлеровца начинал уже подёргиваться судорогами.
Бориску еле отходили…» (Борису в то время было 5 лет с небольшим).
Всё. Без комментариев…