Оставлю свой след во флешмобе и я. Постараюсь живописать, ссылаться и делать выводы.
Когда мои дети еще были маленькие, и я еще НЕ знала о возможности домашнего обучения, я, как и многие родители, находилась под сильным прессингом окружающих людей, которые точно знали, что садик - это очень полезно, а в школу все равно придется идти. Все это очень знакомо, не правда ли? Я очень рада была узнать, что уже есть люди, которых социум не так компостирует с этим садиком и школой.
Из всего этого проистекала вездесущая идея, что детей надо... правильно, социализировать. Вот этим я и была сильно занята, когда мои дети были дошкольниками. КружкИ у них начались еще с 4-5ти лет, но понемногу, потому что... Да-да, я всегда была очень капризным родителем.
При выборе кружков я руководствовалась следующими принципами:
- ненасильственности;
- уважения к детям;
- обращения к ним более-менее как к равному человеку, по крайней мере, не сюсюканья;
- психологического комфорта;
- детско-центрированный подход;
- проведения занятий в игровой или свободно-творческой форме;
- свободы передвижения детей по учебному помещению;
- принятие того факта, что дети должны выражать свои эмоции, но при этом никого не убив;
- педагог тоже должен выражать свои эмоции, но в социально-возможной форме;
- присутствия родителей рядом, или хотя бы в пределах досягаемости;
- и все это - применительно ко ВСЕМ детям, а не только к моим;
- не слишком далеко от дома;
- и, конечно же, интерес детей к самой теме занятий.
Как вы уже поняли... с такими запросами... мне было очень тяжело найти что-нибудь вообще.
Выбирали мы долго, очень долго, сколько всего перепробовали... И ИЗО для дошколят, в котором учили ВСЕХ копировать рисунки или картинки из книжек, отчитывая нерадивых пацанят, рисовавших домики и машинки, а не сушеных бабочек, и школьно-ориентированные курсы по чтению или школу раннего развития, в которой 3-4хлетние дети сидели за столом, сложив руки, и все вместе писали карандашом палочки в зеленых тетрадках, бррррр!!!
В конце концов, мы попали в другую Школу раннего развития - в Аничковом дворце, там можно было хотя бы не посещать те занятия, на которых ребенок чувствовал себя некомфортно и несвободно, например, строго-давящую и неинтересную информатику мы прогуливали всегда, а развитие речи - изредка. Остальные занятия были игровые и вполне приличные. Родители, что важно маленьким детям, сидели рядом, в коридоре, и дети могли выбежать к ним, если вдруг их обуревали отрицательные эмоции. А еще там был выделен специальный час на свободную игру в игровой, что было, конечно, очень полезно для разрядки и (наконец-то!) для общения (правда, мой младший общался в это время в основном с преподавательницей, ну, такой уж темперамент :)).
И там же, во Дворце существовали прекрасные шахматы, мои дети вспоминают их до сих пор с большим уважением. Там принимали детей с 5ти лет. Добрый, слегка пофигистичный тренер Александр Львович работал с младшими детьми, рассказывал какую-то теорию, играл, играл с ними в шахматы, устраивал турнирчики и турниры, не ругал за шум и беготню, и давал возможность раскрыться таланту самому, без вмешательства извне. Послушным, построенным девочкам там было тяжеловато :), но мальчишкам - самое то. Дослужился мой старший там до 2-го разряда, младший чуть не дотянул, и ушли они потом в другие, интересующие их коллективы. Иногда хотят вернуться :)
Наша любимая преподавательница ИЗО во Дворце Виктория Владимировна - это само воплощение свободы и творчества, мы ее до сих пор нежно любим. Мой мальчик рисовал там ЧТО угодно, кроме примерной темы занятий, да еще и, бывало, чем угодно, а не теми материалами, про которые только что рассказывали, а его не ограничивали и даже хвалили работы :). Вина в том, что бросил, была, видимо, моя - этот ребенок не мог делать что-то по указке или по плану ВООБЩЕ, я пыталась его как-то воспитать, но слишком рано и перегнула палку. Иногда хочет вернуться.
И еще был "Биотоп" - эколого-биологический отдел при дворце творчества юных Петроградского района, и там же, в центральном здании, тогда существовал приличный кружок оригами с разыгрыванием сказок из своих поделок. В "Биотопе" занятия проходили в клубно-игровой форме, с призами за конкурсы, с командными играми, с плотным общением с животными зверинца, по субботам целых 3 часа вместе с чаепитием. Некоторые дети, так же, как и мои мальчишки, проходили там один и тот же "курс" по 2-3 года, все никак не хотели уходить :) После нас эту эстафету приняла дочка моей подруги и точно так же не хотела бросать.
В бассейне ВМФ по рекомендации моей подруги мои сыновья попали к тренеру, которая тоже была весьма радикальных взглядов, в бассейне!! Она умудрялась быть со всеми детьми в хороших отношениях, всегда веселая, не заставляла, но все работали, все тренировки шли очень бойко, без проволочек, подавала она их в более или менее игровой форме, при этом успевала детей действительно тренировать и НИКТО НЕ УТОНУЛ :) Я такой больше не встречала.
Выводы, которые я сделала из такого дошкольно-младшешкольного кружкового беспредела - слишком много социализации для моих интровертов. Во дворе или среди детей наших друзей и знакомых они чувствовали себя как рыба в воде, а в кружках больше закрывались. Причем в коллективе у свободолюбивых педагогов гораздо меньше, чем у более "воспитующих". Когда кружков становилось в неделю слишком много - дети это показывали сразу же и мы брали тайм-аут - им надо отдохнуть. Отказ ребенка идти на занятие - это явный знак физической или психологической усталости.
Мой критерий "хорошести" педагога был таков: мои, МОИ дети к нему пошли? Не отказались? Не ушли в слезах или хлопнув дверью? О, чудо, педагог - ангел!
Сейчас мои дети дети выбрали для себя нечто совсем другое -
про Лабораторию ботаники при Эколого-биологическом центре Аничкова дворца можно написать сагу - так много этот коллектив и лично Иван Владимирович Черепанов дает моим и всем остальным детям в самых разнообразных планах: и наука, и очень много хорошего общения с правильными людьми, и тренинги, и игра, и поездки-экспедиции, и олимпиады, и семинары, и самостоятельные научные работы, и мальчишеская вольница, и строгое понятие о технике безопасности и методах выживании в лесу, навыки жизни, быта в полевых условиях (это мои пацаны с детства знают, хотя некоторым вещам, например рубить дрова и самим ориентироваться на местности, они научились именно в этих экспедициях). 5 лет они в кружке и дальше нравится все больше.
Старший решил податься в геологи, поэтому тоже уже 5-й год занимается в Клубе юных геологов им. Обручева в Аничковом дворце. У них большой клуб в историческом здании дворца среди белоколонных холлов и шикарных лестниц :), много интересного, хороший музей, строгий курс занятий, рассчитанный на возраст со 2-го по 11-й класс, летняя полевая практика, осенние выезды, экскурсии в геологические музеи, семинары, самостоятельные научные работы, межрегиональные олимпиады, которые часто клуб сам и организует, мастерская по художественной обработке камня - такой нигде в городе, наверное и нет, и т.д. Для интересующихся места лучше не придумаешь.
Младший сын еще занимается
айкидо и
скалолазанием. Скалолазание у старшего - это скорее фитнес, благодаря терпимости и мягкости хорошего тренера спортивной школы, причем, это ПЕРВЫЙ и ЕДИНСТВЕННЫЙ в нашей с детьми жизни "кружок", в который (и то только в этом году) ребенок ходит не из отчетливого личного желания, а по необходимости, можно сказать, мной лично навязанной. Это жестоко, и мне так тоже кажется, но он, во-первых, уже не ребенок, 13 лет, и может понять, что будущему геологу нужно хоть как-то тренироваться или хотя бы вести активный образ жизни, а не лежать на диване 24 часа в сутки с книжкой в руках. Необходимость в выборе спорта недипломатично навязываю я, а вид спорта выбирает сын. Да, как я уже говорила, жили бы в деревне\на хуторе, проблемы бы не было... Впрочем, к счастью, его недовольство, как я вижу, все больше наиграно, просто не дают лишний часок побыть в компании с любимой книжечкой %).
Младшему сыну скалолазание и айкидо с прошлого года пришлось по нраву и по темпераменту - бежать сломя голову за мячом с командой не надо, тут сам за себя, но другу\партнеру помогай, сначала подумай, потом сделай, не получилось - всегда можно переделать опять и опять, нужна не быстрота и тупая сила - а ловкость, расчет, опыт и познание себя. Скоро пойдет на экзамен по айкидо сдавать, уже на 5 кю, нравится :) Тренер добрый очень человек, спокойный, ведет детские, подростковые и взрослые группы, к детям очень мягок, его любят.
Зачем все это было надо? Сначала был порыв на пресловутую социализацию, и сил найти что-то подходящее из "кружков" я потратила очень, очень много. Только примерно треть старательно отобранных мной (по интересам детей и соответствию моим критериям преподавателей) кружков мои сыновья одобряли, заинтересовывались, соглашались ходить и втягивались все больше и больше. Чем старше становились дети, тем чаще они выбирали что-то сами и советовались, что их интересует, и где это можно найти.
Я просто уверена, что с моим детьми было бы все в порядке, даже если бы я не водила их маленьких на какие-то занятия, правда. Старшие бы они уже выбрали сами, никуда бы ничего не ушло. Но вот сейчас, я понимаю, что у нас, в нашей семье, такая жизнь. И у детей моих было такое вот детство - в запыленном мегаполисе, среди каменных зданий и гремящего транспорта, в красивущей исторической части города, но с редкими прогулками на природу и общением с природой дикой, более редкими, чем мне бы хотелось видеть в нашей жизни. С замечательными преподавателями, случившимися в жизни моих детей, но и неприятными, хоть и редкими встречами с педагогами плохими, школьного типа. С суетой, беготней и болезнями родителей, но - другого детства у них не было, и это их жизнь. Выбирать свою дальнейшую судьбу тоже им, какой-то опыт изучения мира у них есть, избрать другой они вольны в любой момент времени.
Живите одной, своей собственной жизнью вместе со своими детьми, и будьте счастливы!