Программа "Школа 2000.." Учебник математики Петерсон. Наконец-таки я почитала рекомендации для учителя. Всё-таки есть смысл их читать. Хотя бы потому, что для меня наконец-таки открылся СМЫСЛ методики (ну хотя бы в первом классе). Оказывается, в тех комплектах по четыре равенства надо везде обводить в кружок ЦЕЛОЕ и подчёркивать ЧАСТИ. Когда дети "на автомате" начинают различать части и целое в равенстве (не важно, записано оно буквами или цифрами), то даются задачи и уравнения. И уравнения решаются не по принципу "переносим в противоположную часть с обратным знаком", а именно так: если неизвестна ЧАСТЬ, то из целого вычитаем известную, если под иксом скрывается ЦЕЛОЕ, то просто складываем части. Ну и решение задач тоже под эту схему подводится.
Ну, это лирика. А теперь основной вопрос.
Сама программа названа "Учись учиться". И вот вчера вечером я открыла для себя "святая святых" - саму методику преподвания и примерные сценарии уроков.
Например, вот тут
http://sch2000.ru/upload/iblock/59c/fgos_str_138-157_prilojenie.pdfПонятное дело, что всю лабуду про навыки и умения мы прпускаем (оно для солидности пишется), но моё внимание привлёк примерный сценарий урока во втором классе. Тема: "Вычитание двузначных чисел с переходом через десяток".
Т.е. я представила сначала, как Я бы объяснила это ребёнку. ПРОСТО РАССКАЗАЛА БЫ. Но с точки зрения методики "Учить учиться" этот вариант не работает. Ребёнок должен САМ сделать выводы!
Сначала дети вспоминают, что в принципе они умеют в вычитании. Они умеют вычитать с переходом через десяток в пределах 20, т.е. решать примеры типа 17-9=8. Ещё они умеют вычитать двузначные числа БЕЗ перехода через десяток: 98-23=75.
Далее дети знают, что сейчас будут решать пример, которого решать не умеют, должны будут сформулировать, в чём у них проблема, она же "индивидуальное затруднение". Оно может быть трёх видов: а) не смог решить вообще, б) решил, но неправильно и в) решил правильно, но не смог дать объяснения, как это сделал. Потом учитель наводящими примерами подводит к мысли
- почему мы не смогли вычесть единицы?
- не хватило в уменьшаемом.
- разве уменьшаемое меньше вычитаемого?
- больше
- куда же спрятались единицы?
- в десяток
- как их достать?
- раздробить десяток.
(ну это мой вольный пересказ)
Ну и потом дети решают примеры с комментированием и составляют некий эталон и выводят правило (более сильные - сами, послабее - с подсказки учителя).
Вот, собственно, тут и мой вопрос. Я не уверена, что в состоянии к каждому новому знанию вести такую сложную тропу. Я тупо ДАЮ знания (вычитаем ВОТ ТАК), а не подвожу к мысли, КАК это сделать.
А как даёте математику Вы?
Спасибо всем, кто откликнется.