Суздаль - Музей деревянного зодчества

Nov 14, 2010 00:33



На следующее утро мы вновь направились в Суздаль, чтобы посетить Музей деревянного зодчества.

Он представляет собой деревню, в которую свезли уцелевшие деревянные здания: церкви, жилые избы, хозяйственные постройки из различных мест Владимирской и соседних областей.

Здесь сконцентрировано большое количество строений, которые дошли до нас из XVIII-XIX веков, не сгорело при пожарах, не было разобрано на дрова или разломано в трудные годы... К тому же, всегда интересно посмотреть, как жили наши предки!




Как только мы зашли на территорию - началось! Небо стремительно темнело с каждой секундой, а над деревянной церковью с диким гвалтом кружила стая воронья...



Шучу! На самом деле, здесь было тихо и спокойно, только вот погода немного подвела - моросил противный дождик.
Преображенская церковь ("Church of the Transfiguration", как значилось на табличке рядом - перевел же кто-то!) была построена в селе Козлятьево Кольчугинского района Владимирской области в 1756 году и являет собой образец деревянной архитектуры ярусного типа.



А это - Воскресенская церковь с колокольней постройки 1776 года, перевезенная из села Патакино в 1970-е годы.



В церкви восстановлен интерьер с характерным для сельского храма небольшим иконостасом.
Когда мы посещали Суздаль год назад, то открыта была лишь она, а в другие здания не пускали.



Что же, в этот раз нам повезло больше, и остальные дома были также открыты.
Дом небогатого крестьянина из села Илькино Меленковского района, XIX век. Типичное жилище крестьянской семьи среднего достатка, фасад украшен глухой резьбой.



Скромное крестьянское хозяйство - лавки, инструмент, заготовленные на зиму сено и веники...



Изба - жилая часть крестьянского дома. Раньше я считал, что изба - это и есть дом целиком.



Характерным для интерьера избы является наличие встроенной мебели, которая рубилась вместе с домом: лавки, полати, полки.



Подвижной мебели в избе было мало (стол, приставная скамья). Вдоль стен - встроенные лавки, над ними - полки ("полицы").



Главный элемент интерьера - печь, а пространство между нею и фасадной стеной - "бабий кут" (видимо, отсюда пошло слово "закуток"). Сюда хозяйка дома всегда могла пригласить своих подружек на посиделки, а хозяин, согласно традициям, прогнать их оттуда не имел права. :)



Справа от входной двери (если стоять спиной к ней) располагался "коник" - место, где спал, работал и хранил инструменты хозяин. На лавке вдоль правой стены работали женщины.
Электричества тогда, понятное дело, не было, и вечерами в доме жгли лучину (подставка которой виднеется справа от стола).
Лучина горела 5-7 минут, и при ее тусклом свете хозяева занимались своими делами. Если какой-то из детей провинился, то его наказывали - заставляли держать лучину целый вечер напролет.



А это - дом зажиточного крестьянина из села Лог Вязниковского района (XIX век) - двухэтажный, с резным карнизом "городского" типа и с крытым двором.
На пороге стоит ткачиха, но о ней чуть позже.



По сравнению с предыдущим домом, у этого крестьянина был роскошный "гараж", где он хранил сани, телеги, инструменты для земледелия и тому подобное.



Здесь же хранились бочки с припасами, запас дров на зиму, а на "антресолях" держали птицу.



Лавка, идущая вдоль фасадной стены - парадная, "красная". По диагонали от печи - "красный угол", украшенный иконами.
Некоторое количество покупных фабричных изделий (зеркало, часы, самовар), а также фотография и портреты на стене указывают на определенный достаток хозяина.



Настил над дверью - "полати", где спали дети.
Хозяин богатый, на столе - хлеб да соль.



Комнатка, где в сундуках хранились сделанные ткачихами вещи.



Верхний этаж дома был жилым, нижний же занимала "ткацкая светёлка" - рабочее помещение для наемных ткачих.
Домашнее ткачество было одной из форм рыночного хозяйства в период становления капитализма в России (печатаю эту фразу, а сам вспоминаю лекции в институте). :)



За летний сезон опытная ткачиха могла соткать три полотна по 50 метров каждое, итого 150 метров, за что и получала неплохие по тем временам деньги.
Между двумя ткацкими станками находится станок, при помощи которого красили пряжу - для этого ее разматывали по кругу так, чтобы она лежала на крестовине свободно, после чего эту крестовину погружали в емкость с красителем.
Красители тогда использовались натуральные (луковая шелуха, хна и так далее). Более того, существовала технология закрепления цвета (чтобы он не выцветал при стирке).



Колесный колодец использовался для подъема большого количества воды. В колесо залезал человек и бегал вперед-назад, как белка. :)



Типичный деревенский дом из села Каменево. На лобовой доске, украшенной глухой резьбой, вырезана дата "1861".



Идем дальше.



Слева - амбар-лабаз (или "ламбар", как мы его окрестили между собой) из села Мошок Судогодского района - хозяйственная постройка XIX века для хранения зерна и других продуктов.



Ветряная мельница из того же села (XVIII век). В то время данный тип мельниц (восьмигранный сруб на четверике) был преобладающим во Владимирской губернии.
Верхняя часть конструкции с крыльями поворачивалась к ветру с помощью длинной жерди - "воротила".



Для интересующихся, как же это все работало.



Ну что же, мы осмотрели практически весь музей, узнали много интересного, но пора ехать дальше!

Часть 1. Муромцево, Боголюбово, Кидекша
Часть 2. Суздаль ночью и наш необычный отель
Часть 3. Суздаль - Музей деревянного зодчества
Часть 4. Церкви Ивановской области.

Старина, Владимирская область, Церковь, Музей, Путешествия, 2010, Архитектура

Previous post Next post
Up