Муромцево, Боголюбово, Кидекша

Nov 12, 2010 18:23



По преданию, граф Храповицкий, путешествуя по Франции в 1880-е годы, был в восторге от средневековых замков. На замечание французов, что в России ничего подобного нет, Храповицкий нашел своеобразный ответ: он заключил пари, что построит замок...




Спустя несколько лет, наш герой, если верить легенде, пригласил в свое имение напыщенного французского вельможу и подвел его, первым делом, к конюшням.
"М-да," - процедил француз - "пожалуй, Вам удалось, в общих чертах, скопировать мое родовое гнездо."



На что Владимир Семенович Храповицкий ответил:
"Это не замок, это конюшни. Здесь всего лишь живут мои лошади!".



История усадьбы Муромцево не уходит корнями в дремучее средневековье. Корни эти, как и корни сохранившихся от парка исполинских деревьев, уходят в не столь уж далекий 1884 год. Именно в этом году граф Храповицкий, гусарский полковник и крупный лесопромышленник, приступил к реализации своей мечты - возведению небывалого дворцово-паркового ансамбля



Башня западного крыла.
Вне всяких сомнений, граф обладал двумя крайне необходимыми для этого дела вещами - деньгами и вкусом. В результате удачного сочетания того и другого, строительство было поручено одному из лучших архитекторов того времени - Петру Самойловичу Бойцову.



Однако вскоре между заказчиком и архитектором следует разрыв и последний штрих к портрету усадьбы (исполненный по желанию ее хозяина) наносится в 1906 году неизвестным автором.



В этом году к главному дому пристраивается еще одно крыло с могучей башней, также готического свойства, но уже в ином - более мрачном и холодном стиле.
Посередине башни можно заметить остатки фамильного герба Храповицких.



Обе части здания заметно контрастируют друг с другом, что, впрочем, нисколько не мешает их гармоничному сосуществованию.



Обходим усадьбу вокруг. Восточное крыло главного дома.



Даже не верится, что такое можно встретить в русской глубинке!



Вид на восточную часть замка. Справа можно увидеть огромное окно, за которым расположены аж два лестничных пролета.



На задворках. Где-то здесь стоит дерево, расколотое ударом молнии, но мы его не нашли.



Заходим внутрь через единственный открытый проем.



Остатки камина в соседней комнате.



И еще один камин в большом зале. Напоминает кого-то злого.



Через пролом в полу спускаемся в подвал, где сохранились старинные котлы парового отопления замка.



Прогуливаемся по комнатам.



Парадная лестница - единственная, которая уцелела.



То самое окно, о котором я говорил ранее.



На самом верху. Обожаю башни! :)



Вроде как здание взяли в долгосрочную аренду и начали было восстанавливать (снаружи видно, что крыша действительно новая, но сколько она здесь продержится - неизвестно).



Вначале я решил, что это было что-то типа внутреннего дворика, но, приглядевшись, увидел остатки следов перекрытий между этажами.
Через основание башни, кстати, когда-то можно было выйти наружу.



Усадебная церковь в псевдорусском стиле, построенная архитектором Бойцовым в 1899 году (последняя его постройка в Муромцеве).



Колокол с хитрым ударным механизмом. :)



Необычная арка посреди поля неподалеку от усадьбы. Интересно, что же здесь когда-то было?

11 сентября 1921 года в бывшем имении графа Храповицкого был основан лесной институт. В 1979 году институт переехал в новое здание, фактически предрешив судьбу главного усадебного дома.
Два последовавших пожара выглядят закономерным продолжением истории...



Далее мы поехали в населенный пункт Боголюбово, расположенный неподалеку от Владимира. Оставив машину возле железнодорожной станции, по вымощенной камнем дорожке отправились к церкви Покрова на Нерли.
Дорожка вела нас через живописный луг. Должно быть, летом, когда расцветали все травы, здесь было особенно красиво!



Церковь была построена в 1158 году на рукотворном холме. Подобная технология позволяла противостоять подъёму воды при разливах реки. Место расположения храма действительно уникально: его построили в низине, на заливном лугу.
Церковь освящена в честь праздника Покрова Богородицы, установленного на Руси в середине XII века по инициативе Андрея Боголюбского. Вероятно, это первая церковь Покрова на Руси.



Особого внимания заслуживают элементы отделки стен.



Центральная фигура в композиции трёх фасадов храма - восседающий на троне царь Давид с псалтырью в левой руке, двуперстно благословляющий правой рукой. Также в оформлении используются львы, птицы и женские маски.

Зайдя в церковь, я узнал, что при постройке иконостаса внутри изначально не было, он был воздвигнут позже и его "стена" как бы разделила внутренний зал напополам.



Обходим пруд вокруг. На фотографии видно, что левое окошко второго этажа имеет отличную форму от остальных и находится ниже. При ближайшем рассмотрении выяснилось, что это не окошко, а деревянная дверь (окна узкие и высокие, здесь же низкий и широкий проем). Только вот зачем она там - неизвестно.



Ранее здесь было место впадения Нерли в Клязьму (ныне русла рек изменили своё положение). Церковь находилась практически на речной «стрелке», оформляя перекресток важнейших водных торговых путей.
Фундамент ее уходил на глубину более пяти метров. Подобная технология позволяла противостоять подъёму воды при разливах реки.



На Википедии наткнулся еще один интересный факт.
В конце XVIII века из-за низкой доходности Покровской церкви игумен Боголюбского монастыря (к которому она была приписана) пытался разобрать храм на строительный материал для возведения монастырской колокольни, однако недостаток средств не позволил начать работы.
Позднее же это выдающееся творение владимиро-суздальских зодчих было признано всемирно известным памятником архитектуры Древней Руси.



Далее наш путь лежал через Суздаль в Кидекшу (название в переводе означает "каменистый залив" или "каменистая речка").
Здесь в правление Юрия Долгорукого была возведена церковь святых князей Бориса и Глеба, датируемая 1152 годом - примерно в то же время, что и Покрова на Нерли.



Покосившаяся колокольня, построенная в XVIII веке.



Церковь Бориса и Глеба - одноглавая, четырёхстолпная, трехапсидная. Сложена из прекрасно отёсанных и положенных почти насухо квадров качественного белого камня. В плане храм без учёта апсид очень близок к квадрату.
Вероятно, сама церковь закладывалась Юрием Долгоруким в честь своих младших сыновей Бориса и Глеба, получивших имена первых прославленных в земле Русской святых - покровителей княжеского дома. Она также послужила усыпальницей для одного из этих сыновей Юрия Долгорукого - князя белгородского и туровского Бориса Юрьевича, умершего в 1159 году.



В Кидекше сохранились остатки оборонительных валов - вблизи устья речки Каменки («Каменка» на угро-финском языке - «Кидекша»), которая сливается с Нерлью, впадающей в Клязьму.
Возле стены расположен небольшой дощатый помост, откуда открывается красивый вид на обмелевшую реку.



Церковь святого архидъякона Стефана построена в 1780 году как зимняя "в пару" к церквь Бориса и Глеба. Сейчас - действующий храм Владимирской епархии.

Находясь на огороженной территории, испытываешь какие-то приятные чувства спокойствия и умиротворенности, забытые из-за городского ритма жизни. Не хочется никуда спешись, просто стоишь, смотришь на речку и слушаешь, как дует ветер. А вокруг тишина...



Тем временем на улице темнело, и в монастырских окнах зажгли свет. Нам же пора было ехать в пригород Суздали, в самый необычный отель, который я когда-либо видел.
Полюбовавшись "падающей" колокольней (с этого ракурса наклон здания вживую был наиболее заметен), мы отправились дальше.

При написании использовался текст с сайтов:
towns.ru, altertravel.ru, wikipedia.org.

Часть 1. Муромцево, Боголюбово, Кидекша
Часть 2. Суздаль ночью и наш необычный отель
Часть 3. Суздаль - Музей деревянного зодчества
Часть 4. Церкви Ивановской области.

Ночное фото, Владимирская область, Церковь, Путешествия, Архитектура, Старина, 2010, Усадьба, Замок, Башня

Previous post Next post
Up