В 1924 г. Приказом РВС СССР №1206 на территории Радицкого вагоностороительного завода (на станции Мальцево Брянской губернии) создана база бронепоездов РККА. В течение последующих двух лет здесь аккумулируется вся имеющаяся в наличии бронепоездная матчасть и начинают функционировать мастерские по её ремонту. В 1930 г. бронебаза переформирована в военный склад № 60.
Директивой штаба РККА № 020557/сс/149 от 1.04.1930 г. военскладу № 60 ставилась задача модернизация старых бронепоездов с целью повышения их боевых и технических характеристик (а заодно и унификации). Базовой для модернизации взяли бронеплощадку завода "Красное Сормово" выпуска 1920 г. Но в ходе работ выяснилось, что на сормовских площадках весьма затруднительно выполнить требование Генштаба о том, что все поезда РККА должны вписываться в "льготный железнодорожный габарит 1435 мм", то есть иметь возможность действовать на дорогах Западной Европы (и бывших территорий Российской империи, где колея активно перешивалась на европейскую). Поэтому, параллельно с работами по модернизации, мастерские военсклада №60 разработали собственный проект бронеплощадки, представленный на утверждение в УММ РККА летом 1930 года.
Бронеплощадка типа военсклада № 60
Проект легкой бронеплощадки, выполненный мастерскими военного склада № 60, во многом повторял конструкцию площадки брянского типа времен Гражданской войны с изменением конструкции орудийных башен, пулеметных установок и командирской башенки.
В качестве базы использовался американский полувагон на тележках "Фокс-Арбель". Бронекорпус крепился на каркасе из металлического профиля при помощи болтов, борта при этом делались двойными: 9-мм сталь - 100-мм зазор с деревянной прокладкой - 9-мм сталь. Это должно было обеспечить непробитие простой пулей со всех дистанций и бронебойной с дистанции 400 шагов и выше;
Причём, из-за дефицита броневой стали проект предусматривал использование обычной (неброневой), которую предполагалось снимать с бронеплощадок постройки времен Гражданской войны.
На концах площадки устанавливались орудийные башни цилиндрической формы. Они защищались 16-мм броней, на крыше каждой имелась вращающаяся башенка для командира орудия и орудийной панорамы. Для
демонтажа и установки орудия в задней части башни имелись специальные люки.
Для удобства работы экипажа на крыше бронеплощадки между башнями размещался короб, с восемью небольшими лючками (два сверху и по три с боков), которые служили и для наблюдения, и для вентиляции. В центре короба монтировалась шестигранная командирская башня с шестью смотровыми
щелями.
Вооружение каждой площадки состояло из двух 76,2-мм полевых орудий образца 1902 года, смонтированных на тумбовых установках Брянского завода и шести пулеметов Максима. Четыре пулемета размещались в бортах, на установках "Верлюз" сормовского завода, а два - в передних листах башен, справа от орудия. Стволы пушек с боков защищались броневыми «щеками». Боекомплект - снаряды и патроны в лентах и коробках - хранились в специальных стеллажах.
Посадка экипажа площадки, состоящего из 20 человек, осуществлялась через две двери в бортах, кроме того, в полу имелся люк для аварийного выхода на железнодорожное полотно.
Проекты получили одобрение в УММ РККА, и в сентябре 1930 года мастерские склада № 60 приступили к бронировке двух платформ. Как и предусматривалось проектом, на них пошла сталь с броневагонов времен Гражданской войны. По результатам их испытаний принято решение о серийном производстве. На 1932 г. запланировали изготовление 26 бронеплощадок, обозначавшихся в документах, как "легкие бронеплощадки типа военсклада № 60".
Но производство продолжалось недолго. В 1933 г. на военскладе №60 разработали улучшенный вариант бронеплощадки на базе четырёхосного 50-тонного вагона на тележках "Даймонд" (выпуск которых как раз освоил брянский завод "Красной Профинтерн"). Броневая защита бортов осталась комбинированной, но усилилась: 15-мм броневая сталь - воздушный зазор - 12-мм обычная сталь. Коренным образом была переработана конструкция орудийных башен: теперь они изготавливались из плоских 15-мм бронелис-
тов, сваренных между собой, и в плане имели вид правильного 20-угольника. Благодаря более плотной компоновке удалось уменьшить высоту корпуса и броневагона.
Новые площадки получили обозначение "бронеплощадка легкая образца 1935 года" - ПЛ-35. Из производство развернули на заводе "Красный Профинтерн". В 1938 г. их сменили бронеплощадки ПЛ-37 с увеличенной до 20 мм толщиной брони (обеспечивала защиту от 7,62-мм бронебойных пуль на всех дистанциях, 12,7-мм бронебойными пулями пулемета ДК с 650 м. и 37-мм бронебойным снарядом с 1200 м.) и новыми тумбовыми установками орудий, обеспечивающий угол вертикальной наводки до +37 градусов (что давало прирост дальности стрельбы в 4 км по сравнению с бронеплощадками типа военсклада №60).
Первые же бои 1941 г. показали слабость бронировки даже бронеплощадок типа БП-37. Уже 5 июля бронетанковое управление потребовало усилить их защиту введением экранировки листами толщиной 10-20 мм.
Таким образом,
лёгкие бронепоезда №№47, 48 12-го ОДБП получили не самую современную матчасть, не далеко ушедшую от поездов Гражданской войны. Но ещё большую проблему составляло техническое состояние бронеплощадок.
Вторая бронеплощадка БЕПО №47
16 мая 1940 года начальник АБТУ РККА командарм 2-го ранга Д. Павлов писал заместителю народного комиссара обороны Кулику: "Бронеплощадки на тележках "Фокс-Арбель" в количестве 14 штук немедленно снять с вооружения как устаревшие по оборудованию и небезопасные по эксплуатации по ходовым частям..."
"…Бронеплощадки постройки 1930 - 1932 годов на ходовых частях типа "Фокс-Арбель" имеют 76-мм пушки образца 1902 г. Броневой корпус состоит из двойных листов 9-мм котельной стали с прокладкой между ними дерева (дерево сгнило). Внутренняя связь отсутствует. Орудийные башни часто заедают вследствие плохой конструкции ее и прогиба рамы бронеплощадки. Ходовая часть перегружена. Распоряжением НКПС № 302от 14.6.36 г. Подвижной состав на тележках "Фокс-Арбель" признан негодным к эксплуатации и изъят из товарного парка жд сети. На этом основании бронеплощадки на тележках "Фокс-Арбель" НКПС с 1939 года не ремонтируются. Эти бронеплощадки фактически не являются боевыми и не могут быть учебными. Количество их - 14 штук
Сводная запись темы Бронепоезда июня 41-го (оглавление)