А были ли бронепоезда в Жодино?

Oct 06, 2016 10:00


Казалось бы - странный вопрос: существуют вполне однозначные указания на Жодино в двух различных документах ( докладная записка командира 9 дивизии НКВД по ОЖС и ОВПП полковника Истомина и объяснительная младшего лейтенанта Квашнина), которые вполне коррелируют между собой. Однако, не всё так просто.

Начнём с того, что множественное число применено не случайно - оба документа упоминают помимо БЕПО 58 ещё один бронеобъект.

Читаем объяснительную лейтенанта Квашнина:

"В это время [26.6.41 в 23.30] подъехало МБВ неизвестного полка. Совместно стали вести огонь по противнику… … С бронепоездом на станции остался МБВ Н части без командного состава и еще зенитная установка… …МБВ и зенитная установка прекратили огонь.…"

У полковника Истомина: "На ст. Жодино находится БЕПО 58 полка, много ценного оборудования и еще неизвестный бронепоезд, оставленный личным составом"



Один из немецких снимков БЕПО-МБВ 76 полка 3 дивизии НКВД по ОЖС и ОВПП на станции Смолевичи.


"МБВ" - это "мотоброневагон" или "бронированный моторный вагон" - бронеплощадка, снабжённая двигателем внутреннего сгорания и способная передвигаться самостоятельно.



Мотоброневагон типа Д-2

На вооружение РККА до начала Великой Отечественной войны мотоброневагоны не поступали, зато имелись в частях НКВД по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности в составе учебных БЕПО-МБВ (то есть под термином "МБВ" может скрываться, как единичный мотоброневагон, так и целый бронепоезд, включающий по штату три моторных броневагона типа Д-2, бронепаровоз, бронированный вагон-склад, вагон-мастерскую, вагон-кухню, два бронеавтомобиля БА-10 на железнодорожном ходу, авто- и мотодрезины)



БЕПО-МБВ 82 полка войск НКВД по ОЖС и ОВПП

И подходящая кандидатура находилась совсем рядом - вечером 26.6 и днём 27.6 у станции Красное Знамя (12 км. западнее Жодино) вёл бой с немецкими танками бронепоезд 76 полка 3 дивизии НКВД по ОЖС и ОВПП. Но это поезд до Жодино не дошёл - оставлен экипажем в двух километрах к западу от станции Красное Знамя.

Однако, на немецких снимках разбитого бронепоезда присутствуют только два мотоброневагона. Возможно, третьему удалось самостоятельно прорваться в Жодино или он вообще действовал в отрыве от состава и в бою не участвовал.



БЕПО-МБВ 76 полка на станции Смолевичи.

Но более вероятной выглядит другая версия - описанные лейтенантом Квашниным события произошли не в Жодино, как он указывает, а на станции Красное Знамя. Тем более, что командир БЕПО 76 капитан Кононенко вечером 26.6 видел БЕПО 58 именно там. Приведу несколько цитат из его доклада:

"Не доезжая 2 км до ст. Красное Знамя база остановилась. Я послал разведку выяснить причину остановки, оказалось, что ж.д. путь в двух местах взорван, и впереди баз-73-76 стоит БЕПО 58 полка НКВД 9 дивизии и зенитный полк [эшелон с подразделениями 479-го зенитного артиллерийского полка 4 бригады ПВО, возвращавшегося к месту дислокации с учений - вот и "зенитная установка"]…

Особенно обращаю внимание на этот фрагмент:

"Это было в 23.00 26.6.41 г. В это время по шоссе Минск-Борисов шли танки, давая сигналы ракетами. Полагали двояко: или наши танки 84 дивизии РККА, или же германские. После этого была послана осветительная ракета от танков к стоящим на ж.д. эшелонам и сейчас же открылась стрельба по эшелонам. Тогда только я точно установил, что это танки противника и дал приказ открыть огонь из орудий по вспышкам огня танков. Как только БЕПО открыл огонь из 4 орудий, танки противника прекратили вести огонь. Я выслал разведку выяснить сколько танков. Мне доложили, что танков противника 6 штук"

Сравниваем с тем, что у Квашнина:

"26.6.41 в 23.30 были окружены танками и десантами противника. В это время на станции находились два воинских эшелона и два эшелона с беженцами. Эшелонам дальше двигаться было некуда, т.к. было взорвано жел дор полотно. В это время подъехало МБВ неизвестного полка. Совместно стали вести огонь по противнику. Через некоторое время нам сообщили, что танки наши, и мы прекратили огонь. После прекращения огня все эшелоны разгрузили и пошли пешком. "

В пользу этой версии говорит и то, что немцы ничего не пишут про бой 26.6.41 в Жодино и про окружение станции "танками и десантами". Фактически, вплоть до 29 июня (и даже позднее) немецкий авангард оставался в районе станции Красное Знамя, где на него и наткнулась разведгруппа 1 МСД и подполковника Гладченко. В Жодино разведчики противника не видели. Начальник гарнизона города Борисов корпусной комиссар Сусайков по результатам рейда предполагал "продолжить вести наблюдение с рубежа ст. Жодино бронемашинами".

Ошибка Квашнина (если она имела место) может быть вполне объяснима, учитывая ряд факторов:
- он не являлся штатным членом экипажа БЕПО 58, не имел карт и вряд ли следил за маршрутом следования, тем более ночью;
- станция Красное Знамя невелика и на довоенных картах значится разъездом. Возможно, в темноте Квашнин вообще её не заметил;
- после оставления состава, экипаж выходил на Борисов через Жодино.

Труднее объяснить то, что полковник Истомин тоже пишет про Жодино. Но и тут возможны варианты:
- неточность доклада подполковника Гладченко или его интерпретации полковником Истоминым (всё же разведгруппа доходила почти до ст. Красное Знамя и могла наблюдать бронепоезд там);
- искажение информации (например, состав БЕПО 58 мог находиться не "на станции Жодино" а "в районе станции Жодино", то есть на перегоне Красное Знамя - Жодино).
- доклад верен и 29.6.41 БЕПО 58 находился в Жодино. Немцы упоминают о том, что пресекли ряд попыток эвакуации эшелонов с перегона. Возможно, БЕПО 58 всё же удалось вывести на станцию Жодино, где он снова застрял ввиду разрушения путей (в 200 метрах восточнее станции).

Впрочем, это хоть и логичные, но всё же предположения.

И остаётся неизвестной судьба третьего мотоброневагона БЕПО 76.

Сводная запись темы Бронепоезда июня 41-го (оглавление)

Великая Отечественная, Смолевичи, 2_Мировая, Бронепоезд, Железная_дорога, Красное_Знамя, Война, Жодино

Previous post Next post
Up