Я упоминал, что русские военные железнодорожники строили в прифронтовой полосе в основном широтные линии. Но и из этого правила случались исключения.
Так в конце 1915 г. узкоколейкой Городьки - Пруды соединили расходящиеся на северо-запад и юго-запад Либава - Роменскую и Бологое - Седлецкую железные дороги. Причём, станцию Городьки (ныне - ст. Воложин) создали заново, вместо разрушенной ст. Листопады. Дрога имела протяжённость 42 км. Движение осуществлялось паровой тягой.
В полосе 4-й армии имелась так же 32-х километровая узкоколейка с паровой тягой от ст. Вилейка через Любань до Русского Села и далее в сторону Дубатовки.
Ещё одна короткая линия вела от ст. Залесье до Колпеи (рядом со Сморгонью, но на другом берегу Вилии).
Плюс от Молодечно на северо-восток шля конная ветка на фольварк Устрень. Скорее всего - лесозаготовительная.
или открыть в новом окнеПо другую сторону фронта тоже проложили рокадную линию между Либава - Роменской и Бологое - Седлецкой дорогами. Правда, данные о её маршруте рознятся. Однозначно, она начиналась в Солах, а далее, то ли шла через Крево на Подберезье, то ли через Боруны на Богданов (то есть несколько западнее). Есть так же версия, что изначально это две независимые узкоколейки, соединившиеся в Крево. От Подберезья, по насыпи разобранной дороги широкой колеи узкоклейка шла на запад к станции Войгяны (Мостище), где немцы устроили пункт перегрузки. В Войгянах ещё с 1907 г. существовала узкоколейка до Букатово.
Малоприметные Солы превратились в важный транспортный узел. Ещё одна узкоколейка (600 мм) уходила отсюда на Жодишки (23 км.). Имелась связь со Свенцянско-Лынтупской сетью.
Южнее, для подвоза к Березине, немцы соорудили в 1916-1917 г.г. узкоколейку от станции Юратишки. Дорога проходила через одноимённый населённый пункт и разветвлялась на 4 части - на Грабово, Островце, Бакшты и Старую Березину. Частично разобрана после Первой Мировой, но продолжала функционировать, как минимум, до 1943 г.
А вот линия на Ивье, построенная в 1917 г., предназначалась сугубо для заготовки леса. Так же лесовозными были узкоколейки в более глубоком тылу - от фольварка Гуды до Великого Села, от Поречья на Плебанишки (хотя тут есть сомнение на счёт даты сооружения), От Мартынканцев до р. Котры (1914 г.) и далее на Мотыли (1916-1917 г.г.). Последнюю тянули французские военнопленные. На счёт узкоколейки к Щучину есть сомнения, а вот линия на Василишки точно довоенная.
В полосе 10 русской армии дороги вновь вытянулись с востока на запад. Но присутствует довольно редкое по эту сторону фронта разветвление. От ст. Радошковичи на Першай и Капустино узкоколейку протянули к 1 сентября 1916 г. Позже её продлили до Воложина (не путать с одноимённой станцией, на тот момент называвшейся Городьки (см. выше). Ответвление от этой линии шло от Першаи на Ивенец и далее до именья Полдеражи.
По Рижскому мирному договору станция Радошковичи (в отличие от населённого пункта) осталась на советской территории и узкоколейка потеряла связь с дорогой широкой колеи. В результате она частично была разобрана, частично присоединена к линии, начинавшейся в Войгянах.
От ст. Койданово Московско-Брестской дороги узкоколейка с конной тягой шла на Налибоки (54 км). Точно известно, кто строил перегрузочную платформу. Эта работа произведена силами 3-й роты 2-го запасного железнодорожного батальона под командой капитана Котляровского.
сводная запись темы "Узкая колея"