May 25, 2024 16:24
(продолжение лекции мистера Мэна)
- А вы можете рассказать нам пример?
- Да, конечно, но знаете что... Пожалуй, я перед этим расскажу вам побольше о трёх препятствиях в обучении... Или если быть более точным - о трёх ВИДАХ препятствий в обучении. Тем более что сегодня я уже кое-что рассказал вам.
Итак, препятствия в обучении. На английском языке это звучит barriers to study, а по-русски это переводится как «препятствия в обучении». Давайте разберёмся с определением этого понятия. Препятствие - это барьер для чего-то, в данном случае для того, чтобы чему-то научиться. Таким образом, препятствие в обучении - это то, что мешает человеку понять материал... мешает ему воспроизвести и усвоить материал. Препятствие может помешать чему-то научиться. Но это в лучшем случае оно мешает и затрудняет обучение, а в худшем - оно может вообще полностью заблокировать способность человека изучать конкретный предмет, например, физику или вождение автомобиля. Плюсом здесь является то, что если человек знает, что это за препятствия и как с ними справляться, то учиться сразу становится легче, проще и быстрее.
Теперь вот самый интересный момент. Можем ли мы как-то находить эти препятствия и определять их по видам? Да, можем. Это просто факт, это данность. Весь фокус состоит в том, чтобы распознавать, как эти препятствия ПРОЯВЛЯЮТ себя. Дело в том, что эти препятствия действительно вызывают у человека определённые умственные и физиологические РЕАКЦИИ. Мы их ещё называем ПРОЯВЛЕНИЯМИ: эти два слова, по сути, являются здесь синонимами. Вот по этим реакциям вы можете, во-первых, замечать у себя (и даже у других) те моменты, когда возникают препятствия. Во-вторых, вы можете точно определить, какое именно препятствие вам встретилось. Было бы здорово иметь такие знания? Да? Да!!! Вся прелесть в том, что мы действительно можем это делать.
Как это бывает на практике? Сидит, значит, человек и читает какую-то чрезвычайно умную книгу, и сначала, естественно, у него нет никаких проблем. Он быстро двигается по материалу и хорошо соображает. У него присутствует интерес и энтузиазм. Это идеальное состояние студента, который учится, или любого простого человека, который читает чрезвычайно умную, полезную книгу. Но вот в какой-то момент что-то изменяется, и тут он чувствует... тут он понимает - да блинский блин! - что интерес вообще пропал куда-то! Исчез!!! Или что он мечтает о чём-то постороннем (вместо того, чтобы просто с интересом читать книгу), т.е. он не присутствует, его здесь нет. Да что это такое!!! Или что он (ещё одно проявление) сидит и зевает во весь рот как бегемот! Да что за чёрт!!! Да, вот так и бывает при обучении довольно часто... Знакомые проявления, правда? Бывали ли у вас такие моменты? Ну конечно, подобное бывало у каждого, кто действительно пытался научиться чему-то.
Но любая подобная реакция (у студента пропал интерес, либо он начал зевать, либо что-то ещё) означает лишь то, что он столкнулся с каким-то барьером. Вот и всё! Ещё раз повторю: ПРЕПЯТСТВИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ВЫЗЫВАЮТ УМСТВЕННЫЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ. Это срабатывает как механизм: идёт препятствие, а за ним тут же появляется проявление. Как часы, раз-два... Возможно, что до студента или читающего книгу начнёт что-то доходить. Возможно, что он начнёт понимать, что застрял где-то вот здесь, где-то на этой странице... Он понимает, что завис в непонимании. Завис или совсем немного, или вообще капитально застрял.
Или до него вообще ничего не доходит. При этом он может сказать или подумать про себя: «Ну это просто голова разболелась». Или что-то ещё. А на самом деле это проявляются те или иные реакции, возникшие вследствие препятствий в обучении. Но человек, как правило, не имея таких знаний, находит ближайший «ответ» на это: «Такое случается». Или ещё какое-нибудь оправдание: «Это просто усталость накопилась». Или даже: «Да ничего особенного, надо просто выпить таблетку от головной боли». Ха-ха! Действительно, зачем искать какую-то причину? Надо в самой простецкой, прямолинейной манере продираться дальше через текст, несмотря ни на что! Невзирая на боль в голове или внезапную усталость! Идти напролом через барьеры как громоздкий, неуклюжий рыцарь с тяжёлыми доспехами и щитом!!! (Делает суровое лицо.) А затем упасть безжизненным бревном на стол (или на диван, если он дома) и уснуть. (Показывает, будто спит.) Вы спали на книгах? Ха-ха! Ну ладно.
Нет, не стоит сражаться с книгой! Правильный путь - это выяснить, что стало проблемой? Зная барьеры, вы получаете способ справиться с ними. Это хорошая мысль, запомните её... Представьте теперь, что студент знает про препятствия в обучении (знает, что это такое) и знает, как их «взламывать». По-английски «взломать» будет crack. Например, фраза crack the code, т.е. «взломать код». В технологии обучения смысл практически тот же самый, но вы взламываете барьеры на пути к знаниям. При этом когда вы взламываете, казалось бы, какой-то маленький барьер, вы - бам! - получаете мощный эффект прояснения, когда вы понимаете столько всего сразу! Ого-го!!! Всё сразу становится на свои места.
Итак, самое главное препятствие (а в технологии обучения оно известно как «третье препятствие») - это непонятое слово. По-английски это будет misunderstood word. Как видно из английского варианта фразы, слово может быть не понято, а может быть понято, но неправильно. Если слово просто не понято, то тут всё однозначно, т.к. у человека элементарно нет определения слова. Он не знает этого слова, и поэтому ему нужно прояснить его. Но как человек может понимать слово, но неправильно? По-разному.
Есть разные способы неправильного понимания слов. Например, есть ЛОЖНОЕ (совершенно неправильное) определение: человек читает или слышит слово «кошка» и думает, что «кошка» означает «цветок». Сильнее ошибиться просто невозможно.
Есть ВЫДУМАННОЕ определение: человек в детстве слышит, как кого-то назвали «девчонкой», когда тот проявляет слабость, и поэтому выдумывает для слова «девчонка» определение «трусливый человек». Или же человек слышит слово «травоядные» и выдумывает значение «люди, которые едят на траве», вероятно, представив картинку пикника на природе. Вообще в наш век, когда по телевизору и в газетах стало слишком много лжи и манипуляций, данный тип непонятого слова (выдуманное определение) может встречаться не так уж и редко. Вы можете припомнить, например, что сейчас на Западе выдумывают новые значения полов для мужчин и женщин из-за новых политических изменений.
Есть НЕПОЛНОЕ определение: человек читает слово «офис» и думает, что оно означает «комната». Нет, комнаты бывают разные. Офис - это «комната или помещение, в котором располагается компания или администрация предприятия или учреждения».
Есть НЕПОДХОДЯЩЕЕ определение, когда оно не подходит к слову в данном контексте предложения. Например, человек слышит: «Необходимо заменить колено водопроводной трубы», а для него «колено» имеет только одно значение: «часть ноги, где она сгибается». Поэтому человек думает, что кто-то будет вставлять человеческое колено в водопроводную трубу. В результате услышанное предложение не имеет для него смысла. Подходящее в данном предложении определение «колена» будет такое: «часть трубы, которая из-за своей изогнутой формы заставляет жидкость менять направление». В общем, человек должен знать данное слово во всех его значениях, и тогда он правильно поймёт это слово в любом контексте.
Есть определение ОМОНИМА (похожего слова, имеющего совершенно иное значение). Например, человек читает предложение: «Дед наточил косу». Здесь «коса» означает «острый инструмент для кошения травы, злаков». А для человека «коса» означает «заплетённые в виде жгута длинные волосы». Поэтому понять адекватно смысл предложения он не в состоянии.
Или есть ещё определение ЗАМЕНИТЕЛЯ (СИНОНИМА). Например, жена говорит мужу: «Купи краску салатового цвета, чтобы покрасить комнату». И пусть только муж принесёт ей краску зелёного цвета! Потому что «салатовый» и «зелёный» - это синонимы, т.е. они близки, но не тождественны по смыслу. У мужа может быть неправильное понимание, если он думает, что это одно и то же, но слово «салатовый» означает «бледно-зелёный, цвета салата». Ещё бывают слова, которые являются синонимами, но имеют противоположные смыслы в значениях. Например, наш «разведчик» хороший, а их «шпион» плохой.
Видите, одно дело, когда человек просто не знает слова, а совершенно другое, когда он пропускает или игнорирует слово, которое он вроде бы понимает, но неправильно, при этом думая, что он прав стопроцентно. Но такой подход может привести к провалу, т.к. человек просто не поймёт то, что он изучает или слушает.
Конечно, у человека может быть одно или два непонятых слова на всю страницу или текст, а может быть множество непонятых слов (особенно если он до этого никогда не утруждал себя прояснением их значений). Но непонятые слова уничтожат все попытки человека что-либо понять! Уверяю вас! И чтобы взломать это препятствие... преодолеть его, нужно найти именно эти непонятые слова и хорошо их прояснить.
(продолжение в 14-й части)