Лекция мистера Мэна: «Улаживание ситуации на Украине» (часть 14).

Jun 22, 2024 14:43





(продолжение лекции мистера Мэна)

Переводчик мне подсказал сейчас, что слово misunderstand ещё переводится как «недопонимать», и поэтому выражение misunderstood word можно перевести просто как «недопонятое слово». Хорошо, спасибо... Прошу прощения, но я, кажется, упустил самый необычный способ недопонимания слова, а именно «отвергаемое определение».

ОТВЕРГАЕМОЕ определение - это определение слова, которое человек не хочет принимать. Причина этого обычно состоит в том, что данное определение связано с эмоциональным зарядом, имеющимся у этого человека. Ему может казаться, что это слово или его определение унижает его, его друзей или его группу, либо каким-то образом рестимулирует его. И поэтому, даже недопонимая это слово, он отказывается прояснить его. Заметьте, что это происходит не из-за самого слова, т.е. информации, а из-за НЕАДЕКВАТНЫХ ЭМОЦИЙ, связанных с этим словом и этой информацией, понимаете?

- А что значит «рестимулирует»?

- Ух, вы подловили меня! Очень хорошо... Надо объяснить это слово. Дословно «рестимулировать» означает «стимулировать повторно». Состоит из двух частей: «ре-» («снова, опять») и «стимулировать» («побуждать к действию»). От латинского stimulus «длинная заострённая палка, которой подгоняют животных».

Но вообще, РЕСТИМУЛИРОВАТЬ значит «вызвать рестимуляцию». А рестимуляция - это реактивация воспоминаний о неприятном опыте в прошлом вследствие того, что в настоящем возникли похожие обстоятельства, которые напоминают обстоятельства прошлого. Или говоря упрощённо, рестимулировать - это вызвать заново, «пробудить» ранее забытые или скрытые воспоминания (или вызы-вать заново, «пробуж-дать», если говорить о рестимуляции как о длинном, растянутом процессе, а не о коротком моменте).

Что же происходит при рестимуляции? У человека где-то в памяти заложен старый негативный опыт (сильный стресс, потеря, ожог, травма и т.д.). Этот опыт, соответственно, содержит в себе заряд (скопления вредной энергии). Обычно этот заряд в «спящем» состоянии или режиме. Но если его каким-то образом «пробудить», «расшевелить», человек снова будет испытывать прежние воспоминания, ощущения или эмоции. Пример? Ветеран идёт по улице и вдруг слышит звук взрывающихся петард. Не думая, он прыгает в кусты, чтобы спрятаться от «опасности», а потом ещё долго он не может прийти в себя полностью. А другие люди в это время гуляют, веселятся и не прыгают по кустам, т.к. у них просто нечему рестимулироваться. А ветеран слышит звуки, которые напоминают ему взрывы боя, и ничего не может с собой поделать, и поэтому он так реагирует. В данном случае это очень быстрая, моментальная рестимуляция. А бывает так, что у человека случилась какая-то рестимулирующая ситуация, и только на следующий день у него вдруг «неожиданно» начинается сильная головная боль.

Но вернёмся к отвергаемому определению и приведём пример. Как это может быть в жизни? Например, человек отказывается прояснять значение слова «математика». Он не хочет знать, что это значит. Он не желает иметь с этим ничего общего. Но если вы начнёте выяснять у него, вы узнаете, что когда-то он с треском провалил зачёты по математике, и из-за этого его выгнали из колледжа. Соответственно, у него образовался эмоциональный заряд на тему «математика». Но если вы спокойно обсудите, почему он не хочет прояснять слово, вы обнаружите и затем высвободите заряд, связанный с этим словом. Терпеливо поработайте с человеком, выслушайте его (он может даже бурно повозмущаться, т.к. из него начнёт выходить заряд), и через некоторое время человек успокоится и сам захочет прояснить это слово. Подчёркиваю, что здесь не нужно копать глубоко. Достаточно просто спросить: «Что случилось?» или «Что тебя огорчило?», чтобы снять некоторый лёгкий заряд с обнаруженной ситуации.

Итак, хорошо, давайте продолжим. Если при чтении пропускать непонятые слова, это будет вызывать отчётливо распознаваемые умственные реакции. Какие? Непонятое слово вызывает у человека отчётливое ощущение пустоты в голове или ощущение усталости, измождённости (упадка сил). Далее следует ощущение, как будто он «не здесь» (англ. not-there feeling), а также своего рода нервная истерика (чрезмерное беспокойство). Могут быть и другие реакции из-за непонятых слов (подробнее можно посмотреть в буклете по технологии обучения).

- А если это слово из устной речи, а не из текста?

- Да это неважно, откуда именно, из текста или из устной речи, пришли непонятые слова. Их можно получить даже из какого-нибудь видео в интернете. Если слово попало в разум человека, и он не понимает его значения, у него будут возникать эти реакции.

Далее, если вы хорошо проясните все эти реакции и немного потренируетесь, вы сможете замечать данные проявления и у других людей. Это подобно тому, как по симптому врач определяет болезнь. Например, если студент сидит за книгой и смотрит куда-то пустым, бессмысленным взглядом, то вероятно, что он «не здесь», и вы сразу же понимаете, что он до этого «нахватался» в тексте непонятых слов.

Кстати, у многих учеников в конце школы бывает именно такой ужасающий пустой, бездумный взгляд. Почему? Потому что за много лет у них накопился целый вагон разных слов и терминов, которые они почему-то не прояснили - из-за плохой дисциплины, отсутствия мотивации или неправильного метода обучения. Причины могут быть разные, но результат всегда один. Набирая каждый год кучу непонятых слов, ученики становятся всё тупее и тупее, пока не впадают в одеревенелое, очень отупелое состояние... Школы и колледжи, конечно, нужны, но учителя и сами студенты несут ответственность за то, чтобы прояснять все слова и термины, которые им попадаются при обучении. Каждый студент должен следить за тем, чтобы не пропускать непонятые слова. Это вопрос самодисциплины.

Кстати, если человек читает по тексту вслух, то при встрече непонятого слова он может запинаться на слове или произносить его неверно; он может делать паузы при чтении или читать медленнее; он может хмуриться или выглядеть неуверенным и т.д.

Продолжим, и теперь первое препятствие в обучении. Первое препятствие - это отсутствие массы. Немного в другом контексте я уже говорил об этом сегодня, когда рассказывал про демонстрации и демонабор. Но теперь давайте посмотрим в корень проблемы. Для этого я приведу маленький пример. Когда вам кто-то говорит об очень абстрактных вещах, например, о чёрных дырах в космосе, у вас сразу же возникает ощущение, что вам чего-то не хватает, верно? И вам действительно чего-то не хватает. Вам не хватает массы. (Делает хватательные движения руками.)

Что такое «масса» в контексте изучения чего-либо... в контексте понимания чего-либо? МАССА - это реальные физические объекты; вещи, которые реально существуют в жизни. Проще говоря, это то, что вы можете посмотреть, потрогать, покрутить, повертеть. Понимаете? Это и есть масса чего-то. Противоположностью массы является «значимость». ЗНАЧИМОСТЬ - это смысл, идеи или теория чего-либо, а не его масса (материальное воплощение). Например, я могу сказать вам: «Это доска», но спрятать её за занавеской, чтобы вы не могли увидеть её. Но при этом я могу рассказать вам всю историю этой доски. Могу рассказать, какого она цвета, какие у неё размеры, форма, вес и т.д. Но всё это будет чистая значимость, т.е. просто мои мысли и идеи об этой доске. Или же я могу вам ПОКАЗАТЬ эту доску. Вот доска: вы можете потрогать и погладить её, можете сами увидеть её форму и настоящий цвет, можете даже почувствовать её запах. Это и будет масса. (Стучит по доске.) Чувствуете разницу? Хорошо.

Если изучать что-то, например, трактор, но при этом не иметь физически никакого трактора, это будет вызывать конкретные физиологические реакции. Обучение при отсутствии массы действительно вызовет у человека ощущение, что его придавило (приплющило). Он будет чувствовать, что его согнуло. Это вызовет у него чувство головокружения. Он будет чувствовать себя «умирающим» (безжизненным), скучающим, рассерженным (раздражённым). Могут быть и другие реакции. Например, он будет чувствовать давление на лицо, у него будут головные боли и странное ощущение в животе.

(продолжение в 15-й части)

Previous post Next post
Up