Лекция мистера Мэна: «Улаживание ситуации на Украине» (часть 12).

Mar 17, 2024 23:51



(продолжение лекции мистера Мэна)

Так-так, никто ещё не уснул из-за каких-нибудь слов? Давайте немного проснёмся! Для этого проведём упражнение по ориентации. Я буду показывать на какое-то место, а вам туда надо будет посмотреть. Итак, начали. Посмотрите на эту стену. Спасибо. Теперь посмотрите на ту стену. Спасибо. Посмотрите на потолок. Спасибо. Посмотрите на пол. Спасибо. Ну как? Слегка проснулись? Хорошо. Давайте ещё немного. Посмотрите на этот угол. Спасибо. Посмотрите на вот тот угол. Хорошо... Посмотрите на этих кенгуру. Ха-ха! Это шутка. Спасибо. Ну хорошо, продолжим лекцию.

А теперь вернёмся к нашим упражнениям со студентом. Итак, первое упражнение: здесь мы работаем над воспроизведением. И уже слегка затрагиваем понимание. Потому что эти две вещи идут в таком порядке: сначала - воспроизведение данного, а потом - понимание. Но не наоборот.

В следующем упражнении мы тренируем студента отвергать данные по своему усмотрению. Тренер даёт студенту какую-то малозначительную информацию. Например, он говорит: «Все стулья фиолетовые». И студент сначала воспроизводит это данное, а потом смотрит на это и решает для себя, согласен он с этим или нет? Это очень полезное упражнение. Всю жизнь нас приучали принимать любую информацию без разбора: правильная она или неправильная - это неважно, - ты ДОЛЖЕН принять её. А студент здесь тренируется над тем, что какую-то информацию можно оценить и, если необходимо, не принять и отбросить её.

И наконец, третье упражнение: здесь мы переходим к способности выносить суждения. Тренер говорит какую-нибудь неправильную фразу, а студент сначала её воспроизводит, а затем корректирует её так, чтобы она стала, по его мнению, более правильной... Сильно вдаваться в подробности процедуры я не буду, - для этого есть буклет. Я лишь отмечу самые важные моменты... Итак, тренер сначала говорит студенту фразу наподобие такой: «Тренер должен всегда соглашаться со студентом». А студенту даётся возможность поразмыслить над этой фразой и обдумать её на основе собственного опыта. И именно для этого студент в этом упражнении учится также использовать на столе какие-то небольшие предметы, чтобы показывать свою мысль... чтобы делать эту мысль более явной, ОЧЕВИДНОЙ. Об этом, пожалуй, следует рассказать подробнее.

И опять термины! Боже мой! Ну ничего, это очень простой термин «демонстрация»... Слово «демонстрация» означает «действие, сделанное для того, чтобы показать что-то или показать, как это работает». Слово происходит от латинского demonstrare «показывать, указывать, доказывать»... Например, отец демонстрирует сыну, как надо ездить на велосипеде. Иначе говоря, он просто показывает, как это делается, на обычном велосипеде. Т.е. сын не читает это где-то в инструкции из книги, журнала или энциклопедии, посвящённой велосипедному спорту... И отец не объясняет это сыну по телефону, сидя на балконе высокого небоскрёба и крича через множество этажей... Нет! Он берёт настоящий велик, садится на него и крутит педали, - смотри на меня и повторяй! Или, например, отец учит сына играть в футбол. Он показывает, как правильно бить по мячу, в какое место мяча нужно бить, какой частью ноги и т.д. Так понять намного легче, чем глядя в самый толстый и авторитетный футбольный учебник. Главное здесь - практичность и наглядность, и что может быть проще этого? Смотри, как это делается, и повторяй. Множество лишних слов, очень-очень сложных и впечатляющих, перестают быть нужны. Все эти бла-бла-бла, о-ля-ля. Улавливаете идею? Ну хорошо.

Итак, это может быть «живая» демонстрация на практике, в реальной ситуации. Или это может быть демонстрация с помощью каких-то вспомогательных вещей: фотографий, картинок, рисунков, видеокадров, схем и т.д. Например, если дети в Африке никогда не видели снега, то им можно будет показать какие-нибудь фотографии со снегом или даже видео. И им станет уже понятнее, что такое снег. Они его не потрогают, но хотя бы увидят его.

Также в наукологии ещё в некоторых случаях применяется так называемый «демонабор» (это сокращение от слов «демонстрационный набор»). Демонабор - это небольшие предметы (такие как пробки, крышки, скрепки, колпачки для ручек, батарейки и т.д.), которые используются во время занятий, чтобы изображать те или иные идеи, изложенные в теоретическом материале. Вы можете продемонстрировать всё, что вы изучаете, передвигая руками предметы из своего демонабора. Т.е. когда человек не может понять что-то, он сразу берёт свой демонабор и с его помощью представляет любой принцип или идею в деталях... Например, школьник учится, как переходить дорогу со светофором. Пусть он изобразит на столе реальную ситуацию: покажет дорогу и светофор, и покажет, что у светофора появился красный сигнал для машин, и что они остановились перед этим светофором и всё остальное, - покажет каждый элемент ситуации. Он должен перевести язык теории на язык действия. В общем, использование демонабора помогает разложить детально любую идею и УВИДЕТЬ, как это устроено или как это работает? Информация «оживает», и она начинает соприкасаться с реальным жизненным опытом. Бум! Вот оно как работает!

Чем-то это напоминает такую ситуацию... а точнее, работу штурмана. Штурман ведь тоже не пытается разложить всё по полочкам где-то у себя в голове (внутри головы), находясь в туманном представлении о том, где он сейчас находится. Нет, конечно. Он берёт карту, определяет точку своего положения на карте и чертит дальнейший маршрут, а потом уже отмечает на карте передвижение судна... Кстати, зарисовки - это ещё один действенный способ демонстрации. Главное в зарисовках - перенести свои мысли из головы на бумажную поверхность вовне. Во-первых, когда мысли крутятся в голове, - это сложно или даже запутанно. А на бумаге всё очень просто. Во-вторых, в голове очень сложно детально посмотреть на идею и разобраться в ней. А на бумаге вы можете посмотреть на эту идею более чётко и внимательно, как бы со стороны. Так удобнее анализировать отдельные элементы, и можно быстрее найти какие-то возможные ошибки и нестыковки, если они там имеются.

Но вернёмся к третьему упражнению. Тренер сначала говорит неправильную фразу: «Тренер должен всегда соглашаться со студентом». Студент, проявляя сомнение, берёт демонабор и демонстрирует на столе, что получается из этой фразы, если понимать всё как есть. Это чрезвычайно важная часть процедуры, т.к. дьявол кроется в деталях. И затем, исходя из выполненной демонстрации, студент предлагает собственное суждение: «Тренер должен всегда понимать студента». И это уже более подходящее суждение... Если вы сами хорошенько потренируете это упражнение в свою сторону (т.е. когда вы сами будете студентом), вам станет легче понимать сообщения других людей, а также выносить свои суждения о том, что они говорят.

Вообще, Старик, изучая образование и обучение (т.е. что именно происходит с человеком, когда он учится?), открыл очень много явлений и различных интересных моментов. Например, я уже упоминал вам, что когда студент встречает непонятое слово, у него после этого слова в голове возникает пустота. Но за этой пустотой происходит ещё кое-что. И это зависит от способности воспроизводить, которая есть у студента. Если её достаточно, человек становится «быстрым» в кавычках студентом, т.к. он очень легко всё запоминает, хотя совершенно ничего при этом не понимает (из-за непонятого слова). А если её недостаточно, человек становится «тупым» студентом. Но избавление от любого из этих состояний (и «блестящего непонимания», и «тупости») - в нахождении пропущенного непонятого слова. Вам это кажется невероятным? Но это невероятно ровно до того момента, пока вы однажды сами не проясните все непонятые слова в каком-нибудь совершенно запутанном тексте, и перед вами вдруг не возникнет полностью ясный текст! Это какое-то чудо! Проясняйте слова.

В общем, к чему я вас веду? Эти «быстрые» студенты, являющиеся на самом деле «блестящими студентами, которые не могут применять то, что изучили»... Как-то это звучит по-русски чересчур длинно! По-английски это звучит просто "bright non-applier"... Так что же это такое? «Блестящий» студент, оставаясь в классе физически, давно отстранился от занятий умственно. Он, по сути, не присутствует. Он давным-давно перестал конфронтировать СУТЬ предмета, - он конфронтирует только СЛОВА, т.е. символы вещей. И вместо того, чтобы учиться с интересом, он установил вместо себя некий автоматический механизм (где-то в разуме), который может получать и выдавать эти слова и предложения. Отсюда и получается «бойкий» студент или «зубрила». Результат: он может заучивать целые тексты и выдавать их обратно, и всё же никак при этом не участвовать в действии. И вот тут КЛЮЧ к такому студенту - ДЕМОНСТРАЦИЯ! Как только вы попросите такого «бойкого» студента продемонстрировать правило или теорию на столе с помощью скрепок и пробок, вся его бойкость разобьётся вдребезги.

(продолжение в 13-й части)

Previous post Next post
Up