Как кто-то пытается ловить рыбу в мутной воде*, или Игры разумов.

Sep 01, 2022 21:26





Привет! С вами на линии инфоскептик.

Сразу же сообщаю, что я не искажаю технологию, и кроме того, предлагаю каждому прочитать точную и полную информацию в источнике. Или погуглить в поисковике: «Как справляться с замешательством на работе», или же посмотреть книжку про проблемы в работе (вышла в 1956 году).

Итак, это вторая часть мини-курса «Начинающий диванный мозгоправ-специалист» с уклоном в область «разруливания международных конфликтов». Первую часть можно посмотреть вот здесь:

1-я часть мини-курса «Начинающий диванный мозгоправ-специалист»

Вероятно, это будет немного странно, но сначала я зайду с такого термина как «мировоззрение».

Мировоззрение: совокупность взглядов, воззрений на окружающее, на жизнь, на мир, на ту или иную область бытия (словарь Ушакова). Люди разных мировоззрений. Буржуазное мировоззрение. Научное мировоззрение. Обыденное мировоззрение.

В науке существует даже более 20 определений этого слова, и в каждом определении есть свои нюансы, но всё-таки существует общее ядро термина. И самое первое, что нужно понимать, что это не один какой-то взгляд, это целая СИСТЕМА, совокупность, комплекс взглядов. Если вы вырвете из этой системы одно положение, один какой-то взгляд, или как-то его немного измените, то вся эта система в целом, естественно, никуда не денется. Возможно, конечно, она изменится немного или даже очень сильно (это зависит от ситуации, но об этом чуть ниже), хотя как система она уже не останется совсем такой, как прежде.

Второе, что нужно понимать: то, что в мировоззрение входят самые разные вещи - взгляды, воззрения, принципы, понятия, убеждения, идеалы, ценности, правила, постулаты (в общем, самые разные идеи), и все они ВМЕСТЕ создают определённую «конструкцию реальности» или «картину мира». В идеале, конечно же, эта картина мира должна быть целостной и взаимосвязанной, а не раздробленной и бессвязной (не как «винегрет в пустой башке», как говорили «ещё в те прежние застойные времена»). Правда, если «научное мировоззрение» всё-таки стремится быть более объективным, фактическим, взвешенным и последовательным, «обыденное же мировоззрение» простого человека может порой развиваться совершенно стихийно и неосознанно, складываясь под напором времени, подавляющих* факторов или запутанных обстоятельств, вследствие чего может порой представлять собой довольно-таки безумное сочетание самых противоречивых взглядов, убеждений и мнений*.

И третье, что нужно понимать: то, что для исследователя или для наблюдателя со стороны, по сути, неважно, правильные или неправильные эти взгляды. Они просто есть как данность, и в виде общей «конструкции реальности» они используются данным конкретным человеком, чтобы как-то упорядочивать свою жизнь, делая её (как он думает) более стабильной, понятной и управляемой (мм, без комментариев).

Определение замешательства (англ: confusion*).

Порядок и замешательство - это две полярные крайности, которые нужно принимать во внимание, чтобы лучше управлять жизнью.

Замешательство: это любой набор факторов или обстоятельств, для которых, как кажется, невозможно немедленно найти решение. Более широкое определение таково: замешательство в этой вселенной - это ХАОТИЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ (англ: RANDOM MOTION, т.е. «случайное, беспорядочное, хаотичное» движение).

Будучи секретарём приёмной и получив десять входящих звонков одновременно, штатная сотрудница могла бы почувствовать замешательство.

Замешательство, каким бы огромным и непреодолимым оно ни казалось, состоит из данных, факторов или частиц. У него есть отдельные части. Замешательство является замешательством, лишь пока ВСЕ частицы движутся. Замешательство является замешательством, лишь пока ОДИН из факторов не будет ясно определён или понят.

Секретарь приёмной, получив десять звонков одновременно, устраняет замешательство, выбирая (правильно или нет) один из них, который она примет ПЕРВЫМ. Замешательство от поступления десяти звонков уменьшается, как только она выбирает один звонок для ответа.

Концепция стабильного данного (англ: doctrine of the stable datum).

Стабильное данное: что-то ОДНО, что было выбрано и на основе чего действуют, становится СТАБИЛЬНЫМ ДАННЫМ для остального (англ: The ONE thing selected and used becomes the STABLE DATUM for the remainder).

Концепция стабильного данного: замешательство продолжается, пока не выбрано ОДНО данное, ОДИН фактор, ОДНА конкретная вещь в беспорядочном движении частиц. Когда ВСЕ частицы движутся, остановите одну и посмотрите, как другие движутся относительно неё, и вы обнаружите, что замешательство уменьшилось. Когда одна частица принята за СТАБИЛЬНОЕ ДАННОЕ, оказывается возможным упорядочить остальные частицы (англ: ...others can be made to fall in line, дословно «...остальные [частицы] возможно выстроить в ряд [по линии]»). Таким образом можно рассмотреть и понять любую чрезвычайную ситуацию, любой механизм, любую работу и саму жизнь.

Следствия из концепции стабильного данного.

По сути, любая система знаний построена на основе ОДНОГО ДАННОГО. Это её СТАБИЛЬНОЕ ДАННОЕ. Стоит обесценить* это данное - и вся система знаний распадётся. Стабильное данное не обязательно бывает верным. Это просто то данное, которое не даёт возникать замешательству и относительно которого упорядочиваются другие данные (англ: It is simply the one that keeps things from being in a confusion and on which others are aligned, дословно «Это просто то, что удерживает вещи от пребывания в беспорядке [замешательстве], и относительно чего выравниваются другие [данные]).

Мы увидим, что стабильное данное лишает замешательство силы, и что, когда стабильное данное поколеблено, замешательство возобновляется.

Представим себе мужчину, у которого были проблемы с тёщей, и вот однажды после ссоры он сказал себе: «Все тёщи злы». Таково было его решение. Это решение, правильное или нет, стало стабильным данным, принятым в замешательстве. И он сразу же почувствовал себя лучше. Теперь он мог что-то делать по поводу этой проблемы или сносить её. Он знал, что «все тёщи злы». Это было неправдой, но это было стабильным данным.

И вот однажды, когда у него были трудности, его тёща пришла на помощь, вся такая супернадёжная, и оплатила не только его квартплату, но и другие долги. Внезапно он почувствовал сильное замешательство. Но такое проявление доброты не должно было бы вызывать замешательство. Так почему же он расстроился? ПОТОМУ, ЧТО СТАБИЛЬНОЕ ДАННОЕ БЫЛО ПОКОЛЕБЛЕНО (англ: BECAUSE THE STABLE DATUM HAS BEEN SHAKEN). Если стабильное данное поколебали, обесценили или опровергли, то человек снова оказывается в замешательстве. Разумеется, всё, что нужно сделать в данной ситуации, - это просто принять новое стабильное данное или восстановить старое (если в этом разбираться очень хорошо, это можно сделать довольно просто).

Пример, связанный с работой (я его несколько «ужал», но вы можете прочитать его полностью в книге):

Молодой, уверенный в себе парень решил найти работу, несмотря ни на что. Он просто сказал жёстко, с твёрдым намерением: «Я могу получить работу и удержаться на ней», и ЭТО БЫЛО СТАБИЛЬНЫМ ДАННЫМ. Благодаря этому он остановил замешательство рабочих будней и нашёл работу.

Но потом его вдруг почему-то уволили. И так несколько раз: его брали на работу и снова увольняли. С каждым разом он чувствовал себя всё менее стабильным и всё более неуверенным. Почему? Как мы уже увидели, ЕСЛИ стабильное данное сильно ПОКОЛЕБАТЬ (а тут оно не сработало уже несколько раз, [и пора было уже начать думать, что же здесь не так?]), то замешательство, связанное с определённой областью (в данном случае с работой), вдруг значительно усиливается. Если иметь такое «неподходящее» стабильное данное, трудности с работой вполне предсказуемы. Согласно автору, вот это гораздо лучшее стабильное данное: «У меня есть понимание жизни и работы - и поэтому я могу получить работу, удержать её и улучшить».

Другие примеры (про взгляды человека на политику и философию).

Допустим, человек совершенно спокоен за экономику страны, потому что ею занимается бесстрашный политический деятель, который делает всё возможное для улучшения экономической ситуации. Этот деятель является для человека стабильным данным по отношению к любому замешательству, связанному с экономикой страны. Поэтому человек «не беспокоится». Но однажды обстоятельства или политические противники выбивают* этого деятеля как данное (англ: ...shake him as a datum). Они «доказывают», что тот на самом деле был лжецом. Тогда человек снова начинает испытывать сильное беспокойство за экономику страны. Или возможно, вы приняли для себя какую-то философию, потому что человек, который излагал её, произвёл на вас приятное впечатление. А затем кто-то убедительно доказывает вам, что этот человек на самом деле вор или того хуже. Эту философию вы приняли для того, чтобы обрести какое-то душевное равновесие. Следовательно, обесценивание этого философа немедленно вернёт то замешательство, с которым вы были изначально.

Пример уже из нашей истории.

Пример с выбиванием у людей стабильного данного в виде «бесстрашного политического деятеля» напоминает не такую далёкую историю России. Когда кто-то пытается изменить чьё-то мировоззрение (т.е. изменить чью-то «конструкцию реальности»), то это означает, что он пытается совершить «РЕ-конструкцию» или «ПЕРЕ-стройку».

Александр Яковлев* в одной книге признавался, что во времена перестройки он и другие «истинные реформаторы» в узком кругу разработали и использовали поэтапный план уничтожения СССР. Вот что историк Евгений Юрьевич Спицын говорит об этом плане (с некоторой редакцией):

«Суть этого плана заключалась в следующем: СНАЧАЛА авторитетом Ленина ударить по Сталину (поэтому в первые полтора года перестройки на Сталина и его окружение были вылиты ушаты грязи). Когда это удалось, СЛЕДУЮЩИМ ЭТАПОМ стали бить авторитетом якобы социал-демократии уже по Ленину (стали развенчивать образ Ленина, который для нас был вообще сакральным образом). Когда развенчали образ Ленина, наступил ОЧЕРЕДНОЙ ШАГ: либерализмом и "нравственным социализмом" развенчать учения о социализме и коммунизме (стали говорить, что это всё ерунда, все эти какие-то "-измы", что нужен "социализм с человеческим лицом"). И в результате мы получили, что идеологически общество было абсолютно расшатано, было унижено, оплёвано. И в состоянии тогда было сопротивляться такое оплёванное общество разрушительным процессам в своём государстве? Конечно, нет. Это были внутренние корни развала».

Так что в указанном плане всё было расписано и просчитано: как сначала выбить первый «блок» из монолитной, казалось бы, стены (Сталин), чтобы затем выдрать оттуда «краеугольный камень» (Ленин), и как потом уже бить в нужном направлении (социализм и коммунизм), и как всё здание СССР в итоге будет разрушено и растащено по частям. И финальным аккордом стала попытка уже навязывания* (т.е. обратный вектор: не выбить «изнутри», а вбить, внедрить, вогнать «внутрь») чужеродных идей либерализма, в результате чего у миллионов простых людей в сознании образовалась идейная пустота (состояние «вакуума», что соответствует глубочайшей апатии и бесконечным внутренним конфликтам и сомнениям). А ведь так оно и вышло. И всё практически точь-в-точь как в нашей книге. Возможно, какой-то цэрэушник, хорошо знавший эту книгу, и составил такую методичку для Яковлева. Но вернёмся к самой книге, и вот ещё цитата:

Но вы обнаружите, что оно [замешательство] является превосходным общим знаменателем* для всего, что мы считаем злом в жизни. И если бы человек мог стать повелителем замешательства (англ: master of confusions), его внимание высвободилось бы для созидательной деятельности. Но до тех пор пока беспорядок [замешательство] в окружении человека приводит его самого в замешательство, он может думать только о разрушении - больше всего на свете он хочет разрушить беспорядок [замешательство]. (И поэтому бардак, начавшийся после крушения СССР, всё так и продолжается в том или ином виде.)

Почти «чёрная магия».

Чтобы привести любого человека в замешательство, достаточно найти его стабильные данные и обесценить их. Чтобы активизировать всё замешательство, которое когда-то было у человека, необходимо лишь поколебать эти несколько стабильных данных, раскритиковав их или приведя какие-либо доказательства.

Наиболее простая, «элементарная» форма обучения (почти как дзэн*).

Если вам когда-нибудь приходилось обучать кого-то, вы поймёте это. Вы пытаетесь объяснить ему, как что-то работает. Вы повторяете это снова, снова и снова. Затем вы даёте ему сделать это самому, и он тут же всё портит. [Вы печально думаете]: «Он не понял», «он не усвоил это». (На самом деле люди в таком случае думают: «Вот идиот».)

Обучая парня управлять машиной, не стоит забрасывать его потоком данных и затем указывать на его ошибки: это ввергает его в замешательство, заставляет его реагировать глупо. Прежде чем он усвоит множество сложных данных, которые ему необходимо знать, чтобы управлять этой машиной, он должен усвоить ОДНО ДАННОЕ.

Найдите какую-то «точку входа» (англ: entrance point) в его замешательство, ОДНО СТАБИЛЬНОЕ ДАННОЕ. Скажите ему: «Это - машина». Затем дайте ему в этом убедиться. Заставьте его пощупать эту машину, поиграть с ней, потолкать её. Скажите ему: «Это - машина». И вы будете удивлены, сколько времени это может занять, но вы удивитесь и тому, как будет расти его уверенность. Неважно даже, КАКОЕ данное он хорошенько усвоит первым, но лучше всего втолкуйте ему ЭЛЕМЕНТАРНОЕ БАЗОВОЕ ДАННОЕ (англ: SIMPLE BASIC DATUM). Вы можете показать ему, что эта машина делает, вы можете объяснить ему, каков конечный продукт*, вы можете сказать, почему ОН был выбран для управления этой машиной. НО вы ДОЛЖНЫ прояснить для него одно базовое данное, иначе он будет в замешательстве.

На этом месте мы могли бы оторваться от книги и уйти очень глубоко в философские дебри. Но вместо этого просто кратко изложим две точки зрения на две реальности.

Один автор (и по совместительству философ) в книге про оценку человеческого поведения написал, что «в действительности есть два вида реальности»: это 1) реальность МЭСТ* и 2) постулируемая реальность .

Реальность МЭСТ (англ: MEST reality): реальность, которую можно воспринять, измерить, испытать на опыте в физической вселенной. Обычно в отношении этой реальности у людей достигается высокая степень согласия. Эта реальность МЭСТ настолько тщательно встроена в человеческое существо на генетическом уровне и настолько бескомпромиссно постоянна в своём поведении (как в физике), что человек считает её неподатливой и поэтому старается раскрыть, например в физике, определённые естественные закономерности поведения физической вселенной.

Постулируемая реальность (англ: postulated reality): реальность, вызываемая к существованию созидательным или разрушительным воображением (англ: ...which is brought into being by creative or destructive imagination). Эта реальность граничит с областью эстетики, до сих пор неисследованной, и плавно переходит в неё. Есть люди, в основном в сфере искусства и философии, которые постулируют новые реальности для общества... Индивидуумы, а не массы формируют культуру народа. (Приводится даже пример с Голливудом, типа сегодня выходит фильм с Джоном Траволтой, а на следующий день тысячи людей уже одеваются и танцуют как он.)

Соответственно, социолог Свечников в диссертации «Сравнительный анализ методологических подходов к исследованию магии» (понятно, что он здесь исследует феномен манипуляций сознанием) обозначает эти же реальности (но немного под специфическим углом) другими терминами: 1) повседневная реальность и 2) виртуальная реальность.

Повседневная (обыденная) реальность: привычная, упорядоченная реальность обычной жизни человека. (Условно эту реальность можно ещё назвать «реальностью станка и холодильника».)

Виртуальная реальность: реальность, которая дана человеку в ощущениях, но которая отличается от повседневной реальности проявлением неожиданных и большей частью непредсказуемых свойств и событий. Виртуальная реальность социально конструируется манипулятором для запланированного воздействия на объекта манипуляции. (Условно эту реальность можно ещё назвать «реальностью телевизора и кино».)

Свечников выдвигает предположение, что во время целенаправленных (но, как правило, неявных или закамуфлированных) действий манипулятора происходит незаметная для человека подмена его повседневной реальности на модель виртуальной реальности, созданной манипулятором, в которой физические факты заменяются фактами интенциальными (созданными с определёнными намерениями). Эта модель виртуальной реальности активно внедряется в сознание объектов манипуляции и замещает или вытесняет их собственную модель реальности. Участник коммуникации, не знакомый с манипулятивными практиками, автоматически попадает в категорию пассивных наблюдателей и способен воспроизводить интерпретацию ситуации, которую ему скрытно НАВЯЗЫВАЕТ активный манипулятор.

Есть специальные методики, при помощи которых можно обнаруживать и обезвреживать случаи, в которых реальность человека пытались уничтожить, блокировать или обесценить (или хотели навязать ему чужую реальность). Так, например, есть метод «Прямая память*» в книге автора про оценку человеческого поведения. Но для её применения нужны специальные навыки и умения.

Возможно (я ещё думаю), что будет третья часть этого мини-курса.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

Ловить рыбу в мутной воде: (ирон.) извлекать для себя пользу из чьих-либо затруднений, корыстно пользоваться какими-либо неурядицами, беспорядками, неясностью обстановки.
Подавлять (англ: suppress): раздавливать (прессовать), осаживать (одёргивать), делать меньше, не позволять достигать чего-либо, вселять неуверенность в отношении возможности достичь чего-либо, приносить вред человеку любыми возможными средствами или всячески унижать его - и всё это деструктивная личность делает ради своей защиты (по нереальным или воображаемым поводам).
Мнение: чьё-то понимание, которое может быть основано на каких-либо фактах, а может и не быть основано на них.
Confusion: 1) замешательство, смятение, 2) путаница, неразбериха, беспорядок.
Обесценивать (англ: invalidate): опровергать, принижать, дискредитировать или отрицать то, что кто-то другой считает фактом.
Выбить: (здесь) избавиться, отказаться от какой-то принятой, устойчивой мысли, идеи (например, выбить из головы мысль).
Александр Яковлев: главный идеолог перестройки, который до этого в течение 10 лет был послом СССР в Канаде.
Навязывание реальности (англ: enforcement of reality): под этим подразумевается требование от человека испытывать или признавать существование реальности, когда он этого не чувствует.
Общий знаменатель: наиболее общий признак, элемент и т.п., который присущ всем людям или всем предметам в группе.
Дзэн: одна из школ буддизма, которая отличается своей простотой, практичностью и непосредственностью, неразрывно связанной с обычной жизнью. Последователя школы дзэн не обучают «тому, чему просто невозможно обучить», но его «ведут» или, лучше сказать, «толкают» до того момента, пока у ученика не наступит интуитивное прозрение.
Конечный продукт: завершённый результат работы или целенаправленной деятельности, который можно увидеть и можно использовать.
МЭСТ (англ: MEST): слово, образованное путём записи русскими буквами звучания английского термина MEST, составленного из первых букв слов matter (материя), energy (энергия), space (пространство ) и time (время). Используется для обозначения физической вселенной, либо отдельных материальных объектов.
«Прямая память» (англ: straight memory): «лёгкий» метод процессинга. Также называют «Прямым проводом», потому что специалист направляет память человека, и при этом как бы протягивает «провод» (словно проводя телефонную линию) напрямую между «Я» и каким-то воспоминанием из прошлого, пробиваясь сквозь все закупорки и контуры. «Прямая память» направлена на повышение тона, улучшение памяти и состояния человека.

#нетмайдану #защитаотманипуляций #манипуляции #нетманипуляции #недайсебяобмануть #ложь

#нетманипуляции, надувательство, жизнь, этика, обман, #манипуляции, свобода, #недайсебяобмануть, логика, лохотрон, #защитаотманипуляций, понимание, политика, ложь, #ложь, манипуляции, #нетмайдану

Previous post Next post
Up