Совместный литовско-бельгийско-французский фильм "Исчезающие волны" (другое название "Аврора") 2012 года очень сильно напомнил канадскую картину 2000 года "Возможные миры" с Тильдой Суитон в главной роли, режиссёр Робер Лепаж. Фильмы Тильды Суитон я начал смотреть запоем после "Орландо", но ничего особо не выделил, разве кроме упомянутого. Запомнилась картинка, сюжет откровенно разочаровал. И тогда я начал на базе первоначальной идеи фантазировать собственную историю. Но как-то бросил её на полпути. Оказывается, в ноосфере ничего не пропадает, либо появляется сразу во множестве версий.
В "Исчезающих волнах" проводится научный эксперимент по проникновению в сознание человека, находящегося в коме. Научный сотрудник Лука, которого выбрали на роль разведчика, испытывает некоторые проблемы с собственной чувствительностью и личной жизнью вообще, но считает, что это не скажется на его работе. Оказавшись в чужом подсознании, Лука обнаруживает там привлекательную девушку, которая с радостью отвечает всем его потаённым желаниям и ощущениям. Возвращаясь в реальность, он врёт своим коллегам о результатах проникновения, чтобы не потерять возможность продолжать свидания, которые по яркости перекрывают текущие отношения, да и вообще что бы то ни было. Нарушив условия эксперимента, Лука выясняет и личность человека, в чьё сознание он проникает. Её зовут Аврора, она перенесла автокатастрофу, и у неё полностью заблокирована телесная чувствительность.
Как и положено для сюжета о пластах памяти и страхов, в "Исчезающих волнах" появляются цитаты из всего уже существующего кинематографа на тему визитов в области подсознания. Подозреваю, что аллюзий там очень много. Для меня же были важны совпадения с "Вечное сияние чистого разума" Мишеля Гондри, с "Отторжение" Владимира Лерта (где в главной роли снимался Сергей Бабкин), с "Воображариум доктора Парнаса" Терри Гиллиама, с "Восставший из Ада 5: Преисподняя" Скотта Дерриксона, где две "адские соблазнительницы" ласкали друг друга сквозь кожу. Ещё несколько аллюзий узнались не столь остро. Нигде не всплыл фильм "Клетка" Тарсема Сингха (с Дженифер Лопес) 2000 года.
У Макса Фрая в романах серии "Лабиринты Ехо" существует "Библиотека ненаписанных книг". Вот сегодня у меня возникло чёткое ощущение, что я побывал в той библиотеке и взял с полки фильм, снятый по сценарию, переписанному мной во сне, после просмотра "Возможных миров". Ощущение не из приятных. Счастливого финала быть не могло. До самых последних кадров я ждал, что режиссёр Кристина Буозите допустит цитату из "Самоубийцы: истории любви" Горана Дукича, но нет. Я же не люблю "хэппи энды", люблю, когда в финале происходит "нечто третье".
Вроде бы, фильм о любви. О том, строится ли любовь на сексе? Или она полностью находится в области наших представлений о ней? Таковы ли мы, какими себе кажемся? Живём ли мы тем, чего мы сами хотим? Сейчас вокруг меня происходит слишком много разговоров о Боге. О присутствии Бога внутри нас. И на фоне этих разговоров выделилось, что в "Исчезающих волнах" создатели умудрились совершенно не коснуться темы Создателя. Только человеческое сострадание, человеческая ревность, человеческая слабость. И мне всё больше видится, что вера - экзоскелет. Да, в глубине нас всё-таки нечто лежит непознаваемое, но для меня это скорее Дао или "моральный закон" по Канту, настолько же сложный, как и "звёздное небо" над нами. А вера - способ получения писем из красной глубины, ларингофон, дешифрующий базовые пульсации.
Из "непридуманного мной" в фильме присутствует специалист по этике. Вот о возможности именно "этического контроля" я теперь всегда постараюсь помнить.
ЗЫ: И да, правильно отмечают в комментариях на торрентах, что-то есть в сюжете от Филипа Дика, и не обязательно от "Убика".