Вот уже неделю моё сознание (и фантазию) держит в цепких щупальцах режиссер, сценарист, актер и художник Энки Билал.
Настоящее имя - Энес Билалович.
Энки Билал родился 7 октября 1951 в Белграде (тогда - Югославия). В 1960 году его семья переезжает в Париж, где он продолжил учебу и в нем пробудился интерес к искусству комикса и кинематографу. В 19 лет Энки Билал начал работать как художник комиксов в журнале "Пилот".
Через три года он познакомился с писателем Пьером Кристеном, с которым впоследствии они выпустили ряд удачных книг комиксов. В 1980 году Энки Билал выпустил первую книгу своей знаменитой "Трилогии Никополя" - "Праздник бессмертных". В 1987 году он был отмечен престижной премией ежегодного фестиваля комиксов в Ангулеме.
Кроме того, с начала 1980-х годов Билал работал в кино и театре - в качестве художника по костюмам и художника-постановщика, создавал рекламные плакаты.
В 1989 году он поставил свой первый полнометражный фильм "Бункер "Палас отель". За второй свой фильм "Луна Тихо" (1997) Энки Билал получил приз Брюссельского кинофестиваля фэнтези и хоррора - "за художественный уровень и визуальную концепцию". В 2003 году мастер европейского комикс-арта по мотивам своих комиксов снял фантастическую картину "Бессмертные: война миров".
Это официальная информация, которую можно прочитать на сайтах, посвящённых художнику. Мне же интересно воспроизводить информацию, заключённую в работах помимо знания об авторе.
Мне видится, что есть особый вид художников, тесным образом связанных друг с другом, помимо даже знакомства с творчеством, не говоря о личном. Первым мне попался Г.Ф.Лавкрафт, вторым Филип Дик, хотя возможно Терри Гиллиам (а он отсюда же) был раньше. Многие мне с радостью накидают своих персонажей в эту кагорту, но дело не в жанрах или визуальных эфектах, а именно в некой родственности. Стивен Кинг, кстати, к ней не причастен.
Я пока не могу определить для себя их название, но я понимаю, что эта та "песочница", в которую мне ужас как необходимо пробраться.
Отдельно о фильмах. "Бункер Палас-Отель" (1989).
Весь фильм меня не покидало стойкое ощущение, что я смотрю клип Милен Фармер (из-за внешнего сходства главной героини с певицей и интерьерам, подобным декорациям из Desenchantee). Вот только музыка наложена совершенно другая - славянский фолк, нечто максимально далёкое от атмосферы умирающего города, дышащее деревней и дождём.
Ближайшее будущее. Идёт гражданская война. Партийная элита скрывается под землёй. Туда же, вместо погибшего шпиона, проникает и девушка из Сопротивления. Мы видим человеческую беспомощность, страх, ненависть, безумие. Что несёт этот фильм? Первое впечатление, что у него нет никакого месседжа для зрителя. Важное послание от Бывшего президента к Новой власти мы слышим на неизвестном нам языке. Самое главное - не слова, а наше состояние во время просмотра, погружение в коктейль эмоций показанных нам Сильных мира того. Потому что состояние - и есть знание. Не сказанное - от слов можно отмахнуться, - а прожитое.
Мне предложили на блюдечке интересный опыт. Опыт неизвестности. Опыт ожидания. Опыт потери всех прав на что-либо в будущем. Чем-то этот фильм мне напомнил "Куб-2 (Тессеракт или Гиперкуб)", где героиня проходит сквозь "ад", чтобы... Здесь финал не настолько однозначен.
Вот только после "Куба" (любого), ты спокойно возвращаешься в свой солнечный и радостный реальный мир, а после "Бункер Палас-Отель" начинаешь сомневаться: а не живёшь ли ты в иллюзии? Может тот, альтернативный, происходит на самом деле. "Матрица" победила, а я и не заметил.
"Тико Мун" (1996) - оживший комикс. Если в первом фильме ты ещё смотришь кино, то лица второго фильма кажутся тебе нарисованными, а пейзажи раскрашенными поверх карандашных скетчей.
Композиция расположения персонажей в кадре, фишки интерьера, движение камеры... Единственно, что добавлена музыка. И хорошая музыка, по делу.
Опять же тирания. Тоталитарное общество на Луне, чем-то напоминающее Марс из "Вспомнить всё" с Арнольдом Шварценеггером. Главный тиран продлевает свою жизнь за счёт доноров, дающих ему органы и нервные клетки. Его гены поражены смертельной инфекцией, проступающей на теле синими пятнами. И единственный подходящий донор, бывший боец Сопротивления Тико Мун, у которого когда-то брали часть мозга для пересадки тирану, скрылся благодаря жене тирана. Каждый из трёх сыновей тирана ищет его своими методами и со своей целью. Но всех родственников тирана кто-то начинает убивать по одному. И из их ран течёт синяя кровь.
Мы видим эту историю глазами сорокапятилетнего мужчины, у которого стёрты из памяти его первые двадцать лет. И ему постоянно на пути встречается рыжеволосая девушка, очень похожая на бойца из первого фильма.
"Бессмертные (благодаря жизни)" (2004)
Этот фильм я пересматривал раза четыре. Почему-то всегда в полном одиночестве. И каждый раз после просмотра мои сны воровали из него все подвернувшиеся детали и пейзажи.
Снова планета Земля. Над Нью-Йорком в воздухе появляется металлическая пирамида. Атаки вертолётов ни к чему не приводят. Это не инопланетяне. На Землю вернулись боги Египта.
У них свои цели и пари между собой. Родственность происходящего в фильме Диковским романам зашкаливает. Но я увидел эту медлительную фантазию до того, как прочитал первую из Диковских книг. Здесь нет экшэна, здесь есть метания души н невероятно красивая (и не менее от этого страшная) картинка.
Фильм продолжает идеи двух предыдущих, вот только девушка (того же типажа красоты, который и мне больше всего нравится) носит не рыжую, а синюю причёску. И слёзы у неё тоже синие.
Про съёмки четвёртого фильма Энки Билала я не слышал. Остаётся раздобыть переведённые на русский язык комиксы Энки Билала и добавлять музыку к ним, а также скорость прокрутки движения самостоятельно.