Девятая Национальная выставка и форум NAIS 2022 начала свою работу в День гражданской авиации 9 февраля в Крокусе.
99 лет и один день тому назад в стране советов был создан Совет по гражданской авиации. Так что поздравляю всех с прошедшим праздником! И в честь праздника - ярких и улыбчивых фотографий самого нового гражданского самолёта - ЛМС-901 "Байкал".
Впервые с самолётом можно было познакомиться на МАКС-2021, и это было ожидаемо. Но вот вопрос - что делал самолёт на выставке, которая исторически была посвящена инфраструктуре гражданской авиации и прежде всего - аэропортам?
Разгадка заключается в том, что решать задачи повышения транспортной доступности и развития производства в стране современных летательных аппаратов чиновники разных ведомств должны совместно.
В итоге на МАКС представители Минтранса и Росавиации развернули свою экспозицию, а на NAIS Минпромторг выступил с ответом. Да и ещё с каким!
Объединённый стенд, на котором разместились Минпромторг РФ, Минвостокразвития РФ, правительство Хабаровского края, Корпорация развития Дальнего Востока, АО "УЗГА", ООО "Байкал-Инжиниринг", авиакомпания "Аврора" и проект "Кибердром", расположен прямо у входа в выставочный зал.
Это самый большой по площади стенд, с самым крупным натурным экспонатом, со своей конгрессной площадкой… а если учесть, что рядом были стенды ОАК и "Вертолётов России", можно констатировать, что авиапром радикально преобразил выставку.
То, что на стенде собрались, казалось бы, слишком разные ведомства и компании, тоже имеет своё объяснение. В целом экспозиция посвящена не собственно "Байкалу", а комплексному инфраструктурному проекту, который включает в себя сборочное производство, авиационный учебный центр, центр по техническому обслуживанию и ремонту, склад запчастей и т.д. Сегодня авиационная промышленность предлагает потенциальным эксплуатантам не железку, а полноценный инструмент для зарабатывания денег.
Обо всём этом рассказывали в ходе трёхчасовой презентации, которая прошла тут же на стенде. Представители компании "Байкал-Инжиниринг" сделали 12 докладов, которые были посвящены формированию облика самолёта, системе послепродажного обслуживания и подготовки лётного и технического персонала, экономике эксплуатации и производственной кооперации, обеспечению безопасности и многим другим вопросам.
Я насчитала в зале человек 80, а организаторы говорят, что всего было не меньше, чем 120 слушателей - люди подходили, слушали интересные им презентации и шли дальше по своим делам.
Ну ладно, хватит о заумном, пора о красивом. Вот такой "Байкал" с сердечком.
К слову, в "Крокусе", где проходила выставка, есть балкон, с которого можно сделать кадры с верхней точки. С такого ракурса у меня фотографий "Байкала" ещё не было.
Осмотримся в салоне. Там установлено девять кресел, около пилотской кабины два кресла - против полёта, остальные - по полёту. Ширина салона чуть меньше, чем в Ан-2, длина - больше, чем у Ан-2. Высота салона 1,6 метра. С учётом того, что на стоянке пол находится под уклоном, проходить по салону можно лишь немного наклоняя голову. В полёте придётся нагибаться посильнее. Но в любом случае я шишек не набила.
Высадка-посадка пассажиров через большую дверь в хвостовой части. Девушка в бежевом заняла место "зайца" - там кресла нет.
У пилотов есть свои двери справа и слева. Это очень полезно для грузовой версии самолёта: в Ан-2 пилоты проходят через дверь в хвосте, и приходится в салоне оставлять для них проход, не занимая это место грузом.
Ещё один выход - аварийный.
В кабине пилотов установлен "переходный" пилотажно-навигационный комплекс. Пока испытательные полёты начаты в такой конфигурации. Но в будущем самолёт получит полностью отечественное бортовое радиоэлектронное оборудование.
По поводу обтекателей колёс было очень много споров. Скептики говорили, что на грунтовых аэродромах обтекатели быстро забьются грязью или снегом. На самом деле авиакомпании сами будут выбирать, какая конфигурация им нужна. Кто летает с бетонных полос - может заказать обтекатели. Кому нужно летать на раскисшие грунтовые полосы - закажут версию с колёсами увеличенного размера.
Раз уж заговорили про импортозамещение, вот вам и отечественный двигатель ВК-800СМ. Правда, пока только макет. "Боевой" двигатель обещают поставить на стенд в этом году, а в 2025 он уже будет на самолёте.
Ещё одно перспективное направление развития - создание "Байкала" с гибридной силовой установкой, которая позволила бы в случае отказа единственного маршевого двигателя безопасно долететь до аэродрома и совершить посадку.
Пока рассматриваются варианты с двумя небольшими двигателями на крыле, либо одним, но побольше, на одном валу с редуктором. Электричество для привода электродвигателей могут дать либо литий-ионные аккумуляторы, либо небольшая вспомогательная силовая установка. Сейчас конструкторы считают, какой вариант будет легче, надёжнее и дешевле.
Двухщелевые закрылки. Сейчас зафиксированы во взлётном положении.
Самолёт понравился посетителям. Рядом с ним сразу собралась толпа любителей постить гламурные фоточки в инсту, мастера селфи, а следом подтянулись и промоутеры.
Авиакомпания "Аврора" тоже представлена на стенде. Сегодня у "Авроры" уже есть "мягкий" заказ на 10 самолётов, которые планируется использовать для авиационных работ на территории Хабаровского края. Авиакомпания уже определилась с конфигурацией своих бортов и сформировала перечень дополнительных опций. Так что надеемся, что вскоре появится самолёт в фирменной ливрее не в виде макета, а в облике первого серийного борта.
Также УЗГА показывает на выставке свою новую разработку - турбовинтовой региональный самолёт на 44 кресла, ТВРС-44. Вот этот самолёт на NAIS едва ли покажут - он просто не поместится в павильоне. Так что ждём МАКС.
Вот такая красота!
Олег Пантелеев, Марина Лысцева, специально для этого блога.