Барбара Радзивилл

Nov 06, 2011 16:19





Наверное, самая раскрученная из всех историй романтического толка об эпохе Ягеллонов - история красавицы Барбары, ставшей королевой. Золушкой она не была: Радзивиллы уже в 16 веке были самым знатным родом Литвы и по традиции получали должность великого литовского гетмана, а по матери Барбара была потомком третьей жены Ягайлы, Эльжбеты Пилецкой, женитьба на которой уже престарелого короля стала поводом к грандиозному скандалу.

Итак, семнадцатилетней Барбара Радзивилл была выдана замуж за видного литовского магната, последнего представителя знатного рода, Станислава Гаштольда. Брак оказался недолгим: через четыре года она овдовела, оставшись бездетной держательницей обширных владений. Согласно старинным литовским законам, земли Гаштольдов должны были отойти великому князю, и брат вдовы, Николай Красный, обратился к королеве Боне, жене Сигизмунда Старого, с ходатайством, дабы хотя бы часть этих земель оставили Барбаре на содержание. Для решения этого вопроса в 1543 году в Геранёнский замок приехал Сигизмунд-Август, сын и соправитель Сигизмунда Старого. Он тогда был женат на Елизавете Австрийской, но счастья в браке всё ещё не нашёл, а Барбара Гаштольд была 23-летней красавицей. Красоту её отмечали все, даже враги: писали о прекрасной коже, больших тёмных глазах, узкой талии, о необыкновенном вкусе в выборе одежды. Всем цветам она предпочитала красный, который очень ей шёл; очень любила жемчуг и, как утверждали злые языки, мужчин. Говорили, что у прекрасной Барбары было якобы 38 любовников, но это, вполне возможно, только сплетни, распространявшиеся врагами. А врагов у неё появилось много - благодаря встрече в Геранёнах.




Король (ровесник Барбары) влюбился в неё. Достаточно скоро они стали любовниками. Встречи продолжились и в Вильно, где дворцы Радзивилла и Ягеллона стояли рядом. Рассказывали (опять сплетни!), что будто бы специально для этих встреч был прорыт подземный ход. Король овдовел и тайно от государства и своих родителей женился на Барбаре. Насчёт этого говорили, что Николай Красный и его двоюродный брат, Николай Чёрный, предусмотрительно взяв с собой ксёндза, подстерегли однажды короля, когда он выходил из спальни вдовы. Той же ночью их и обвенчали. Видимо, эта сплетня на совести у врагов Радзивиллов.




Женитьбу Сигизмунд-Август решил скрывать до тех пор, пока не станет единственным правителем. Отец его был уже очень стар, и в 1548 году давно ожидаемый момент наступил. Сразу после смерти отца король объявил, что он уже женат и что имеет намерение короновать свою жену, но эта новость эта вызвала общее возмущение.

Надо сказать, что корона в эти годы находилась в непростом положении. В последний период правления Сигизмунда Старого польско-литовское общество жило в ожидании реформ. Шляхта рассчитывала, что молодой король ограничит власть магнатов, заставив их исполнять законы, а вместо этого она узнала, что Сигизмунд-Август женат на представительнице чуть ли не самого могущественного магнатского семейства. Другие аристократы, конечно, не приветствовали ещё большее возвышение Радзивиллов. А церковь боялась, что король будет покровительствовать диссидентам: Николай Красный был кальвинист. К тому же Радзивиллы в ту эпоху выступали за бОльшую независимость Литвы от Польши, и польская шляхта относилась к ним особенно враждебно.

Противники этого брака при дворе объединились в настоящую партию во главе с магнатом Петром Кмитой. Ян Тенчинский заявил, что скорее признает султана польским королём, чем Барбару Гаштольд - королевой. Шляхта в один голос требовала удалить Барбару и расторгнуть брак, а примас выразил готовность осуществить развод и разложить грех короля на всех поляков. На заседании сейма шляхтич Пётр Борашинский именем Бога умолял короля отказаться от своего брака, и депутаты стояли на коленях, поддерживая эту мольбу. Но король ответил решительным отказом, сказав: "Что сделано, то сделано" и предположив, что шляхте важнее, чтобы он был верен всем своим подданным, чем чтобы он оказался неверен своей жене.




Король предпочёл пойти на ряд уступок, чтобы склонить общество к признанию своего брака. Церкви он пообещал, что не разрешит диссидентам занимать видные должности, шляхту задобрил лестью, а отдельных магнатов - раздачей коронных имений. В 1550 году, через два года после объявления о браке, Барбара была наконец коронована в Кракове. Но всего год спустя, после тяжёлой болезни, она умерла.




Королеве было всего 32 года. Принято было считать, что её отравила свекровь, Бона Сфорца, так и не смирившаяся с сыновним мезальянсом, но это, видимо, только дань расхожим представлениям об итальянцах эпохи Возрождения. Уже в наше время экспертиза показала, что королева Барбара умерла от рака. А король остался безутешен. Сохранилась легенда, что он якобы просил пана Твардовского, знаменитого чародея, вызвать дух покойной. Тот выполнил просьбу, но король, увидев привидение, не сдержался и попробовал прикоснуться к нему, хотя и обещал это не делать. И дух Барбары исчез.




А король умер спустя двадцать лет - одиноким и несчастным, и на нём закончилась династия Ягеллонов.

Барбара Радзивилл, 16-й век, Сигизмунд-Август, Ягеллоны, Радзивиллы

Previous post Next post
Up